Эпопея с брекситом все-таки вышла на финишную прямую. Уже 31 января Великобритания официально начнет процесс выхода из Евросоюза, который растянется на весь год.
Британский премьер-министр Борис Джонсон подписал соглашение об условиях выхода страны из ЕС.
"Эта подпись предвещает новую главу в истории нашей страны", - заявил Джонсон.
Свои подписи под документом уже поставили глава Евросовета Шарль Мишель и председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Изначально выход Великобритании из ЕС был запланирован на март 2019 года, однако из-за разногласий между британскими правительством и парламентом по поводу условий "развода" дату несколько раз переносили.
По новому соглашению, до окончательного разрыва, а именно до конца этого года, будет действовать переходный период, в ходе которого не ожидается существенных изменений - Лондон и Брюссель будут вести переговоры о дальнейших отношениях.
"Страна" разбиралась, что изменится после подписи Джонсона.
"Евросоюз - Римская империя в худшие времена"
"Коллеги из Евросоюза скорее осуждающе оценивают, а вот британские коллеги (представляю как их задолбали этим вопросом) все как один говорят что нибудь в духе "Я уже не слежу за новостями по брекситу, не знаю что там". То ли вправду уже устали, то ли не хотят объяснять почему они за "брексит", - рассказывает нам политический эксперт Александр Бажин.
О том, что "брекситу" быть и скоро, стало ясно после победы консерваторов с их лидером Джонсоном, ярым сторонником быстрого выхода из ЕС, на досрочных выборах в декабре минувшего года.
Он не раз высказывал свои евроскептические взгляды. В частности, в своей книги о Римской империи написал, что ЕС сейчас - это Рим в худшие времена, и Британии нужно бежать из обреченного, как он считает, объединения пока не поздно.
ЕС начинался в 1951 года с соглашения о Европейском сообществе угля и стали, пик расцвета пришелся на 90-е и нулевые. Ряд экспертов считает, что сейчас маятник истории начал обратное движение.
Выход Британии из ЕС может дать толчок внутренним раздорам с Шотландией, Северной Ирландией и даже Уэльсом. А это может привести к развалу страны и превращения ее в "Малобританию".
"Теперь уже свою идентичность защищать Шотландия и Северная Ирландия в пределах Великобритании. Очень скоро они объявят референдумы с требованием остаться в ЕС, и вряд ли Лондон решится подавлять эти экзиты силой. Когда великая империя, где "никогда не заходило солнце" добровольно уменьшается до уровня страны регионального масштаба, это доказывает, что даже для крупных стран главные угрозы исходят не извне, а изнутри их самих", - прогнозирует на своей странице в Facebook политолог Сергей Таран.
Битва Шотландии и Ирландии
Шотландцы уже заявили, что будут требовать референдума о независимости в 2020 году, а если Лондон не предоставит им такого права, они сами организуют его в "явочном порядке".
"Мы не хотим покидать ЕС. У Бориса Джонсона есть мандат, чтобы вывести Англию из ЕС, но он должен признать, что у меня есть мандат, чтобы дать Шотландии выбор альтернативного будущего", - заявила первый министр Шотландии Никола Стерджен.
По соцопросам, почти половина жителей Шотландии хотят отделиться от Британии и стать отдельным государством.
Из опрошенных граждан 46% ответили, что проголосуют за независимость Шотландии, а 43% - против.
Референдум по вопросу о независимости Шотландии уже проводили пять лет назад. Тогда 55% его участников высказались за сохранение союза между Эдинбургом с Лондоном. Новый опрос показал, что каждый пятый из тех, кто ранее проголосовал против, теперь проголосовал бы за. Если не учитывать тех, кто сказал, что не знает, будет ли голосовать, получается, что 52% избирателей выступают за независимость страны.
"Прошлый референдум проходил до "брексита", а против него - большая часть шотландцев. Поэтому очень вероятно, что повторный референдум запустит "скотчсит - отделение Шотландии, которая хочет остаться в Евросоюзе", - сказал "Стране" шотландский журналист Марк Флинн.
Еще одна проблема - единственная сухопутная граница между Британией и ЕС - между Республикой Ирландия и Северной Ирландией.
Северной Ирландии не нужны неудобства от появления границы с Ирландией, и там ширятся призывы к объединению с Ирландией.
В королевстве тем временем опасаются повторения событий полувековой давности, когда началась битва "республиканцев" (сторонников присоединения к Ирландии) с "лоялистами" (сторонниками Британии). После чего туда пришлось вводить войска, а на страну обрушилась лавина террора.
Соглашение Страстной пятницы 1998 года, благодаря которому в Северной Ирландии установился мир, основано, кроме прочего, и на том, что границы фактически нет, поскольку это внутренняя граница ЕС.
Обе части острова Ирландия очень хотели бы сохранить такое положение дел, но когда Британия выйдет из ЕС, сделать это будет непросто. При этом правительство Британии не хотело бы устанавливать какой-то особый торгово-пограничный режим для всей Северной Ирландии, поскольку это, с точки зрения Лондона, угрожало бы целостности Соединенного Королевства.
А на острове Ирландия опасаются, что из-за Брексита мирный процесс будет сорван, и в Северной Ирландии снова начнется обострение.
Выход из Евросоюза может привести к референдуму об объединении Ирландии. А это может спровоцировать массовые столкновения между сторонниками и противниками воссоединения.
