В ближайшие дни в Стамбуле решится судьба Томоса об автокефалии украинской церкви. Вопрос будут рассматривать 28-29 ноября, о чем уже сообщила пресс-служба Вселенского патриархата.
"Этот процесс - обсуждение текста Томоса - является привычной процедурой. Он происходит без особой огласки и внимания. Кроме того, на Синоде будут рассматривать другие вопросы, не связанные с Украиной", - заявили у Варфоломея.
Каким в итоге может быть решение Вселенского патриархата и будет ли выдан Томос, как уже пообещали у Петра Порошенко, анализирует "Страна".
Курица или яйцо
Философский вопрос - что появилось раньше: курица, откладывающая яйца, или яйцо, из которого вылупится курица, - не обошел процесс создания автокефалии в Украине. Что должно быть первым - объединительный Собор, который должен был избрать себе предстоятеля, которому впоследствии вручат Томос или сперва предоставление Томоса, а затем уж сам Объединительный собор?
После последнего Синода Константинопольского патриархата 11 октября, на котором были озвучены гарантии по предоставлению Томоса и сделаны первые шаги в этом направлении, муссировались слухи о том, что Собор пройдет уже в конце октября. Потом он "переносился" на начало ноября, потом на 22 ноября, а сейчас говорят уже о первой половине декабря.
Сейчас все идет к тому, что до официального заявления о Томосе Вселенского патриархата это мероприятие не состоится. По одной информации, такой порядок определили у вселенского патриарха Варфоломея. По другой - (которая никак не противоречит первой) процесс проведения Собора был сорван внутри Украины - УПЦ Киевского патриархата и УАПЦ никак не могли прийти к согласию по организации мероприятия. Не было обнаружено и большого числа желающих участвовать в Соборе и в УПЦ - несмотря на кулуарную беседу президента Украины Петра Порошенко с тремя церковниками - Митрополитом Винницким и Барским Симеоном, архиепископом Новокаховским и Геническим Филаретом и митрополитом Переяслав-Хмельницким и Вишневским Александром (Драбинко) - на Банковой не смогли найти достаточного количества клириков УПЦ, которые согласились бы перейти в новую церковь. А участие иерархов канонической церкви в объединительном соборе было одним из требований Константинополя.
19 ноября Фанар проинформировал о том, что объединительный Собор новой Украинской Церкви состоится в декабре, после Синода Вселенского патриархата. Таким образом, процесс пройдет в несколько этапов. Сперва на Синоде предоставят Томос украинской Церкви, параллельно назначат экзарха, который будет заниматься подготовкой к проведению объединительного Собора в Украине. На нем будет избран предстоятель новой Церкви, и он же получит Томос от Варфоломея в Константинополе.
Впрочем, до Собора его участникам еще придется разрешить один из самых сложных вопросов - кому они доверят возглавить новую церковь.
От крыла УПЦ КП на эту роль, кроме Филарета (который якобы отказался от борьбы за пост руководителя новой церкви, но официальных подтверждений этому нет), прочат его же патриаршего наместника митрополита Епифания (Думенко). Свою "должность" он получил в 2013 году. Она означает, что в случае смерти Филарета наместник становится местоблюстителем и выполняет патриаршие обязательства совместно с Синодом. До тех пор он фактически является только помощником Филарета и управляет парафиями в Киевской области (по иронии судьбы, практически теми же, которыми заведует Александр Драбинко в УПЦ). 39-летний митрополит является активным церковным и общественным деятелем, неоднократно получал государственные награды.
От крыла УПЦ возглавить новую Церковь может митрополит Винницкий и Барский Симеон, который дружен с президентом Петром Порошенко. Однако, по информации "Страны" он уже получил от главы государства предложение стать вторым человеком в новой церковной структуре - после архиепископа Иова (Гечи), выходца из семьи украинских эмигрантов на американском континенте.
Томос дал - Томос взял
Между тем, в первый день заседания Синода на Фанаре было принято очень показательное решение по роспуску Архиепископства Русских Православных Церквей в Западной Европе. Синод решил отменить патриарший Томос 1999 года, который в свое время Варфоломей дал Архиепископству Православных приходов русской традиции. По букве того Томоса, этот экзархат должен был подчиняться Вселенскому Патриархату, но действовать по собственному уставу, утвержденному Вселенским Престолом, и сохранять русский литургический порядок.
Этот экзархат имеет 65 приходов, 32 общины, 11 действующих церквей, 2 монастыря, 7 скитов - во Франции (40 приходов), Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Германии, Норвегии, Швеции, Дании, Италии и Испании; клир насчитывает более 100 священников и 30 диаконов. Это главная православная епархия Франции. Возглавляет экзархат архиепископ Хариопольский Иоанн (Ренето). Теперь же Синод упраздняет экзархат и все это становится частью галльской епархии, которую возглавляет хорошо знакомый Украине митрополит Галльский Эммануил, ратующий за создание автокефалии.
