Прошла неделя, как в столице прекратил работу общественный транспорт - исключение сделали только для врачей, учителей, полиции, работников экстренных служб и журналистов. Они должны ездить по спецпропускам КГГА, которые выдают в лимитированном количестве.
И, хотя работники больниц такие пропуска получают, не для всех это решает проблему. Многие из них живут в пригороде, откуда ничего не ездит, кроме частников на автомобилях. Другие живут в Киеве - однако новые маршруты транспорта далеки от их домов.
Именно поэтому в мессенджере Viber набирает популярность инициатива "Подвези медика". В этой группе уже более 17 тысяч участников. Также создано одноименное мобильное приложение, которое подхватывает сообщения, отправленные в аналогичную группу Вайбера - и автоматически отсортировывает их по дате и времени.
Алгоритм очень простой. Водители отмечают время и маршрут, по которому будут ехать. Врачи в свою очередь могут обратиться к автомобилистам. Ежедневно в приложении более 100 заявок. Кому-то нужно на работу, кому-то с работы, а кто-то едет из одной больницы в другую.
Журналист "Страны" тоже подключился к этому приложению и два дня подвозил на своей машине медработников.
Так выглядит чат "Подвези медика на работу" в Viber
"Переболело уже больше трех тысяч"
Нашей первой попутчицей оказалась Виктория. В своей заявке она указала, что работает врачом в Центральном госпитале МВД. Девушка указала, что на время поездки наденет маску, резиновые перчатки.
Викторию нужно забрать в период с 15:00 до 16:00. Девушка едет с работы домой на Троещину. Ехать нам 17 километров, а это около 30 минут. Списываемся с ней, уточняю, что могу забрать ее ровно в 15:00. Виктория просит забрать ее немного позже. Объясняет это тем, что ее руководитель должен привезти из КГГА спецпропуска для проезда в общественном транспорте. Жду. Через десять минут Виктория сообщает, что начальника с пропусками сегодня не будет, и она освободится раньше.
Договариваемся встретится возле метро Лукьяновская. Вижу, как к моему автомобилю подходит девушка лет 30-ти. На руках Виктории защитные перчатки, на лице - хирургическая маска. Девушка садится на заднюю дверь и говорит: "Нужно соблюдать дистанцию". На мне тоже бактериологическая маска. Присев в авто, девушка предлагает мне несколько масок, в знак благодарности за то, что я ее подвожу к дому. Это забавно. Выглядит как чаевые таксисту. Я отказываюсь.
Знакомлюсь. Виктория - интерн-психолог. Заканчивает Национальную медицинскую академию. В госпитале МВД проходит интернатуру. Уточняю: как часто она пользуется приложением "Подвези врача"?
"Сегодня утром на работу меня подвезла женщина. Хорошо, что у нас люди сознательные, коммуникабельные. Мне кроме вас еще один мужчина звонил", – рассказывает девушка. Она жалуется на свое руководство, говорит, что их никак не информируют: "Когда ограничили работу общественного транспорта, наш начальник нам в чат сбросил фотографию схемы, по которой будет ездить специальный транспорт и ссылку на чат "Подвези доктора" и все", - говорит девушка.
Виктория рассказывает, что на период пока они не получат пропуска для проезда в транспорте, им выдали распечатки с указанием их места работы и сказали предъявлять контролеру на входе. На работу она приехала специально за пропуском, но так и не смогла его получить.
Интересуюсь, не паникует ли она из–за введения карантина и распространения коронавируса. Девушка рассказывает, что, конечно, волнуется, но соблюдает все меры предосторожности. "Всегда одеваю перчатки, маску, ношу с собой антисептик, не выхожу на улицу без крайней надобности".
По словам Виктории, между собой медики обсуждают, что заражённых коронавирусом уже более трех тысяч: "Власть говорит, что их около ста, но мне смешно верить в эти цифры, когда ты понимаешь, как он легко передается. Вирус мутирует, симптомы уже не те. Половину зимы люди проболели пневмонией и не известно - это была пневмония или коронавирус. В Украине долго не было тест-систем, реальных цифр никто не знает". Виктория уверена, что карантин будет длиться еще минимум два месяца и то, что мы видим сейчас – это цветочки. В пример она приводит Александровскую больницу, говоря, что она переполнена еще с прошлой недели: "Неделю назад собирали контактные данные аспирантов и говорили, чтобы они были на усилении, вдруг что".
