Законопроект по обеспечению суверенитета на Донбассе откладывают до лучших времен. Если еще в начале недели провластные политики говорили, что документ будет принят на заседании Верховной Рады 16 ноября, то теперь не факт, что он будет утвержден даже до конца года.
Проект, носящий название "О государственной политике по обеспечению государственного суверенитета над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях" в среду был заблокирован профильным парламентским комитетом и отправлен на доработку.
Почему так произошло разбиралась "Страна".
Как рождался проект
В начале октября 2017 года Верховная Рада 233 голосами приняла в первом чтении законопроект о реинтеграции Донбасса, инициированный президентом Украины Петром Порошенко. Точнее его более правильно называть законом об оккупированных территориях, так как именно на это делается в нем акцент, а о реинтеграции там нет ни слова.
Два дня рассмотрения документа сопровождались скандалами - депутаты блокировали трибуну, устраивали потасовки, в сессионном зале даже была зажжена дымовая шашка. Параллельно с рассмотрением этого документа и голосованием в первом чтении, парламентарии целиком приняли и другой проект - продлили еще на год действие закона о спецстатусе Донбасса (на это очень настаивал Запад). Причем ранее эта норма содержалась в законопроекте о реинтеграции, но затем была оттуда удалена и вынесена в отдельный документ, так как "Народный фронт" поначалу отказывался голосовать за реинтеграцию с продлением статуса.
В итоге, правда, все получилось почти наоборот - за продление успешно проголосовали, а судьба "реинтеграционного" закона по-прежнему туманна.
Ко второму чтению в президентский проект на 11 статей на 16 страницах с момента принятия 6 октября в первом чтении было внесено более 600 правок. Большинство из них комитет отклонил сразу, но над некоторыми шли горячие баталии.
Сперва самой спорной считалась норма, заложенная в 7 статью проекта, - о необходимости выполнить Минские соглашения. Поэтому еще в момент рассмотрения в зале в первом чтении ее упразднили.
Потом баталии разгорелись вокруг предложенной поправки о разрыве дипломатических отношений с Россией. После поднятого хайпа и ее удалили.
Казалось бы уже ничто не могло помешать принять этот закон, но вышло иначе.
На заседании комитета Рады законопроект было решено доработать. То есть, в сессионный зал он внесен не будет.
Статьи преткновения
Была подозрительна та легкость, с которой глава комитета, нардеп от "Народного фронта" Сергей Пашинский в какой-то момент прервал прения по проекту и предложил коллегам закрыть заседание и приступить к работе над новой редакцией, которая бы устраивала всех.
Ведь это его фракция "Народного фронта" - один из лоббистов документа. Хотя депутаты возобновили дискуссию, найти консенсус по некоторым положениям законопроекта так и не удалось. Это новая редакция статья 10, в которой на этот раз говорилось не только о поездках на неподконтрольную территорию и перемещении товаров, но и о расширенных полномочиях военных и спецслужб.
Там, в частности, отмечается, что в районе проведения мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживания вооруженной агрессии Российской федерации в Донецкой и Луганской областях должностные лица, привлеченные к операции, имеют право применять оружие и боевую технику, а также проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, и в случае их отсутствия, задерживать их для установления личности.
Кроме того, они получают право проводить личный осмотр граждан и их вещей и транспортных средств, а также входить или проникать в дома и другие помещения и на земельные участки. Такая формулировка вызвала серьезные споры.
Народный депутат Алексей Рябчин ("Батькивщина"), который в комитет не входит, но присутствовал на заседании, назвал это попыткой де-факто ввести военное положение. Причем, ограничить права людей смогут даже в Краматорске и Старобельске, которые находятся относительно далеко от линии соприкосновения.
Фото: facebook.com/alexrbchn
"Такие действия стали бы нарушением конституционных прав наших граждан, которые в таком случае могут спокойно обращаться в суд", - говорит "Стране" народный депутат Виталий Куприй (внефракционный, член партии УКРОП), который также участвовал в заседании.
В законе вспомнили о Крыме
Он также считает, что в рассмотренной редакции сохраняется возможность экономических отношений с неподконтрольными территориями (депутат называет это "торговлей на крови") и недостаточно расписана ситуация с Крымом.
"Депутаты от УКРОП внесли правку в статью 11 (заключительные и переходные положения - Прим.Ред.) о том, что Рада рекомендует профильным органам власти инициировать разрыв дипломатических отношений с Москвой и денонсацию договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской федерацией. А нас в ответ на заседании назвали агентами Кремля", - комментирует депутат.
"Самопомощь" также скептически оценивает предварительные результаты работы над проектом. "К сожалению, принципиальные для нас вещи не попали в последнюю редакцию", - говорит член комитета Тарас Пастух ("Самопомощь").
