3,5 часа проговорили в беседке в парке Мезенбергского дворца под Берлином президент России Владимир Путин и канцлер Германии Ангела Меркель.
На вчерашнюю встречу с фрау канцлерин хозяин Кремля прилетел прямо со свадьбы австрийского министра Карин Кнайсль.
Помимо мировых тем – Сирии, Ирана, – естественно, говорили и о нашей стране. По словам пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, стороны уделили много времени "пробуксовке Минских соглашений по Донбассу".
"Страна" выясняла, чего Украине ждать от переговоров Путина и Меркель и что означает эта встреча.
"40 тысяч миротворцев на Донбассе и международная администрация"
Перед разговором с глазу на глаз лидеры Германии и России провели брифинг.
Немецкий канцлер заявила, что Германия будет добиваться очередного режима прекращения огня на Донбассе к 1 сентября и собирается поднять тему миротворческой миссии ООН в этом регионе.
Путин, в свою очередь, заявил о заинтересованности России в работе "в рамках нормандского формата и контактной группы" по урегулированию конфликта на Донбассе. Он также пообещал оказывать содействие "специальной мониторинговой миссии ООН".
Также подняли вопрос газопровода "Северный поток-2". Меркель отметила, что Украина должна оставаться транзитной страной и после окончания строительства газопровода.
Путин заверил, что "Северный поток-2" является для России исключительно экономическим проектом.
"Хочу отметить, что главное, чтобы этот транзит украинский, он традиционный для нас, соответствовал экономическим требованиям, был экономическим во всех смыслах этого слова", – сказал он.
Судя по всему, Путин имел в виду, что для сохранения транзита нужно урегулировать экономические споры между двумя странами. В частности – в истории со Стокгольмским арбитражом.
После встречи лидеры двух стран к прессе не выходили.
Но некоторые утечки в СМИ все-таки появились.
По информации главного редактора радиостанции "Эхо Москвы" Алексея Венедиктова, Меркель изложила президенту России детальный план введения на Донбасс крупного миротворческого контингента ООН.
"На встрече Меркель – Путин канцлер подробно излагала план введения миротворцев на Донбасс (30-40 тысяч) и создание там международной администрации", – написал Алексей Венедиктов в своем Telegram-канале.
"Перед выборами Киев не пойдет на введение миротворцев"
Впрочем, по мнению экспертов, каких-то подвижек по решению конфликта на Донбассе после встречи Меркель и Путина ждать не стоит.
"Какие бы планы они не выкладывали, в конечном итоге все сведется к видению Украины в этом процессе. А видения, как видно, на сегодня нет. Потому что кому нужно брать на себя ответственность за непопулярные решения перед выборами? На сегодня даже нет понимания, что Минский переговорный процесс является единственной действенной площадкой, решение которой воспринимаются как сторонами, так и миром. А послушав Порошенко, можно сделать вывод, что никакого Минска нет, есть только он и "нормандский формат", который не генерирует никаких идей и является на сегодняшний день не действенным. Итак, пока президент не возьмет на себя ответственность за донесение как к обществу, так и к партнерам своей модели урегулирования, все остальные будут только гипотетическими", – сказала "Стране" Ирина Верещук, директор Центра Балто-Черноморских исследований.
С тем, что Киев вряд ли перед выборами будет делать движения в сторону улаживания конфликта, согласен и Руслан Бортник, директор Института анализа и менеджмента политики.
"Украинские политики заняты избирательной кампанией, поэтому ситуация на Донбассе может быть замороженной до окончания выборов в Украине. Причем не только президентских, но и парламентских. То есть до 2020 года. Максимум – может быть новая встреча в "нормандском формате", – говорит Бортник.
Что касается введения миротворцев, то, по его словам, мнения Киева и Москвы по этому вопросу противоположные.
"РФ говорит о варианте обеспечения миротворцами ООН дополнительной охраны для миссии ОБСЕ (без доступа к другим территориям конфликта), и то, только после отведения тяжелого вооружения и прямого диалога с "ЛДНР" – использовать миротворцев для замораживания конфликта. После чего реализовать политическую часть Минских соглашений (выборы, амнистия, особый статус для Донбасса). Украинская сторона настаивает или на полицейской миссии ЕС, или на миссии миротворцев ООН, которые должны зайти на всю территорию "ЛДНР", взять под контроль границу и выдавать вооруженные формирования сепаратистов с неконтролируемых территорий. То есть использовать миротворцев как инструмент достижения победы в войне. И то, что до, если на выборах победит условная "партия мира", для которой реинтеграция Донбасса будет вопросом политического выживания, а потому ради этого они будут готовы предметно договариваться с Россией", – сказал "Стране" Бортник.