Жалуется, что нет развозки. "В госпитале работает очень много людей, а никто никакой развозки не сделал. "Нам говорят – как хотите, так и добирайтесь. Идея по ограничению работы транспорта правильная, но страдает ее реализация. И это такие проблемы в Центральном госпитале МВД, а что происходит в обычных районных клиниках я вообще не могу представить?".
Виктория рассказывает, что среди врачей также есть небольшая паника: "Большинство сотрудников нашего госпиталя — это пенсионеры, они в категории риска. Но больше врачи боятся неизвестности. Никто не знает, чего завтра ожидать", – говорит Виктория.
Вспомнила Новые Санжары, когда украинцев эвакуировали из китайского Уханя. "Людей держали в изоляции две недели, а сейчас возвращают в Украину десятки тысяч украинцев и всех отпускают домой на прохождение самоизоляции под честное слово".
На этом наш разговор заканчивается, мы подъезжаем к дому Виктории. Девушка прощается, желает не болеть и повторно предлагает несколько защитных масок. Я повторно отказываюсь.
"Надевайте три халата - вот ваша защита"
Второй наш попутчик - Татьяна Николаевна. Она работает медсестрой в пульмонологическом отделении Киевской городской клинической больнице номер 4. Татьяне 64 года, стаж работы более двадцати лет. Забираю ее на автобусной остановке возле больницы. Она надела защитную маску, но без перчаток. Предупреждает, что руки обработала антисептиком. Татьяна очень благодарит за то, что я согласился ее подвезти. К ее дому до больницы три километра, женщина жалуется, что сегодня на работу шла пешком. Она показывает специальный проездной для общественного транспорта, но толку от него нет, рассказывает Татьяна: "Возле моего дома нет маршрута, по которому ездит общественный транспорт".
Она жалуется на организацию карантина. "Наша клиника ничего не закупает - нет денег. Нам сказали, чтобы вместо защитных костюмов, при контакте с больным коронавирусом, мы одевали по три халата, и это будет наша защита", – жалуется Татьяна.
Ее предупредили о том, чтобы на следующее дежурство она взяла с собой сменное белье, потому что есть вероятность, что она останется в больнице на несколько дней: должны завезти тесты на коронавирус и проверить тех, кто лежит в инфекционном отделении.
"Врачи реально не знают сколько сейчас в нашей больнице лежит пациентов с этим вирусом", - говорит она.
На работе Татьяну предупредили: если инфекционное отделение будет переполнено, то закроют три отделения: пульмонологическое, терапевтическое и кардиологическое: "Отделения закрыть - это одно, а что делать с больными - это другое".
По словам Татьяны, главная опасность - это приезжающие из других стран: "Они потенциально зараженные, что будет когда зараза начнет распространяться, мне тяжело представить".
Медиков инструктируют как правильно надевать защитные костюмы, как обращаться с зараженным пациентом. "Но это все теория, а на практике - никто ничего не выдает. Врачи немного паникуют, даже я переживаю, так как попадаю в группу риска. Я готова оставаться на несколько дней и дежурить в больнице. Но нам должны создать нормальные условия для работы, а можно сказать, для жизни в больнице. Но нам никто не создает нормальных условий. Уже третий день обещают давать питание, но так ничего и не дали", – жалуется Татьяна Николаевна.
Через 12 минут мы подъезжаем к ее дому. Татьяна спрашивает, сколько она должна за проезд. Медику не по себе, что я подвожу бесплатно. Я отказываюсь, желаю хорошего здоровья и уезжаю.
"Если есть подозрение на коронавирус в Александровскую больницу точно не нужно ехать"
Общаюсь с врачом из Александровской больницы - главного госпиталя в Киеве для ифицированных коронавирусом. Находим два объявления, в одном указано, что нужно забрать в 07:00 и отвести на работу в Александровскую клинику. Во втором - нужно забрать в 09:00 из клиники и отвезти домой. Соглашаюсь на оба.
Елена, 25-26 лет, забираю ее возле стадиона Спартак в 07:00. На ней защитная маска, на руках нет резиновых перчаток. Она едет на дежурство в Александровскую больницу. Работает в отделении нейрохирургии уже четыре года. "Сейчас еду на двое суток, а там как повезет", – рассказывает Елена. Большинство сотрудников работают за городом им трудно добираться, а также есть те, кто болеет и кто-то может не приехать на смену, в таком случае ей придется остаться.
Спрашиваю, часто ли она пользуется чатом "Подвези медика". "Нет, это первый раз. Я оставила объявление, до этого несколько раз ездила на такси, но это очень дорого", – рассказывает Елена. На остальные вопросы девушка отвечает неохотно. Но своими переживаниями все-таки поделилась: "Постоянно прислушиваюсь к себе, какой у меня кашель, не болит ли голова, нет ли температуры".
