Автокефалия для Украины и раскол в православной церкви - в фокусе иностранных СМИ. Хоть на западе народ не очень интересуется религиозными и церковными вопросами, украинская тема взбудоражила зарубежную прессу из-за политической подоплеки и опасности крупного конфликта.
О том, что после решения Константинополя в Украине может начаться бойня за храмы, прогнозируют многие медиа.
"Страна" собрала подборку публикаций о Томосе и его последствиях.
Националисты готовы применить силу
Несмотря на то, что украинские православные церкви не только не готовы к объединительному собору, а и успели поссориться между собой (предстоятель Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) Макарий заявил прессе о своих разногласиях с главой УПЦ Киевского патриархата Филаретом), константинопольские клирики обещают скорый Томос.
В статье под заголовком "Православное единство проходит проверку по украинскому вопросу" в греческой газете TA NEA представитель Константинопольского патриархата, митрополит Галльский Эммануил предположил, что автокефалия украинской церкви будет предоставлена за очень короткий промежуток времени, возможно, в ближайшие недели.
"Автокефалия Украинской Православной Церкви будет предоставлена за очень короткий промежуток времени, наверное, в ближайшие недели. Важное обращение ко всем православным по этой теме имеет подтекст не политический и не геополитический, оно прежде всего духовное. Автокефалия должна положить конец разделению православных в Украине и не приводить к новым расколам", - написал митрополит.
Однако на практике все может оказаться совсем наоборот. Петр Порошенко, который назвал создание независимой украинской церкви "гарантией духовной свободы", пообещал, что никаких действий против приходов, решивших остаться под контролем Московского патриархата, предпринято не будет. Однако некоторые украинские националисты уже готовы применить силу - они и раньше это делали, пишет New York Times со ссылкой на Associated Press в статье "Рождение новой украинской церкви приносит с собой страх всплеска насилия".
Запланированный разрыв с Русской православной церковью журналисты называют "мощной и, возможно, взрывоопасной смесью политики, религиозной веры и национальной идентичности". И говорят о том, что "некоторые украинские националисты, по всей видимости, уже готовы применить силу", вспомнив сентябрьскую атаку праворадикалов на храм на западе Украины, когда избили священника, выгнали верующих и закрыли здание, а также события недельной давности в Киеве.
"Молодые люди с дубинками и кастетами явились к Киево-Печерской лавре - одной из главных святынь православного мира - очевидно, чтобы сорвать службу. Полиция выстроила их вдоль стены лавры, украшенной потускневшими фресками, многим из которых по несколько сотен лет, а затем увезла их. Между тем в маленькой церкви в центре Киева около десятка мужчин организовали круглосуточный караул, обеспокоенные тем, что радикальные националисты могут предпринять уже третью попытку захватить эту церковь. Рождение новой украинской церкви вызывает серьезную тревогу по поводу того, что случится с примерно 12 тысячами храмов на Украине, которые в настоящее время принадлежат Московскому патриархату", - пишет издание.
Бойни боятся неспроста - за последние четверть века в Украине уже не раз случались стычки из-за церквей. А уж после представления автокефалии отбирать храмы могут начать на "законных основаниях".
Митрополит Антоний из УПЦ сообщил Associated Press, что за последние несколько лет около полусотни храмов, формально находившихся под контролем Московского патриархата, были силой захвачены и переданы Киевскому патриархату.
"Людей силой вытаскивали из храмов, замки срезали. Люди в камуфляжной форме и балаклавах, с эмблемами радикальных организаций, приходили и избивали верующих и священников", - рассказал Антоний.
Сами верующие признаются, что готовы отбивать атаки захватчиков.
"Создание украинской церкви спровоцирует новый виток конфронтации. Мы, сторонники канонического православия, будем защищать наши интересы здесь", - заявил Associated Press 28-летний Илья Богословский, прихожанин церкви Десятинного монастыря, где создали караул для его охраны.
Учитывая градус кипящих страстей, священнослужители боятся, что впереди двух поссорившихся соседей ожидает новый виток насилия, заключает издание.
Варфоломей - не Папа и битвы за приходы
Отдельно западные эксперты отмечают вопрос легитимности единоличных решений Константинополя без учета мнений других церквей. Ведь православная церковь - не католическая, где все решает Папа Римский.
"Путаница произрастает из предположения, что Вселенский патриарх имеет в православном мире статус, подобный статусу Папы римского в Католической церкви; что он имеет возможность сказать "последнее слово" по любому вопросу. Однако суть в том, что сами православные украинцы будут и впредь определять сами, какую церковную администрацию они хотят", - пишет американское издание National Interest.
