Между Украиной и Польшей - новый виток конфликта. И снова - из-за памятников воинам УПА.
На этот раз старые раны разбередил Андрей Дешица, экс-глава МИДа, которого послали работать послом в Польше после того как в 2014 году он спел майдановскую кричалку "ла ла ла" в отношении Владимира Путина.
В эфире польской радиостанции RMF24 посол заявил о том, что Польше разрешат эксгумацию останков польских захоронений в Украине только после восстановления уничтоженных украинских памятников в Польше.
Реакция Варшавы, чувствительной в исторических вопросах, была предсказуемой. Заявление Дещицы, по словам источников, "вызывает отвращение" у польской власти.
"В Варшаве растет разочарование Киевом, его подходами в политике исторической памяти", - добавил источник в разговоре с "Зеркалом недели".
"Варшава не будет разговаривать с Киевом на условиях шантажа. Прежде всего с вице-премьером Павлом Розенко. Польша не доверяет украинской стороне", - заявил собеседник.
"Страна" разбиралась, в чем суть подзабытого конфликта, который разгорелся с новой силой.
"Демонстрируют патриотизм и жесткость перед выборами"
"На начало октября были запланированы встречи вице-премьера Розенко с польской стороной для возможного разблокирования процесса эксгумации тел польских воинов разных периодов и войн. Однако, уже можно сделать вывод, что ни к чему конкретному они не приведут, даже если состоятся", - говорит "Стране" Ирина Верещук, директор Центра Балто-Черноморских исследований.
Эксперты связывают ссору с Украиной с грядущими в Польше этой осенью выборами в местные органы власти.
"Для того, чтобы получить голоса электората в малых городах и сельской местности, власти нужны и желанны такие новые волны конфликтов, чтобы демонстрировать свои патриотизм и жесткость в вопросах с Украиной", - полагает Верещук.
Также в Польше, как и в Венгрии, сейчас проблемы с Брюсселем, который пытается вернуть эти два неуступчивых государства в правовое русло ЕС.
"А это значит, что каждая из них захочет продемонстрировать на примере отношений с Украиной, что может происходить на границе ЕС (именно наши границы с Польшей и Венгрией являются восточными границами ЕС), если Брюссель решит уменьшить расходы или лишить права голоса в Европарламенте", - полагает Ирина Верещук.
"Война памятников"
Польша уже не впервые поднимает "бандеровский" вопрос и тему разрушенных памятников своим воинам в Украине.
В прошлом году польский МИД заявил о запрете на въезд в Польшу поклонников дивизии СС "Галичина", которая воевала в составе войск нацистской Германии во время Второй мировой войны.
Заявлению главы МИДа предшествовал конфликт из-за польских памятников в Украине, которые могут снести.
Киев называет монументы в честь погибших поляков "незаконными". Всего по стране есть около полутора сотни польских памятников.
Украинские власти во всем винят Варшаву, мол, в Польше сносят украинские памятники бойцам ОУН-УПА. Самый громкий инцидент произошел вокруг снесенного монумента в Грушовичах под Перемышлем в апреле прошлого года.
Глава Института нацпамяти Украины Владимир Вятрович, один из тех, кого поляки внесли в "черный список", в частности, из-за "войны памятников", заявил, что это был 15 снесенный украинский памятник и обвинил Польшу в нежелании сотрудничать.
Дескать, Украина предлагала легализовать памятники по принципу "все на все".
Польский сенатор и историк Ян Жарин обвинил Украину в варварском поведении из-за польских памятников.
"Украина ведет себя как варвар в вопросах исторической памяти", - заявил Жарин, который упрекает Киев за неухоженные польские могилы, на которых, по его словам до сих пор нет даже крестов.
"Поляки погибали в этих районах во время Первой мировой войны. Могилы, которые существуют со времен боев легионов, с сентября 1939 года, со времени геноцида на Волыни. Это события, связанные с польским наследием в XX веке. Если украинская стороны не поймет эту простую истину, тогда наша "дружба" будет все более отдаленной", - полагает сенатор.
Агрессия к украинцам в Польше растет
Эксперты прогнозируют дальнейшую эскалацию между нашими странами на фона обоюдного роста националистических настроений.
С приходом к власти консерваторов из "Права и справедливости" в Польше растет недовольство из-за прославления украинцами Бандеры и ОУН-УПА, которых часть поляков считает преступниками и убийцами их предков.
Лидер правящей партии Ярослав Качиньский заявил, что Украина с Бандерой не войдет в Европу, а МИД пригрозил наложить вето на потенциальное вступление Украины в ЕС из-за Бандеры. Поляки также возмутились переименованием улицы в Киеве с Ватутина, которого убили вояки УПА, на Шухевича.
В июле в Польше отмечают Национальный день памяти жертв Волынской трагедии 1943 года – тогда отряды ОУН-УПА массово убивали поляков. Польский Сейм признал те события геноцидом польского народа.
Кроме того, в начале этого года в Польше приняли так называемый "закон о бандеризме". Документ, среди прочего, вводит уголовную ответственность за прославление идеологии украинских националистов и отрицание преступлений ОУН-УПА против поляков в годы Второй мировой войны.
Эксперты полагают, что на фоне "войны памятников" и накануне назначенных на следующий год в обеих странах парламентских выборов отношения Украины и Польши будут накаляться.
"И в Польше, и в Украине власть рассчитывает на голоса националистически настроенного электората. А польские националисты не любят Бандеру. Поэтому проблемы в отношениях между нашими странами могут усилиться", - сказал "Стране" польский журналист Марчин Ковальчик.
Эксперты согласны, что Варшава использует "бандеровскую" тему в своих интересах, но упрекают Киев в пассивности. А пострадать могут сотни тысяч наших заробитчан, которые трудятся в Польше.
"Рядовой избиратель польский правящей партии "питается" темами Волыни, героизации УПА. Подоплека польской политики - попытка построить новую империю, завуалированно называя это "восстановлением исторической справедливости". При этом уровень агрессии и нетерпимости к украинцам в Польше постоянно растет, и трудно спрогнозировать, во что это может вылиться. А президент Порошенко не делает ничего для того, чтобы снять это напряжение", - говорит Верещук.