В самом секретном ведомстве Украины – Службе Внешней Разведки без особого шума произошел кадровый переворот.
Еще 13 сентября 2017 года Петр Порошенко назначил главой СВР Егора Божка. Ранее эта должность – с 29 апреля 2016 года – была вакантной, а Службой руководили замы председателя СВР – первый заместитель Игорь Разинков (был и.о. главы), и "просто" заместители - Владимир Синькевич и Павел Пашковский.
Но вскоре после назначения был уволен 9 октября Пашковский, затем – 17 октября, был уволен первый заместитель председателя СВР Игорь Разинков, а 21 ноября та же участь постигла Синькевича. Причины увольнений так и не были озвучены.
"Страна" выяснила, почему президент произвел столь масштабные перестановки в украинской спецслужбе.
В чем сила СВР
Несмотря на то, что в обществе принято скептически оценивать возможности украинской разведки (мол, куда нам до ЦРУ) СВР представляет собой достаточно интересную и важную структуру.
В первую очередь из-за своих технических возможностей.
"В распоряжении ведомства есть очень мощные средства для считывания информации, перехвата, радиоразведки и прослушки", - говорит источник "Страны" в разведсообществе Украины.
Отметим, что об этом, правда, без деталей, отдельно говорится даже на официальном сайте СВР.
"Важной системообразующей составляющей Службы внешней разведки Украины является техническая разведка СВР Украины, которая обеспечивает получение специальными методами достоверной документальной информации на каналах международных телекоммуникационных сетей, - пишет сайт организации. - Украина относится к государствам, которые обладают потенциалом для осуществления полного цикла радиоэлектронной разведки. Департамент технической разведки и его подразделения, дислоцированные в регионах государства, располагают уникальное оснащение, здесь работают опытные специалисты в области радиоперехвата и криптографии, системные программисты и аналитики. Это дает возможность регулярно получать особо ценную конфиденциальную информацию политического, экономического, научно-технического и военно-стратегического характера, обеспечивать активное участие украинской разведки в борьбе с международным терроризмом и транснациональной организованной преступностью".
Данный раздел проиллюстрирован вот таким фото:
Фото: szru.gov.ua
Не понимали намеки Банковой
Именно эти широкие возможности по считыванию информации и стали, по данным наших источник в СВР, предметом особого внимания президента Петра Порошенко и привели к его конфликту с прежним руководством Службы.
"Между руководством СВР и Порошенко в последнее время возникло взаимное непонимание по поводу функций и задач нашего ведомства, - говорит источник. - Первые лица Украины недвусмысленно намекали руководству разведки, что основные угрозы интересам государства существуют не вовне, а внутри страны. Главным образом президента и его советников интересовали технические ресурсы нашей службы - современные комплексы для прослушки. Они должны использоваться для нужд именно внешней разведки. Но на Банковой требовали, чтобы наши "радары", грубо говоря, были развернуты внутрь Украины и занимались отслеживанием, в том числе, и украинских политиков и бизнесменов, а особенно - оппонентов действующего президента. Естественно, к внешней разведке это никакого отношения не имело. Поэтому прежнее руководство, хотя и не было настроено бунтарски, между тем, давало понять, что не хотело бы заниматься этими вопросами. Ведь все понимают, что любая власть временна. И после ее смены обязательно всплывет, что СВР занималась не своими прямыми функциями, а политической слежкой в интересах лично президента. Поэтому намеки из АП о нецелевом использовании техники и сотрудников службы уволенное руководство как бы "не понимало". За что и было уволено".
Новый председатель руководил миссией при НАТО
Новый председатель СВР – Егор Божок до назначения работал в МИДе.
По данным наших источников, протекцию ему составил нынешний заместитель главы АП Константин Елисеев. Он одновременно с Божком работал в Брюсселе. Елисеев был постпредом Украины при ЕС, а Божок - сначала заместителем, а потом и.о. руководителя миссии Украины при НАТО.
Последний факт также, вероятно, сработал в пользу нового главы Службы, так как он "понятный" человек для западных союзников.
Также любопытно, что накануне назначения гражданскому человеку Егору Божку указом Порошенко было присвоено звание лейтенанта.
При том, что должность председателя СВР соответствует по табели о рангах генеральскому званию.
Как поясняют источники "Страны" в СВР гражданского председателя Службы быстро уволить даже президенту Украины невозможно – нужно создавать специальную комиссию, проходить определенные процедуры.
В тоже время военнослужащего можно убрать практически мгновенно по приказу Верховного главнокомандующего. Таким образом, Петр Порошенко, по мнению наших источников, страхуется на случай, если и новый глава СВР будет недостаточно внимателен к просьбам с Банковой.
"Любая разведка зависит от финансов"
Помимо политического давления, у СВР много и других проблем, многие из которых не решаются годами и десятилетиями, рассказали "Стране" разведчики.
"Любая разведывательная деятельность зависит от финансирования, - говорят источники в разведсообществе. - А за границей – подавно. К сожалению, размеры средств, которые выделяются СВР на оперативную деятельность и создание агентурных сетей за рубежом, очень невелики. В результате вербовка агентуры за рубежом в СВР с самого первого года независимости Украины ведется лишь на бумаге. Почти все "агенты", которые якобы завербованы – это иностранцы из числа знакомых сотрудников СВР. Либо это представители диаспоры и просто дружественно настроенные к Украине люди, с которыми сотрудники Службы общаются, представляясь сотрудниками украинских диппредставительств. Кстати, во многих странах деятельность СВР практически свернута. Вербовка в США и странах Евросоюза по факту не одобряется руководством "во избежание дипломатического скандала". А в России вербовать агентуру крайне опасно, так как легко попасть под колпак ФСБ. Конечно, есть источники информации, которые помогают из идейных соображений. Но они, как правило, не входят в число особо ценных источников, просто потому, что не работают на каких-либо ответственных должностях и не имеют доступ к действительно важной информации".