Комментируя это решение Синода в разговоре со "Страной" спикер Волынской епархии УПЦ, протоиерей Олег Точинский говорит, что это прецедент, который показывает, что выдача Томоса не является гарантией независимости и самостоятельности церкви. И уж тем более не означает, что Томос выдается навсегда.
"Отмена Томоса Западноевропейского экзархата русских приходов Синодом Православной Церкви в Турции указывает на несколько фактов, о которых говорилось ранее. Во-первых, Фанар вкладывает в понятие "томос" вовсе не то, в чем сейчас пытаются убедить общественность представители власти и заинтересованных сторон. То есть, по мнению греков, Томос - это, своего рода, ярлык на княжение, а не грамота о полной независимости. Очевидно, что Западноевропейский экзархат русских приходов тоже руководствовался неким Томосом, но от этого не становился патриархией и не занимал никакого места в диптихе Поместных Православных Церквей", - отмечает протоиерей.
О том, что Украинская церковь может стать пятнадцатой в диптихе поместных Православных церквей, накануне заявил замглавы Администрации президента Ростислав Павленко, находящийся в эти дни на Фанаре.
"Самое главное: речь идет о создании независимой церкви, полноправной автокефалии, равной другим 14 Поместным церквям. Приближаемся к цели", – отметил Павленко на своей странице в Facebook, позднее уточнив свою позицию в интервью телеканалу "Прямой".
"Это скорее вопрос к участникам Синода, к участникам Собора, – сказал Павленко. – Как бы там ни было, как бы ни называлось, главное – это независимая церковь. Есть девять патриархий, три архиепископии, две митрополии, одна из которых по одной версии архиепископия, по другой – метрополия. Независимые государства могут иметь руководителей, которые называются по-разному, но самое главное – это независимые государства. В принципе, так же в церковном мире".
В УПЦ, наоборот, считают такие заявления самообманом.
"Даже в экспертной среде ожидающих создания ЕПЦ в Украине, уже не скрываясь говорят, что для украинского вопроса готовится решение именно в формате архиепископии, а не патриархии. Об этом не так давно было заявлено изданием "Укринформ". Во-вторых, ситуация с Западноевропейским экзархатом русских приходов является наглядным подтверждением того, что в случае, если новое начальство ЕПЦ в Украине не сможет совладать с властью, дискредитируя имидж патриарха Варфоломея, их Томос также может быть отозван. А касательно того, что какие-либо проблемы появятся, можно даже не сомневаться. Для этого достаточно проанализировать качественный состав епископата УПЦ КП и УАПЦ, в среде которых есть немало амбициозных людей, готовых на многое ради власти. Да и сам факт объединения УАПЦ и УПЦ КП до сих пор является весьма сомнительным. Говоря проще, Томос о создании ЕПЦ в Украине вовсе не будет равносилен Томосам о независимости других Поместных Церквей, и уж конечно новосозданная структура по уровню своей зависимости от Церкви-матери будет куда менее подвижной и самостоятельной, чем ею является та же Украинская Православная Церковь", - говорит "Стране" Олег Точинский.
Как уже отмечала "Страна", интересно и то, что Иов (Геча), которого к нам сватают в главы новой церкви, несколько лет назад засветился в большом скандале. В конце 2013 года он был избран на должность управляющего Западноевропейским экзархатом русских приходов. Ровно два года спустя решением Синода Константинопольского патриархата он был освобожден от управления по причине ряда конфликтов между ним и духовенством, а также профессорско-преподавательской корпорацией Свято-Сергиевского богословского института в Париже, который даже временно приостанавливал свою деятельность, требуя отстранения Иова от должности. Архиепископа обвиняли в "авторитарном стиле управления экзархатом и стремлении разрушить присущие этой структуре традиции".
"Действия Синода Константинопольского патриарха в очередной раз доказывают, что в Украине будет создана или автономия с митрополитом, подчиненным Константинополю, или экзархат. Но это не будет ни поместная, ни независимая церковь, на что рассчитывали на Банковой, - говорит "Стране" политолог Руслан Бортник. - Более того, отказ других Поместных православных церквей мира признавать новую церковь в Украине, говорит о том, что есть высокая вероятность, что, несмотря на Томос, новая поместная церковь в Украине может остаться в канонической изоляции, как это было с Киевским патриархатом".
По эстонскому сценарию
Один из самых важных вопросов - что после предоставления Томоса будет с Украинской православной церковью.
Один из нардепов, занимающихся церковными вопросами, прогнозирует, что ситуация будет развиваться по эстонскому сценарию. В этой стране с 1996 года одновременно действуют две православные церкви, одна из которых находится в подчинении Константинополя, другая - РПЦ.
Эстонская православная церковь (Московского патриархата) объединяет 33 прихода. Последние 26 лет ее возглавлял митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс), после его кончины в апреле 2018 года церковь возглавил ректор Московской духовной академии и семинарии митрополит Евгений.
