Париж - в огне и баррикадах, а Елисейские поля превратились в поле боя с раскуроченной мостовой и разбитыми витринами магазинов. Так выглядит столица Франции после субботнего "Майдана", который начался еще неделю назад из-за подорожания бензина на пару евроцентов (сейчас литр стоит 1,5 евро). Из провинции бунт докатился до столицы.
Всю минувшую неделю сотни тысяч французов в знак протеста перекрывали дороги, но так ничего и не добившись, переместились в Париж, где попытались захватить Елисейский дворец.
Люди в желтых жилетах (экипировка водителей на случай аварии или поломки авто) вырывали булыжники из мостовой и бросали ими в полицейских, крушили и жгли мебель из террас кафе, листы фанеры, велосипеды, вырывали ограждения и валили грузовики. Часть демонстрантов придумала оригинальную месть - залила жидким навозом здание центрального муниципалитета в Париже.
В субботу, 24 ноября, протестующие подожгли центр Парижа. Фото: Le Figaro
Атаку отразила полиция, которая применила против "майдановцев" водометы и слезоточивый газ. Во время стычек два человека погибли и 552 получили травмы различной степени тяжести.
Протестующих в желтых жилетах разогнали водометами и слезоточивым газом. Фото: Le Figaro
Парижская бойня подняла волну негодования среди французов и усилила антиправительственные настроения, которые за полтора года после выборов только нарастают, а рейтинг президента Эммануэля Макрона, по опросу Ifop, уже обвалился c 64% до рекордно низких 25% (почти как у его предшественника Франсуа Олланда, которому на закате срока доверяли лишь 20% французов).
Протестующие, которых связывают с оппозицией (от ультраправой Марин Ле Пен до коммуниста Жана Меланшона), хоть и открещиваются от политического влияния, выходят на улицы с плакатами против "злочынной влады" - "Макрон - вор", "Макрона в отставку".
В экспертной среде не исключают, что нынешние массовые протесты могут набрать обороты и смести правительство и привести к внеочередным выборам.
"Французская революция" уже отпугнула часть туристов. МИД Украины призывал украинцев в Париже держаться подальше от "агрессивно настроенных участников протестов" и иметь при себе документы на случай проверок.
"Страна" узнавала, в чем подоплека восстания "желтых жилетов" и чем может закончиться французский "бензоМайдан".
Недовольны "молодой командой" Макрона
Силовой разгон "Майдана" произошел в субботу вечером, а в воскресное утро Елисейские поля выглядели как после битвы.
Коммунальные службы за ночь убрали мусор и остатки сгоревших баррикад, но картинка - постапокалиптическая: вспоротый тротуар, разбитые дорогие бутики и расписанные антиправительственными лозунгами дома.
"Хотя французы, конечно, народ жизнерадостный. Город продолжает жить своей жизнью, люди пьют вино в кафе, в булочных - очереди за выпечкой. По Елисейским полям уже пустили машины", - рассказала "Стране" живущая в Париже украинка Галина Борисюк.
Елисейские поля в Париже превратились в "Майдан" с вырванными из мостовой булыжниками и баррикадами. Фото: Le Figaro
"В субботу творилось что-то страшное - Елисейские поля горели, повсюду были клубы дыма, "желтые жилеты" жгли все, что попадалось под руку. Давно в центре Парижа не было такой толпы протестующих. Люди были очень злы, ведь власть их не слышит. Собрались через соцсети, хотя есть версия, что движущей силой протеста стала оппозиция в лице Ле Пен, которая призывала сторонников выйти на манифестацию, но сама она говорит, что из нее хотят сделать козла отпущения. Конечно, противники Макрона приложили руку к организации бунта, но французы и без этого накручены, особенно средний класс и жители провинций, где жить без автомобиля невозможно - на нем ездят на работу и в магазины. Подорожание топлива на 6-7 евроцентов вроде пустяк, но за год семье бензин обойдется примерно на 250-350 евро дороже, а это уже сумма. К тому же, уровень безработицы не снижается, и поэтому фраза Макрона, что работу, мол найти легко, "достаточно лишь перейти улицу", у многих вызвала раздражение, поскольку показала, что президент далек от народа", - рассказывает "Стране" французский журналист Виктор Фортунато.
Протестующие жгли все, что попадалось под руку. Фото: Le Figaro
Дело, по его словам, не только в подорожании бензина (хотя этот фактор сыграл ключевую роль в протестах). Многие в целом недовольны "молодой командой" Макрона.