В проекте по настоянию "Самопомощи" появилась ссылка на закон относительно оккупации Крыма, где указывается дата ее начала - 20 февраля 2014 года, которая указана в постановлении Верховной Рады и в исках Украины в международные суды по поводу Крыма. А по всему тексту законопроекта добавлено положение по поводу оккупации Крыма.
"Сейчас такая конструкция может работать, но мы не знаем, как дальше будет развиваться судьба Крыма, ведь видим уже сейчас попытки разделить Крым и Донбасс. Поэтому есть угроза, что это ссылка не будет работать", - отметил депутат.
Кроме того, не решен вопрос с необходимостью подписания президентом указа о применении вооруженных сил, чего требует закон. По мнению Пастуха, это могло бы защитить военных от суда за участие в военных действиях по законам мирного времени. Он затруднился сказать, будет ли с учетом новой редакции голосовать "Самопомощь".
Несмотря на провал заседания комитета по этому документу, член комитета, лидер фракции БПП Артур Герасимов в комментарии журналистам на полном серьезе похвалил коллег за "успешное продвижение" в деле подготовки ко второму чтению.
"Сегодня вы увидели, что из одиннадцати блоков вопросов по десяти мы приняли согласованное решение комитета, конечно, с небольшими правками, которые будут технико-юридически вноситься. Это говорит о том, насколько качественно отработала рабочая группа", - сказал он. Тем не менее, над статьей 10 придется поработать. "Там будет детально выписано, чтобы не было злоупотреблений в направлении нарушений прав человека. А так мы полностью поддерживаем логику и идеологию этой статьи", - отметил Герасимов.
При этом он категорически не согласился с утверждением, что провластное большинство затягивает с вынесением документа в зал.
"Мы никоим образом ничего не затягиваем. Как вы услышали, были предложения сразу начать статью выписывать, пока мы проговаривали другие статьи законопроекта и в конце (заседания) комитета ее проголосовать", - настаивает Герасимов. Он считает, что законопроект "обязательно" будет принят еще в этом году.
Категорически против законопроекта выступил "Оппозиционный блок", который считает, что закон окончательно отрежет неподконтрольные территории от Украины.
"В документе нет ни слова о реинтеграции. Единственный шанс на реинтеграцию Донбасса - это выполнение Минских соглашений. Это говорят все наши зарубежные партнеры от Трампа, Меркель и Макрона до людей, желающих мира в стране. А власть, убирая это из закона, создает пошаговый план, как окончательно отрезать регион и отобрать у людей последние надежды на мир. Так какая тогда реинтеграция? Это проект об отрезании территорий и людей, которые там живут", - пишет на своей странице в Facebook народный депутат от "Оппозиционного блока" Сергей Ларин.
"Проблемный законопроект для Минского процесса"
Провластные силы лукавят, обещая принять этот проект, говорит "Стране" на это политический эксперт Руслан Бортник.
"Этот законопроект изначально был придуман, как инструмент маскировки при принятии закона о продолжении еще на год особого статуса для Донбасса. Он нужен был для отвлечения внимания "Народному фронту" и другим ястребам. В итоге превратился в военно-политический кодекс АТО. Чтобы там не говорили о разных статьях, самая спорная норма - это разрыв дипломатических отношений с Россией. Поняли, что в зале радикалы будут требовать наличие нормы о разрыве дипотношений. И это могло сыграть против президента. С одной стороны, ему бы пришлось заблокировать внесение этой нормы, чтобы не спровоцировать негативную реакцию западных партнеров, а с другой стороны, он бы этим подставился под обвинения в отсутствии патриотизма радикальной части Украины", - говорит "Стране" Бортник.
Самоубийством считают разрыв дипломатических отношений с Россией и внутри самой фракции БПП.
"Уровень отношений с РФ сейчас на самом низком уровне, но если Украина по своей инициативе разорвет эти отношения совсем — это будет использовано Россией как выход Украины из переговоров, из Минского процесса и дипломатического пути решения конфликта. После стольких приложенных усилий, которые были направлены на политико-дипломатический путь решения конфликта, сделать это - это просто самоубийство", - заявил журналистам замглавы фракции БПП Алексей Гончаренко.
Один из нардепов правящей коалиции указывает и на две другие причины отсрочки с принятием законопроекта. "Во-первых, он очень проблемный с точки зрения Минского мирного процесса. А это нравится Западу, которые ведет сейчас трудные переговоры с Россией и не хочет, чтобы ситуация еще больше зашла в тупик из-за принятия Украиной закона, где Донбасс назван оккупированной Россией территорией. Во-вторых, не всем нравится предусмотренное законопроектом расширение полномочий президента по контролю за силовыми структурами и вообще расширение полномочий силовиков", - сказал нардеп.