Затеянная США масштабная торговая война, которой аналитики пугали мир еще с марта этого года, когда Дональд Трамп пригрозил ввести заградительные импортные пошлины на металл, становится реальностью.
Ввозные пошлины в размере 25% на сталь и 10% - на алюминий из ЕС, Мексики и Канады в США начали действовать с 1 июня. Евросоюз и Турция намерены поддержать своих металлургов и грозят ответными протекционистскими мерами.
"Они уже проводят специальное расследование, ожидаем введения пошлин или квот для импортеров", - говорит президент объединения предприятий "Укрметаллургпром" Александр Каленков.
Первые негативные последствия - снижение мировых цен на металл и удар по наименее конкурентным поставщикам, куда входит и Украина, - можно будет наблюдать уже этой осенью. "Металлургия дает нам более 20% экспортной выручки - порядка 8,7 млрд. долларов по итогам прошлого года. Так что проблемы экспортеров на внешних рынках тут же скажутся на украинской экономике и курсе доллара", - говорит руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский.
"Страна" разбиралась насколько реальны эти риски и как они отразятся на отечественной металлургии и экономике в целом.
Открыли ящик Пандоры
США вышли на тропу войны еще в марте этого года. Тогда президент Дональд Трамп заявил, что для "спасения" американской металлургическом промышленности его правительство готово ввести заградительные пошлины на импортную сталь и алюминий.
Тогда же санкции и начали действовать против импортеров некоторых стран, в частности, и Украины. Санкции для других поставщиков (в том числе ЕС, Мексики, Канады, Южной Кореи, Австралии и пр.) Трамп временно поставил на паузу. Окончательное решение в каждом конкретном случае должно было зависеть "от результатов переговоров". Но в мае Трамп не продлил мораторий на санкции для ЕС, Канады и Мексики и с 1 июня они вступили в силу. "Американская сторона несколько раз откладывала санкции, надеясь договориться со своими партнерами. Но сделать этого не удалось", - пояснил министр торговли США Уилбур Росс.
Предмет торга открыто не назывался, но по намекам понятно, что это должны были быть торговые уступки. Трамп в свое время обещал исключить из санкционного списка страны, которые в вопросах торговли будут относиться к США "справедливо".
Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер уже назвал действия США "протекционизмом в чистом виде" и заявил, что ЕС обратится в ВТО для расследования этого дела. А представитель европейской торговой комиссии Сесилия Мальмстрем. назвала день введения санкций "плохим днем для мировой торговли", добавив, что США намеренно шантажировали ими Европу.
"США этими пошлинами, по-сути, открыли ящик Пандоры. Теперь над ответными мерами начали думать все фигуранты этого конфликта. Еще до вступления в силу санкций ЕС и Турция начали специальное расследование и теперь мы ждем ограничений для импорта с их стороны. Скорее всего, это будут квоты. Евросоюз опасается, что весь металл, для которого закроют американский рынок, хлынет к ним, и намерен защищать своих производителей. Над санкциями сейчас думают и страны Персидского залива", - рассказал "Стране" Каленков.
Цена вопроса - $7 млрд
По словам главы Украинского аналитического центра Александра Охрименко, само по себе закрытие рынка США для наших металлургов неопасно.
"Во-первых, высокие пошлины распространяются не на всю продукцию, которую мы поставляем в США, а только на полуфабрикаты стали. Наш основной экспортных товар - чугун - вне зоны риска. Во-вторых, доля полуфабрикатов стали в общем экспорте украинских товаров не такая большая - порядка 4,6%, по итогам 2017 года (для сравнения: вся металлургическая продукция - 22%). В-третьих, сам американский рынок не является для наших экспортеров приоритетным и занимает в общем экспорте не более 1%. Так что прямые потери будут небольшими. За 4 месяца этого года мы поставили на мировой рынок полуфабрикатов стали на 1,2 млрд. долларов. А с санкциями поставим на 1,1 млрд. Это не критично", - говорит Охрименко.
Александр Каленков отмечает, что главная ценность американского рынка для наших металлургов в том, что туда идет сравнительно много трубной продукции (в прошлом году в США отгрузили труб на 250 млн. долларов), а это товар с высокой добавленной стоимостью.
Более сильным ударом для отечественной металлургии могут оказаться риски потерь на других рынках, в частности, в ЕС, Турции и странах Персидского залива. В Евросоюз и Турцию уходит порядка 50% всего нашего экспорта металлопродукции, в страны Персидского залива - больше 10%. То есть, если на всех этих рынках введут санкции против импорта, у нас под ударом окажется 65-70% товара. Цена вопроса - не менее 7 млрд. долларов в год", - подсчитал Каленков.
