В разгар избирательной компании Центризбирком сотрясают один за другим громкие скандалы. Сперва оказалось, что ЦИК заказал печать бюллетеней сразу на два тура выборов, причем в количестве, которое значительно превышает число избирателей. Многие эксперты уже увидели в этом попытки подготовки фальсификаций.
Теперь же выяснилось, что в Центризбиркоме не смогли закупить коробки для доставки бюллетеней в окружные избирательные комиссии (ОИК) после завершения голосования и подсчета голосов.
В ЦИК отчитались, что сорвался тендер на закупку архивных боксов для доставки бюллетеней, и поэтому членам комиссии придется доставлять их с помощью подручных средств.
Что это означает с точки зрения предвыборного процесса и возможных фальсификаций выясняла "Страна".
Тендер на 7 миллионов
Процедуру открытых торгов по закупке специальных картонных коробок) в количестве 137076 штук (с учетом проведения 2 тура выборов) тендерный комитет Комиссии объявил еще 24 января через систему ProZorro. Истратить на закупку боксов в ЦИК планировали более 7 миллионов гривен. Таким образом, каждый бокс обходился бы в 51 гривну.
Согласно тендерной документации, по 2 бокса должны были отправиться на каждый маленький и средний избирательный участок, по три на каждый большой, по 10 - на каждую ОИК и самой ЦИК - 1000 штук.
Выдвигалось требование к размеру бокса - 430х350х360 мм и материалу, из которого он должен был производиться - гофрокартон Т-23, способный выдержать нагрузку не менее 10 кг. За месяц на торги поступило всего две заявки - от Рубежанского картонно-тарного комбината и Трипольского упаковочного комбината, которые ЦИК отклонила из-за неполного комплекта документов, в частности, отсутствия электронной банковской гарантии на сумму почти 211 тысяч гривен.
Поэтому 5 марта торги по закупке указанных боксов были отменены.
"Все субъекты избирательного процесса, особенно официальные наблюдатели должны быть готовыми к тому, что председатели и члены УИК будут вынуждены доставлять избирательную документацию в подручных средствах, часто не предназначенных для этого", - заявили в ЦИК после срыва тендера.
В предыдущие избирательные кампании таких проблем перед Комиссией не возникало.
"Я лично видел на нескольких выборах, как бюллетени после подсчета голосов упаковывали или в белые мешки, которые пломбировались и подписывались всеми членами комиссии. В каком-то году паковали в коробки, точно так же подписывали и пломбировали. Затем глава комиссии садился в машину, ставил рядом эти коробки, с ним ехали замглавы комиссии и секретарь, наблюдателям, конечно, уже места не хватало, и они отвозили в окружком эти мешки или коробки вместе с протоколами", - рассказывает "Стране" политолог Руслан Бортник.
Но ради справедливости нынешние выборы стали первыми в украинской истории, когда ЦИК должен действовать в соответствии с Законом Украины "О публичных закупках", покупая все на "Прозорро".
"Так как речь идет о миллионных суммах, не исключено, что эта проблема имеет коррупционные корни. Не удовлетворил откат, не смогли привлечь нужную компанию-поставщика - и вот результат - главы комиссий должны сами лично пойти на рынки и закупить мешки, как для расфасовки муки или сахара, чтобы в них паковать бюллетени и отвозить в ОИК", - считает Бортник.
Впрочем, многим экспертам и политикам срыв этого тендера уже дал повод говорить о том, что причина может лежать в политической плоскости.
"Будут прятать следы преступлений"
"Ну вот и становится очевидной схема хищений и уничтожений избирательной документации, - пишет бывший министр юстиции Елена Лукаш на своей странице в Facebook. - Переведу: "Коробок нет, везите избирательную документацию в чем хотите, в чем найдёте". Так же и с передачей избирательной документации в архивы. И так во всех комиссиях, по всей стране. Несчастные случаи? Будут".
По словам экс-министра, штабам основных кандидатов "придется сильно обмозговать контроль доставки" бюллетеней в ОИК. "Будут прятать следы преступлений", - утверждает Елена Лукаш.
"Я не исключаю, что это решение - в рамках плана пустить выборы под откос. Надо искать чей-то интерес, если тендер разрывается, значит, это кому-то нужно, - говорит "Стране" политолог Андрей Золотарев. - Уже не раз было такое, что мешочки с бюллетенями на проблемных округах, где "должен" был победить другой кандидат, оказывались испорчены. Имея большинство в ЦИК, большинство в ОИК, это все легко делать. Плюс верные гаранту члены терризбиркомов могут идти на любые ухищрения, чтобы протянуть Порошенко во второй тур или не допустить до второго тура его главных конкурентов".
Заседание участковой избирательной комиссии по подсчету голосов избирателей на избирательном участке проводится сразу же после окончания голосования, без перерыва, и заканчивается после составления и подписания протокола о подсчете голосов избирателей на избирательном участке. Этот протокол транспортируется в ОИК тремя членами комиссии (председатель и два представителя от субъектов, набравших наибольшее количество голосов).
Но и сами бюллетени имеют значение, ведь если будет заявлено о фальсификациях на участке, их потребуется пересчитать. Поэтому штабы и заинтересованы в том, чтобы бюллетени были доставлены в целости и сохранности.
"Нам остается надеяться на нашу сеть преданных партийцев, которые и ранее неоднократно работали на выборах в территориальных комиссиях и вошли в терризбиркомы сейчас, - говорит "Стране" один из ближайших соратников главы "Батькивщины" Юлии Тимошенко. - Мы уже сейчас не исключаем, что на тех участках, где будет побеждать Юля, наши оппоненты будут всеми силами блокировать процесс подсчета голосов, фиксацию результатов в протоколах и передачу данных в окружкомы".
"Если не будет контроля за перемещением бюллетеня в ОИК и ЦИК, то действительно возможны фальсификации, - говорит "Стране" глава Комитета избирателей Украины Алексей Кошиль. - Мы можем говорить о том, что в первом туре будет контроль со стороны наблюдателей. Я фактически исключаю технологии, популярные в 90-х, как-то вбросы бюллетеней, их умышленная порча или карусели. Если и будут такие факты, то единичные. Потому и необходим взаимный контроль. С другой стороны, сейчас зарегистрировалось аномальное количество организаций - 138. Многие из них были созданы за месяц или несколько месяцев до старта избирательной кампании. Остается надеяться, что это независимое наблюдение, а не способ злоупотребления".