Экс-министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк не верит в размещение миротворцев ООН на Донбассе.
"Путин добивается размещении сил ООН вдоль линии соприкосновения после развода войск. Как говорят в Одессе, это две большие разницы – контроль, в том числе над российско-украинской границей, как предлагал Киев, и путинское предложение. Киев не даст своего согласия. А Путин не пойдет на украинские условия", – сказал "Стране" Тарасюк.
Муж главы австрийского МИДа – лоббист России по "Северному потоку"
Еще один важный вопрос - ситуация в Сирии. Как уже писала "Страна", войска президента Асада готовятся покончить с последним крупным анклавом вооруженной оппозиции в западной Сирии в районе города Идлиб. В Европе же опасаются, что это вызовет волну беженцев. Москва предлагает европейцам не переживать по этому поводу, а помочь сирийскому правительству наладить в стране мирную жизнь, оказав ему финансовую помощь. То есть, чтоб люди не бежали в Европу, а оставались на родине.
К чему в итоге пришли стороны мы сможем судить по боевым действиям, которые развернутся (или, наоборот, не развернутся) в Идлибе.
Но главным вопросом встречи Меркель и Путина, по мнению экспертов, были не миротворцы и Сирия, а "Северный поток-2".
"Поток все-таки будет построен – несмотря на угрозу американских санкций. Путину, в преддверии встречи Болтона и Патрушева в Женеве, удалось показать единство позиций России, Германии и Австрии, а также их сближение на фоне совместного противостояния политике Вашингтона", – говорит "Стране" политолог Константин Бондаренко.
Бондаренко в этом контексте обратил внимание на визит Путина на свадьбу к австрийскому министру. Вернее, на подтекст это частного мероприятия, на что мало кто обратил внимание.
"Австрия до начала 2019 года председательствует в Совете Европы. Иначе говоря, на полгода Австрия – ключевой переговорщик от Евросоюза. Вчерашняя невеста Карин Кнайсль – не просто министр иностранных дел (как написали почти все), а министр европейских, интеграционных и иностранных дел Австрии. То есть она – первое лицо переговорного процесса. И ключевые европейские политики до начала 2019 года общаются в первую очередь с ней, а даже не с австрийским канцлером Курцем. Что касается вчерашнего жениха, то Вольфганг Мейлингер более 10 лет работает в совместных проектах по биогазу с австрийской энергетической компанией OMV – одним из крупнейших европейских партнров "Газпрома". В том числе OMV сейчас активно лоббирует интересы России по "Северному потоку-2". Кроме того, по информации источников в посольстве России в Вене, именно Мейлингер выступает в роли переговорщика по допуску OMV к разработке 4-го и 5-го блоков ачимовских залежей Уренгойского месторождения", – раскрывает Бондаренко закулисье вчерашнего австрийско-немецкого вояжа Путина.
Таким образом, по мнению Бондаренко, и встреча Путина с Меркель, и неожиданный визит президента РФ на свадьбу в Австрию являются сигналом США перед их решением о возможном введении санкций к компаниям, причастным к строительству "Северного потока-2".
"Основной посыл американцам: новый газопровод – это совместный интерес России, Германии и всей Западной Европы, а усиление санкций только укрепит этот союз", – говорит эксперт.
К слову, мировые СМИ еще перед встречей писали, что из-за санкционной политики Трампа Меркель идет на "брак по расчету с Путиным".
"Четыре года спустя после аннексии Крыма Меркель и Путин встречаются друг с другом второй раз за последние три месяца, а теперь и вовсе за закрытыми дверями. У Путина и Меркель вдруг появилось нечто общее: проблемы с американским президентом. Кроме того, оба лидера хотят успеха газопровода "Северный поток-2". Германия, однако, настаивает на том, чтобы Украина не была исключена из системы доставки газа в Европу", – заявил председатель Немецко-российского форума Матиас Плацек в интервью каналу ZDF.