В публикации отмечают две проблемы по Томосу. Первая: патриарх константинопольский не имеет духовной силы вынудить украинских православных прихожан церквей Московского патриархата покинуть его юрисдикцию. Вторая: другие православные церкви, не только Москва, не обязаны признавать эти решения действительными или обязательными для всего православного мира.
"В ближайшие недели и месяцы будет иметь значение то, как поведут себя украинские православные епископы, священники и приходы, а также реакция украинского государства и правительства", - прогнозирует National Interest.
Если Порошенко начнет использовать административное давление, чтобы заставить священников и приходы разорвать свои церковные связи с Москвой, это, во-первых, может оказаться политически дестабилизирующим фактором внутри Украины, а во-вторых, способно осложнить ее отношения с Западом, пишет издание.
Для Константинопольского патриархата этот акт несет в себе риски раскола всего православного мира.
Варфоломей, объясняют эксперты, имеет прямую власть только над небольшой частью православных (несколько тысяч человек в Турции и греческая православная диаспора, особенно в Соединенных Штатах).
А вот другие патриархаты, такие как Антиохийский в Сирии или в Сербии, могут оспорить его решение по Украине как по религиозным причинам, так и по иным. Например, для того же Антиохийского патриархата жизненно важна политическая и военная поддержка России на Ближнем Востоке.
Washington Рost также отмечает "децентрализованную структуру православной церкви, в которой нет всемогущей центральной фигуры, как папа".
"Вместо этого патриарх Константинопольский считается "первым среди равных" среди других православных патриархов. 14 православных церквей в значительной степени соответствуют национальным границам (Болгария, Румыния и Россия), а также включают в себя древние региональные церкви, которые были частью Византийской империи, подобно той, которая базируется в Александрии в Египте. Если бы украинская церковь стала 15-й церковью, могут вспыхнуть новые битвы за приходы и церковное имущество", - пишет Washington Post.
В СМИ Турции, где, собственно, находится Константинопольский патриархат, тоже много обсуждают ссору в православном мире. Ильбер Ортайлы, турецкий историк крымскотатарского происхождения, в своей колонке для либерального издания Hurriyet назвал последние события "боем церквей".
Борьба православных церквей, мол, не наше, турков-мусульман, дело, говорит он, но мы должны с уважением относиться к такой древней святыне, как Константинопольский патриархат в районе Фанар в Стамбуле.
Но историк тоже отмечает тревожные тенденции после последних решений Синода.
"Решение Фанара еще больше усилило напряженность", - отмечает Ортайлы.
Его колонка, кстати, проиллюстрирована фотографией Андреевской церкви в Киеве, которую Верховная Рада решила передать Константинопольскому патриархату.
В интервью CNN Türk эксперт высказал мнение, что в решении Фанара - больше политики, чем религии.
В русские храмы - за сотни километров
Отдельная тема - как отразится решение Русской православной церкви о запрете своим верующим причащаться в храмах Константинопольской церкви.
Решение Синода РПЦ вызвало массу вопросов среди русскоязычных православных, живущих в Западной Европе и США. Во многих городах за пределами стран бывшего СССР нет храмов РПЦ, зато есть церкви Константинопольской патриархии.
Раньше люди, крестившиеся в храмах Московского патриархата, но переехавшие жить за рубеж, спокойно ходили на службы священников Вселенского патриархата. Сейчас ситуация стала сложнее.
"Я сама русская, муж - грек, дети здесь родились и крестились. Раньше мы всей семьей ходили в одну в церковь по воскресеньям. И не думали ни о чем. А теперь что нам делать?" - цитирует BBC Елену, прихожанку храма Серафима Саровского в Салониках, принадлежащего Элладской православной церкви, но формально подчиненного Вселенскому патриархату.
За границей нередко для верующих доступнее константинопольские приходы. Например, во Франции зарегистрировано 22 прихода Московского патриархата. Но во многих из них богослужения проводятся лишь раз в месяц. Приходов Константинопольского патриархата русской традиции - более 50.
"Верующим, чувствующим духовную связь с РПЦ, теперь придется решать, можно ли не следовать решению московского духовенства или придется ездить в храмы Московского патриархата, иногда за несколько сотен километров", - пишет BBC.
По поводу Томоса у православных за рубежом, которых опросила ВВС, мнения разные. Одни верят, что за решением предоставить Украине автокефалию стоит "американское ЦРУ".
"Это американцы заплатили Константинопольскому патриарху, чтобы устроить раскол", - говорит женщина, назвавшаяся Антониной.
Другие полагают, что "если Украина - это независимое государство, почему бы ей не иметь свою независимую церковь?", а третьи убеждены, что "такие решения не принимаются одним только патриархом, хоть он и Вселенский. Нужен собор, нужно обсуждение и согласие всех православных церквей".