Громкий скандал со взятками при поступлении детей богатых родителей в престижные американские вузы обрастает новыми подробностями. Чтобы их чада стали студентами знаменитых университетов, в том числе Лиги Плюща (Йель, Стэнфорд), семьи выкладывали от 200 тысяч до 6,5 миллионов долларов.
Раскрытую схему мошенничества прокуратура США назвала "заговором национального масштаба". Часть экспертов говорит о предвыборной подоплеке скандала, ведь через год в Америке будут выбирать президента.
"Отчаянной домохозяйке" грозит 20 лет
Обвинения предъявили полусотне человек - от топ-менеджеров до голливудских звезд, среди которых актриса Фелисити Хаффман, звезда "Отчаянных домохозяек". Участникам схемы грозит до 20 лет тюрьмы. Это самый масштабный инцидент такого рода в истории страны.
Фелисити Хаффман, звезда "Отчаянных домохозяек", дала взятку за высокие баллы для поступления дочери в вуз. Фото: Washington Post
Посредником между родителями и вузами был 58-летний Уильям Сингер, руководитель компании по подготовке к поступлению в университеты, а также благотворительной организации, через которую клиенты платили ему за услуги. Взятки передавали под видом пожертвований.
Отдельно Сингер, за цену от 15 до 75 тысяч долларов, помогал подтасовывать результаты при сдаче тестов типа нашего ВНО для поступления в вузы.
Схема работала так: сначала дети добивались отсрочки сдачи экзамена под предлогом трудностей в обучении. Затем они выбирали в качестве места проведения теста одну из двух школ, где у Сингера были знакомые администраторы. Еще один участник схемы в день экзамена или давал детям правильные ответы, или исправлял ошибки после теста, или сам сдавал его за них. За каждый тест он получал около 10 тысяч долларов.
За 15 тысяч Сингер помог успешно сдать тест старшей дочери Хаффман в конце 2017 года. Суд в Лос-Анджелесе назначил актрисе залог в четверть миллиона долларов.
Лже-спортсмены
Еще она схема Сингера - поступление через поддельные спортивные достижения, поскольку самый лучший способ попадания в хороший университет США - это быть хорошим спортсменом (при отбре спортсменов берут как довесок, как делали в свое время советские ВУЗы).
Например, тренеры университетских команд брали взятки за включение потенциального студента в список нужных атлетов, что сильно увеличивает шансы. Создавались поддельные записи о спортивных успехах и победах на каких-то соревнованиях.
Сингер договаривался с тренерами из вузов, и те как спортсменов набирали детей, часто далеких от спорта, за взятки, исчислявшиеся сотнями тысяч долларов.
Так, полмиллиона долларов заплатили актриса Лора Лафлин и ее муж, дизайнер Моссимо Джанулли за поступление своих дочерей в университет Южной Калифорнии как участниц команды по гребле, хотя на самом деле они не занимались этим видом спорта.
Актриса Лора Лафлин с дочерьми, которых за 500 тысяч долларов выдала за участниц команды по гребле для поступления. Фото: Hollywood Reporter
В общем, схема хорошо работала. Дети поступали в университеты высшей лиги и все думали, что так и надо. Но потом все внезапно открылось.
Среди вузов, в которые поступили дети клиентов Сингера, были Йельский и Стэнфордский университеты, университеты Джорджтауна, Техаса, Южной Калифорнии, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе. Теперь в Минюсте заявляют, что вузы сами будут решать, как поступить со своими студентами.
Схема Сингера работала последние восемь лет, а отследили его в ФБР по звонкам.
"Даже номинанты на "Оскар" решают, как пристроить своих чад"
"Отдельным удивительным эпизодом для меня стала взятка в 400 тысяч долларов тренеру женской футбольной (соккер по-американски) команды Йельского университета, которая способствовала поступлению в университет студентки, которая вряд ли хоть раз в своей жизни пнула футбольный мяч", - говорит Леонид Курза, выпускник Техасского университет в Остине, который также оказался в центре скандала.
Курза при этом настаивает на справедливости системы высшего образования в США.