Будет ли "энтер" Украины?
Для Украины брексит и грядущие за ним противоречия в Британии может означать, что Лондону будет не Киева и его проблем.
"Скорее всего, поддержка Украины станет второстепенной для правительства Британии - оно будет занято последствиями "брексита", - сказала нам британская журналистка Оливия Крелин.
Тему взаимосвязи "брексита" и Украины в ироничной манере поднял во время своего выступления в Давосе Владимир Зеленский. Он сказал, что раз Британия выходит из ЕС, то Евросоюз должен кого-то туда принять для замены. Например, Украину. "Если есть эксит (выход), то должен быть и энтер (вход)", - сказал Зеленский.
Впрочем, с учетом того, что эта фраза не особо обсуждалась, ее восприняли как шутку. Тем более, что такая "замена" была бы явно неравнозначной (Британия является одним из доноров ЕС, а Украина, как и другие страны Восточной Европы, скорее всего, стала бы реципиентом финансовой помощи из Брюсселя).
Но, похоже, в ЕС тоже в ближайшее время будет не до Украины.
Для Еврсоюза пример Великобритании, считают эксперты, может быть заразительным и запустить процесс "экситов" по всему объединению.
Еще одно возможное последствие брексита - геополитическое переформатирование. Британия может войти в новый союз - англо-американский альянс, который будет конкурировать с ЕС.
"Британия выходит, чтобы вместе с США создать новый, обновленный центр силы. Торговое, военное и технологическое пространство. По замыслу англосаксов это прыжок, который изменит мир, а ЕС - эта "трухлявая колода", должен потонуть и развалиться. Его куски, если это куски перспективные, присоединятся к англосаксам", - полагает эксперт-международник Олег Насобин.
При таком сценарии на европейском континенте возникнет два конкурирующих центра силы - англо-американский союз и франко-германский альянс, сейчас фактически управляющий ЕС и тяготеющий к более тесному взаимодействию с Россией. Что хорошо заметно по все более дружественной в отношении Москвы риторике Макрона.
И это будет совершенно новая ситуация для Украины. В том числе и в контексте решения вопроса Донбасса в формате "Нормандской четверки", куда, помимо нашей страны, как раз и входят Россия, Франция и Германия.
По мнению политолога Костя Бондаренко есть два момента, которые могут повлиять на Украину в плане "брексита".
"Первый: с выходом Британии США теряют один из главных рычагов воздействия на общеевропейскую политику, падает серьезная преграда на пути создания "зоны свободной торговли от Лиссабона до Владивостока", и Украине придётся в скором времени выбирать: гордо оставаться на маргинесе процессов, при этом постоянно показывая фиги в сторону Кремля, либо же попытаться стать активной участницей новых экономических реалий, в том числе возобновляя отношения с Российской Федерацией. Второе: Великобритания, по всей видимости, попытается воссоздать альтернативу ЕС - в начале 60-х в пику де Голлю и Аденауэру Макмиллан уже создавал Европейскую организацию свободной торговли (EFTA). Эта организация существует до сих пор и объединяет Норвегию, Швейцарию, Исландию и Лихтенштейн. Великобритания в 1972 году вышла из EFTA, но ничто не мешает ей вступить обратно: согласно Вадуцкому протоколу, на членов организации распространяется действие Шенгенских соглашений и статус свободной торговли с остальными странами Евросоюза, что для Британии весьма важно. В перспективе Украина может, натолкнувшись на решительный отказ в членстве в ЕС, подать заявку в EFTA", - прогнозирует в беседе со "Страной" Бондаренко.
Его коллега Руслан Бортник добавляет, что потенциальное членство Украины в ЕС и членство Британии сравнивать невозможно, поскольку только прямое участие Лондона в бюджете ЕС ежегодно оценивается в 12-13 млрд евро.
"Односторонний дотационный характер этих отношений с ЕС и был одной из причин "брексита". Британские элиты, воспользовавшись общественным мнением, пытаются вернуть эти деньги домой и вернуть политические права, потому что значительная суверенитета тоже ограничивается Европейским союзом. Все это нехарактерно и непривычно для Британии, которая находилась в ЕС фактически с 1975 года. И вот именно финансовая причина - большие взносы в европейский бюджет, и потеря части политических в прав в части государственного суверенитета, и являются причинами выхода из ЕС. Другая история - это Украина, которая, конечно, не сможет что-либо предложить для бюджета ЕС, и в лучшем случае сможет претендовать на роль Польши во время вступления этой страны в ЕС в 2004 году. Тогда подтягивание уровня жизни хотя бы до уровня ближайших стран-соседей по ЕС стоило, по разным оценкам, от 80 млрд евро европейских инвестиций, значительная часть которых была безвозвратной. Поэтому слова о том, что Украина заменит Британию в ЕС - это несерьезная риторика, которая, наверное, вызывает у западных партнеров только горькую усмешку. ЕС и так будет переживать бюджетный кризис из-за выхода Британии. А для интеграции Украины нужны будут десятки, возможно, даже сотни миллиардов евро, которых в бюджете Брюсселя, безусловно, нет. Украина же, кроме бедности, коррупции, неэффективного государственного управления, большого количества рабочих рук, которые согласны работать за меньшую зарплату, нежели в ЕС, и природных ресурсов ничего не может предложить", - говорит Бортник.