Параллельно с 1996 года в Эстонии действует автономная Церковь под юрисдикцией Константинополя. Она возникла на основании Томоса Константинопольского патриарха от 1923 года, принявшего Эстонскую православную церковь в свою юрисдикцию на правах автономии как Эстонскую православную митрополию. В 1978 году по требованию Русской православной церкви Константинопольский патриархат объявил Томос 1923 года, учреждавший автономную Эстонскую церковь, недействительным. А в 1996 году вновь возобновил его действие. Главой Эстонской апостольской православной церкви (подчиняющейся Константинополю) был назначен Варфоломеем извне - им стал митрополит Стефанос (Хараламбидис) - он родился в республике Конго в семье кипрских беженцев. Последние 6 лет эта церковь пользуется новоюлианским календарем (то есть, Рождество празднует 25 декабря, а не 7 января). Решение отказаться от юлианского календаря было мотивировано желанием освободиться от "наследия Русской православной церкви".
Принуждение к миру
Впрочем, в Московском патриархате полагают, что в Украине ситуация будет складываться отнюдь не так мирно как в Эстонии.
Глава синодального Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион на днях заявил, что Константинопольский патриархат попытается вернуть себе более 20 церковных сооружений в Украине, принадлежавших ему до конца XVII века. "Константинопольский патриархат, готовя автокефалию, в Томосе об автокефалии намерен изложить собственные права и восстановить все те ставропигии, которые когда-то исторически Константинополь на Украине имел, а их было довольно много в разное время", - заявил он.
"Москва пытается делать все возможное, чтобы рассорить Киев и Константинополь. Заявление главного дипломата РПЦ м. Илариона Алфеева о "20 ставропигиях" - как раз из этого ряда... Решение о том, что Украинская Церковь получает Томос об автокефалии - принято. Поэтому сейчас речь идет исключительно об одной ставропигии - представительстве Вселенского Патриарха в Украине", - заявил на этот счет спикер УПЦ Киевского патриархата Евстратий Зоря.
О том, что Томос не приведет к "отжатию" храмов у УПЦ неоднократно говорил и Петр Порошенко, называя все разговоры об этом "происками агентов Кремля".
Однако уже сейчас сгущаются тучи над Почаевской лаврой - одной из главных святынь УПЦ в Украине. Недавно Минюст отменил решение о передаче храмового комплекса в пользование Украинской православной церкви, чем поставил крест на заверениях властей, что насильственного захвата храмов не будет.
Но под дальнейшую экспроприацию храмов подводят юридическую базу не только в Минюсте, так, в парламенте уже в ближайшее время готовятся принять целый ряд законопроектов, направленных против УПЦ.
Параллельно давление на себе почувствовали священники УПЦ во многих регионах Украины. Сторонники Томоса начали массово проводить акции под епархиальными управлениями и домами архиереев, епископов и священников УПЦ стало допрашивать СБУ. На беседах в спецслужбе же успели побеседовать митрополит Запорожский Лука, викарий Ровенской епархии епископ Пимен, архиепископ Бердянский и Приморский Ефрем, священник Винницкой епархии Николай Дудник. Глава юротдела УПЦ протоиерей Александр Бахов уже заявил, что в кампании против УПЦ активно используется админресурс. "Посмотрите, что написано на тех плакатах, почему пикетчики надевают балаклавы, почему имущество вредят, почему они именно сейчас все появились? Для чего публикуются персональные данные архиереев? Говорят епископам, что якобы "мы Вас приглашаем на разговор". Это, определенным образом, психологическое давление", - считает он.
Ситуацию значительно усложняет также и введение военного положения. Причем как раз в тех регионах, где наиболее сильны позиции УПЦ, что уже вызвало к жизни опасения, что этот фактор может быть использован властями для усиления давления на церковь.
"Если власть получит хоть какой-то обнадеживающий сигнал со стороны Стамбула относительно Томоса, ничто не может остановить приспешников режима в их желании захватить храмы и радикальным образом перекроить конфессиональную карту – военное положение дает им такую возможность, несмотря на уверения Петра Порошенко в том, что гражданские права не будут нарушены, а государство не будет вмешиваться в дела Церкви", - заявил глава фракции "Оппозиционного блока" Вадим Новинский.
Отметим, что режим военного положения запрещает проведение любых массовых акций, митингов и демонстраций. При этом, как уже отмечала "Страна", вряд ли акции националистов и радикалов будут пресекаться (например, во время попыток "отжать" храмы). А вот ответные акции верующих в защиту УПЦ как раз и могут быть пресечены самым жестким образом, ссылаясь на режим военного положения.
Станет ли такая перспектива препятствием для Вселенского патриархата в выдаче Томоса 29 ноября - увидим уже завтра.
О ситуации вокруг военного положения и о влиянии его на церковный вопрос смотрится также новый блог Олеси Медведевой "Ясно.Понятно" на yuotube-канале "Страны".