"Юпитер, спустись на землю, здесь нищета"
"Макрону и его депутатам, многие из которых до прихода во власть не имели опыта, выдали большой кредит доверия, от них ждали реформ, но пока лишь повышают налоги и акцизы, а все перемены - в пользу богатых. Например, большим корпорациям позволят покупать горючее по сниженным ценам, без налога, против которого протестуют "желтые жилеты". Макрон - выходец из высшего сословия, он миллионер, работал в банке Ротшильда, а во Франции всегда были сильны социалистические настроения. Его называют "президентом богатых" и "Юпитером" - за то, что всю власть президент сконцентрировал в своих руках. Протестующие выкрикивали: "Юпитер, спустись на землю, здесь нищета". Многие владельцы небольших компаний, магазинов, госслужащие ресторанов чувствуют себя незащищенными", - добавляет в разговоре со "Страной" французский политолог Доминик Рейни.
По мнению Рейни, нынешние протесты могут положить начало политическому кризису во Франции.
Часть экспертов прогнозирует повторения "красного мая 1968 года". Ровно полвека назад Франция пережила масштабные потрясения, когда студенческие волнения в Париже переросли в первую во французской истории стихийную всеобщую забастовку, а затем в политический кризис, роспуск парламента и досрочные выборы.
Власть тем временем держит оборонительную позицию. Макрон осудил протестующих и поблагодарил полицию за мужество и профессионализм.
"Позор тем, кто напал на силы правопорядка. Позор тем, кто причинил вред другим гражданам и журналистам. Позор тем, кто угрожал выборным чиновникам. Такому насилию не место в республике", - написал он в своем "Твиттере".
Отменять повышение цен на бензин он категорически отказывается под предлогом, что подорожание стимулирует развитие возобновляемой энергетики. Макрон пообещал малоимущим финансовую помощь для частичной компенсации роста цен на топливо, но это не сдержало протест.
Кстати, за последний год стоимость дизельного топлива во Франции выросла на 23% - до 1,51 евро за литр, что стало рекордом с начала 2000-х годов.
Повышение связано в том числе ростом налогов на бензин и солярку (налог на дизель вырос на 7,6 цента за литр, а на бензин - на 3,9 цента).
Несмотря на то, что цены на нефть снова упали, в начале 2019 года планируют еще раз повысить налоги на горючее.
"Нашему народу повысили все до безумия, и никто не протестует"
Украинские соцсети живо отреагировали на "бензиновый Майдан" во Франции, проводя аналогии с отечественными реалиями.
"Как же так - Макрон разогнал Майдан, "они же дети". Нашему народу повысили цены на все, до безумия, и никто не протестует. Неужели мы действительно такое конченое быдло, что даже когда нас будут резать мы будем только мычать", - сетует киевлянин Сергей Жук.
"Повышение цены на 4-6 процентов. Им бы наши проценты", - пишет Алексей Беликов.
"Париж. Протесты из за повышения цен на бензин и солярку. Если бы им как гражданам Украины подняли цену так на газ? Лувр бы, интересно, остался?" - иронизирует политик Андрей Деркач.
Многие пользователи говорят о двойных стандартах: в отличие от Украины времен Майдана "международная общественность" и партнеры Парижа по ЕС и НАТО не ругают Макрона за применение силы против протестующих.
"Поучаствовав в парижском Первомае, я написал о том, как жестко действует французский полицейский спецназ, - пишет журналист Андрей Манчук. - Экипированные в стиле средневековых рыцарей полицаи били людей, травили их газом, прессовали журналистов и массово задерживали на улицах студенческую молодежь, охотясь на нее среди узких парижских улочек. Они делали это практически демонстративно, наплевав на настроения в обществе и недовольство правозащитников.
Если бы такое случилось в домайдановской Украине, в современной Белоруссии и России, кто-то наверняка бы уже кричал про фашизм. Но Макрону можно все то, что было нельзя Януковичу - исходя из принципа quod licet Jovi, non licet bovi. То же касается Меркель, которая с не меньшей жестокостью подавила социальные протесты против G8 в Гамбурге. А американские власти без проблем разогнали проходившие по всей стране митинги Оккупай - хотя они были действительно мирными и демократичными, в отличие от олигархически-боновского майдана.
Смешно, но многие до сих пор считают империализм устаревшим словечком из пропагандистского советского лексикона. Однако оно точнее всего описывает нашу нынешнюю реальность. Элиты Первого мира активно поддерживают протестные акции в странах периферии - чтобы привести к власти еще более зависимых и лояльных вассалов, разрешая им расстреливать парламент, сжигать людей и бомбить города. Но железной рукой подавляют социальные выступления у себя дома, пресекая любые угрозы своему господству".