Есть и еще одна угроза, которая может добить наш экспорт - снижение цен на мировом рынке. Из-за закрытия самых лакомых рынков появится много "лишней" продукции. И чтобы ее пристроить, продавцы начнут отчаянно демпинговать.
В прошлом году котировки на металл побили максимум последних лет.
"Если еще в средине года наши полуфабрикаты стали покупали по 390 долларов, то к концу года цена достигла 510 долларов за тонну", - отмечает Охрименко. И это позволило предприятиям нивелировать снижение объемов производства и хорошо заработать. Всего в 2017 г было произведено 21 млн. т стали, тогда как, к примеру, в 2013 - около 33 млн.т.
"На этот год запланировали 22-23 млн.т. Но теперь непонятно, можем ли выйти на эти объемы", - говорит Каленков. Эксперты прогнозируют, что первая волна снижения мировых цен на металл начнется уже осенью этого года, но как сильно могут упасть котировки пока предсказать не берутся. По самым скромным оценкам, металл подешевеет на 7-10%.
Есть ли выход?
По словам Каленкова, украинские металлурги не сидят сложа руки. Лобби работает сразу в трех направлениях, пытаясь, во-первых, выторговать уступки у Трампа, во-вторых, добиться максимально выгодных условий для наших экспортеров в ЕС, и в-третьих, нарастить продажи на внутреннем рынке.
"Замминистра экономического развития и торговый представитель Украины Наталия Никольская, которая сейчас находится с рабочим визитом в США, проведет переговоры об исключении нашей металлопродукции из станционного списка. Кроме того, рассчитываем получить хорошие квоты на импорт, если ЕС и Турция их введут", - рассказал Каленков.
Впрочем, он признает, что успех всех этих мероприятий не гарантирован. "Когда речь идет о защите внутренних производителей Евросоюз слабо идет на компромиссы. Взять хотя бы недавнее антидемпинговое расследование против горячекатных рулонов, которых мы поставляли в ЕС на 2 млрд. долларов в год. Несмотря на наши просьбы выставить любую "не демпинговую", по мнению евро чиновников цену, нам повысили пошлины фактически до заградительного уровня - 62,5 евро/т", - рассказал Каленков.
Под вопросом и расширение внутреннего рынка. В Украине потребление металлопродукции составляет всего 5 млн. т в год. Это порядка 100 кг на человека, тогда как в Европе этот показатель доходит до 500 кг, а в развивающихся странах, где бурно идет строительство, - до тонны на среднестатистического жителя.
В "Укрметаллургпроме" считают, что потенциал внутреннего рынка реально увеличить до 12-13 млн.т в год, но для этого нужны реальные инвестиции в экономику.
Плюс - уже сейчас стоит подумать о защите от конкурентов. "Внутренний рынок за прошлый год вырос на 6%, а импорт - на 25%. Если мы не будем за этим следить - нас вытеснят с собственного рынка", - говорит Каленков. Сейчас металлурги пытаются инициировать расследование против китайских поставщиков оцинкованного листа, которые завозят к нам продукцию низкого качества по демпинговым ценам.
Но итог всех этих усилий зависит в том числе, и от себестоимости продукции, а та - от цен на энергоносители, перевозки, сырье. Все эти составляющие в Украине не только не дешевеют, но и, наоборот, растут в цене, что автоматически снижает конкурентоспособность наших металлургов и на внешних, и на внутреннем рынке.
Что будет с гривной?
Главный вопрос, который интересует рядовых украинцев - докатятся ли отголоски большой торговой войны до их кошельков. И как проблемы с экспортом украинского металла скажутся на курсе доллара? Ведь металлурги, наряду с аграриями, являются основными поставщиками валютной выручки в страну (по итогам прошлого года они завели около 9 млрд. долларов).
Исполнительный директор международного фонда Блейзера Олег Устенко рассказал "Стране", что они пока не пересматривали прогнозированный рынке средневзвешенный курс на конец 2018 года - 30 грн. за доллар.
"Но количество политических и экономических рисков и сила их влияния на ситуацию за последние пару месяцев заметно увеличились", - добавил он. По словам Устенко, снижение объемов экспорта металла может увеличить торговый дефицит и усилить девальвационное давление на гривну. Другие коллеги не исключили, что к концу осени мы можем увидеть в обменниках цифры в 32-33 грн. за доллар и выше.