Кстати, Елена советует в случае паники или подозрения коронавируса не ехать в Александровскую больницу: "Если у вас нет этого вируса или другой инфекции, то там вы точно что-то подхватите. Я и сама, когда еду на работу, думаю о том, заболею или нет, повезет или не повезет".
Спрашиваю, много ли людей в Александровской больнице с коронавирусом. Елена говорит, что не знает: "Одни врачи говорят много, вторые нет. Но вот наше отделение нейрохирургии хотят освободить чтобы там размещать больных коронавирусом". Девушка рассказывает, что у сотрудников, которые работают в нейрохирургии спрашивают, готовы ли они работать с больными коронавирусом. Даже составляют списки тех, кто готов. Она уточняет, что дело это добровольное: "Я же не смогу развернуться и пойти домой. Надену две маски, двое перчаток, два халата и буду работать".
Девушка жалуется на уровень защиты врачей в самой больнице: "Защитных костюмов, о которых все говорят я ни разу не видела".
Елена комментирует слухи, что инфекционное отделение в Александровской больнице переполнено: "если уже начали освобождать наше отделение нейрохирургии — значит количество заболевших увеличивается". Девушка рассказывает, что всех сотрудников ежедневно проверяют, измеряя температуру. Она также жалуется на закрытие общественного транспорта, хотя считает, что это правильное решение.
"Нужно было организовать какую-то развозку для сотрудников больницы. Президент много раз говорил, что медиков обеспечат в первую очередь, а на самом деле, никто ничего не делает, на работу добираюсь, как могу и никого это не волнует, нам так и говорят – как хотите, так и добирайтесь", - говорит врач.
Через пятнадцать минут мы уже были возле главного входа в Александровскую больницу, Елена благодарит и спешно бежит на работу.
"Александровка переполнена из-за гриппа"
В 08:45 мне звонит уже другой врач - Марина. Девушка работает в Александровской больнице, в отделении кардиологии, ее специальность - реаниматолог. Она возвращается домой с ночной смены. Везу ее в Вишневое, ехать нам 18 километров, чуть больше 20 минут. Разговор начинаем с того, что городские власти и руководство больницы не продумали то, как врачам добираться на работу и обратно.
"Транспорт ездит только по Киеву, большинство сотрудников работает в пригороде. А те автобусы, которые работают очень часто переполнены", – жалуется Марина.
Есть проблемы и с обеспечением.
"У нас даже антисептик главная медсестра делает сама, потому что он у нас закончился", - говорит врач.
Марина рассказывает, что меры, связанные с ограничениями правильные и необходимые, но нужно больше проводить тестов на коронавирус: "Даже в нашей клинике очень много людей с подозрением, но из–за отсутствия тестов возможности это подтвердить".
Марина рассказывает, что инфекционное отделение действительно уже почти переполнено, но это из-за обычного гриппа.
Аккуратно интересуюсь, а хватает ли им масок, перчаток и есть ли защитные костюмы. Девушка рассказывает, что хирургические маски выдают под счет, три штуки в день, перчатки также.
"Привезли защитные костюмы, десять штук на все отделение. Мы вчера их проверяли, но они негерметичные, защита в них не особо хорошая. Также костюм нужно менять после каждого контакта с пациентом, так их нам даже на месяц не хватит", – рассказывает Марина.
Кроме того, она подтверждают информацию, что в больнице хотят освободить седьмой корпус нейрохирургии, чтобы туда переводить людей из инфекционного отделения, а нейрохирургию переведут в неврологию.
"Сейчас в нашей больнице начали набирать медиков. Они будут лечить больных коронавирусом", – рассказывает девушка. По ее словам, этим специалистам обещают доплачивать, им выделят общежитие, чтобы они там жили на период карантина, а также их обеспечат отдельным транспортом. "Но это все в теории, сейчас те, кто работают в инфекционном отделении, добираются общественным транспортом или кто как может", – резюмирует медик.
Спрашиваю, хотела бы она работать в инфекционке. "Если у больного по моему профилю обнаружат коронавирус, я буду с ним работать, но конкретно идти в инфекционное отделение я не хочу".
Она также добавила, что не входит в группу риска, которая может заболеть поэтому не переживает: "А вот дома у меня бабушка, которая в группе риска и я могу ее заразить, вот этого я боюсь. Но очень хочется верить, что все обойдется".