"Всегда было много разговоров о том, как дети влиятельных и богатых поступают в ведущие университеты США. Есть даже форма "легализованной взятки" - это когда ты перечисляешь миллионы долларов в фонды университета, что якобы потом играет некую роль при поступлении детей. Как оказалось, никакой роли это не играет. И будь ты хоть номинант на "Оскар", ты все равно решаешь проблему как пристроить ребёнка в университет и вынужден идти на участие в сомнительных схемах. Да, все хотели не в абы какой, а в хороший. Но сути это не меняет, а доказывает сложность поступления в ведущие университеты США детей богатых и знаменитых", - полагает Курза.
В Украине для многих стало открытием, что и на Западе тоже "подмазывают" в универах, мол, ничто человеческое им не чуждо.
"Видать на каникулах у нас побывали американцы. Понравилась наша система получения оценок - купите пять по украинскому, а четверка по математике в подарок», - шутят в соцсетях.
Правда, там, в отличие от Украины, отношение к взяточникам очень жесткое со стороны ФБР и Минюста.
"Коррупция есть во всем мире, другое дело как с ней борются, для них это вопиющий случай, а в Украине половина правительства и депутатов с такими дипломами - и все ок", - говорит эксперт по образованию Андрей Лебас.
Замешан тренер дочерей Обамы
По одной из версий, в скандале может быть замешана политика, и коррупция в вузах США могла бы и дальше оставаться незамеченной, если бы не назначенные на следующий год президентские выборы в Америке. Есть мнение, что за резонансом стоит битва демократов против Трампа. Другие шутят: мол, и тут не обошлось без русских хакеров.
"Видимо, разоблаченные звезды поддерживали Трампа. То, что в США развито взяточничество, не скрывают даже голливудские фильмы. А вот сажают за взятки в США очень-очень редко", - говорит живущая в Штатах Нина Помаз.
Есть и другое мнение - что скандал, наоборот, на руку Трампу, поскольку в нем замешаны близкие к демократам люди.
"В мошеннической схеме задействован Гордон Эрнст, тренер по теннису дочерей Обамы, который позже работал в университете Джорджтауна и Род Айленда. Он - один из 50 обвиняемых. Возник вопрос: интересно, пользовался ли Обама его услугами, чтобы его две дочери поступили в университеты Лиги Плюща (его старшая дочь, 20-летняя Малия учится с Гарвардском университете, а 17-летнюю Сашу в этом году, по слухам, примут в Йель). Если бы там был бы как-то замешан Трамп, либералы бы уже хотели распять его на лужайке Белого дома", - говорит "Стране" Майкл Хоффман, политический аналитик из Вашингтона.
После скандала остается много вопросов, говорит эксперт.
"Например, почему эти люди ввязывались в сомнительные схемы вместо того, чтобы просто пожертвовать на новую библиотеку или общежитие, как поколениями делали другие состоятельные родители, чтобы их детей приняли в вузы. Нужно выяснить, кому выгоден этот резонанс", - говорит Хоффман.
Кроме того, в США разгорелась общественная дискуссия по поводу взяток.
"Принято считать, что в Америке нет коррупции, но скандал с вузами разрушил этот миф. На самом деле взятки - это нормальный способ ведения бизнеса в США. И теперь многие задумались, а где гарантия, что хирург, которые делает операции, или инженер, который строит мосты, не купил свой диплом?" - пересказывает эксперт вопросы, которые давно беспокоят и украинцев.
Цена приема
Отдельно заговорили о социальной несправедливости, когда вузы высшей лиги в Америке доступны детям влиятельных богачей, а бедные, будет хоть в сто раз умнее, не могут туда поступить.
"Студентами престижных вузов обычно становятся отпрыски их выпускников, а это в основном белые богатые американцы", - говорит CNN Даниэль Голден, автор книги "Цена приема: как правящий класс Америки пробивается в элитные колледжи".
Другая категория тех, кому гарантировано место под солнцем в системе высшего образования США, - спортсмены дорогих видов спорта, таких как парусный спорт или водное поло, которые простым людям недоступны.
"У этих двух категорий нет морального, социального или политического оправдания для получения льготного режима при поступлении", - полагает Энтони Джек, профессор образования Гарвардского университета.
В соседней Канаде тоже жалуются на несправедливый отбор абитуриентов.
Иностранные студенты приезжают в Канаду с высшими баллами, а по ходу выясняется, что уровень их знаний низок, оценки куплены. При этом они забирают места местных талантливых учеников. Везде все решают деньги", - сказала нам Оксана Пауш, бывшая украинка, а ныне специалист по инвестициям из канадского Торонто.