22 ноября Служба безопасности Украины обнародовала сведения о том, что сотрудники спецслужбы задокументировали новые доказательства, свидетельствующие о причастности к государственной измене бывшего министра доходов и сборов времен президентства Януковича - Александра Клименко.
"Правоохранители получили дополнительные материалы о том, что экс-чиновник в период своего пребывания в должности своими действиями сознательно наносил вред экономической и информационной безопасности Украины, суверенитету, территориальной целостности и неприкосновенности нашего государства", - говорится в информации СБУ.
Невзирая на особо тяжкий характер инкриминируемых Клименко деяний (его действия в "конторе" квалифицировали по ст.111 УК Украины, за которое предусмотрено лишение свободы вплоть до 15 лет), суть "подрывной деятельности" экс-министра из сообщения ведомства Василия Грицака просматривается довольно туманно.
Из сообщения СБУ лишь ясно, что речь идет как о чисто финансовых претензиях, так и о медийной составляющей дела.
Сам Клименко уже назвал уголовное производство о госизмене "театром абсурда" и элементом "политического давления". Которое связывает с оппозиционной деятельностью возглавляемой им партии "Успішна країна".
Впрочем, как следует из заявления экс-министра на его странице в Facebook, ему также не известна фабула дела.
"Я требую, чтобы материалы обвинений в мой адрес, озвученные... в пресс-релизе СБУ, были переданы в публичную плоскость. Мои адвокаты уже обращаются с соответствующими запросами", - написал он.
Частично завесу тайны в новом "деле Клименко" приоткрыли на самой Владимирской. Здесь сообщили, что на основании собранных материалов СБУшниками уголовное производство в отношении Александра Викторовича было поручено расследовать Главной военной прокуратуре.
При этом сведения в ЕРДР о госизмене Клименко на базе некоей новой информации были внесены 17 ноября - буквально на следующий день после визита военных прокуроров в редакцию издания "Вести". Которое, напомним, замглавы ГПУ Анатолий Матиос связывает с персоной экс-министра доходов.
Именно с очередной атакой на нелюбимый властям медиахолдинг, а также попыткой реквизировать три этажа торгового центра "Гулливер" и прочие активы, фактическим владельцем которых в прокуратуре называют экс-министра, и связывают открытие нового дела в отношении Клименко наши собеседники в силовых структурах.
"Страна" разбиралась с деталями этой запутанной истории. Которая, к слову, может иметь важное значение не только для судьбы Клименко. А и коснуться прочих бизнесменов, оказавшихся в опале действующему режиму.
"Активы" следствия - три фискала и бывший арестант Лукьяновского СИЗО
Чтобы вникнуть в суть дела стоит напомнить, что в мае были военной прокуратурой были задержаны две дюжины бывших высокопоставленных фискалов. В середине июля последовало "взятие Гулливера" и обещание Матиоса прекратить выход газеты "Вести", редакция которого размещается на одном из этажей торгового центра.
Официально эти действия преподносились как две фазы уникальной антикоррупционной операции, которая позволила военным прокурорам получить неопровержимые доказательства вины Клименко в организации "налоговых площадок". Которые за время своей работы нанесли государству ущерб в размере около 97 млрд. грн.
В пользу этого приводились сведения о том, что отдельные фигуранты дали показания против экс-министра, подтверждающие создание им экономической ОПГ.
Соглашения со следствием ("угоды") действительно последовали, но их оказалось немного. Признали вину и получили условные сроки бывший 1-й зампред налоговой службы Киева Татьяна Детюк и экс-руководитель харьковских фискалов Андрей Раздайбеда.
Помимо них в деле присутствует еще двое свидетелей.
Первый из них - это "легендированный" экс-налоговик Аркадий Сидорчук. В юридических и фискальных кругах на счет Сидорчука есть расхожее мнение, что за этим псевдонимом скрывается бывший зам Клименко - экс-руководитель налоговой милиции Андрей Головач. Который был задержан в августе 2016 года и почти полгода содержался под стражей. В феврале стало известно о его сделке со следствием и даче показаний против Януковича и Клименко.
Что же касается второго обличителя схем беглого министра, то, по данным "Страны", этим человеком выступает донецкий бизнесмен Владислав Дрегер. Он известен тем, что в эпоху Януковича вступил в конфликт с его старшим сыном Александром, вследствие чего по "налоговой линии" был арестован. И вплоть до победы Евромайдана содержался в Лукьяновском СИЗО.
У Дрегера несколько иная трактовка своих злоключений. Их он связывает с братьями Клименко - Александром и погибшим весной 2015 года Антоном. Следователям военной прокуратуры бизнесмен заявил, что "терки" с Александром Януковичем у него действительно имелись. Но главная причина уголовного дела против него - деньги. Якобы в 2010 году братья Клименко заняли у него 32 млн. грн., а долг так и не вернули. И, пользуясь админресурсом, бросили Дрегера в тюрьму.
На допросе в июле 2017 года Дрегер рассказал свою трактовку формирования бизнес-группы экс-министра доходов и его брата, а также передал следствию сотни названий и коды ОКПО задействованных в ней оффшоров, иерархию ответственных лиц и прочие детали, который ему якобы рассказал Антон Клименко.
Допрос Дрегера запустил обратный отсчет для Клименко
"Стране" не известно, проверялись ли на достоверность показания донецкого бизнесмена. Но именно они и послужили юридической основой для "взятия "Гулливера" силами военных прокуроров четыре месяца назад. А также стали отправной точкой для ареста целого спектра активов, которые следствие считает фактической собственностью Клименко в Украине. Лишь де-юре записанных на третьих лиц. И оцениваемых, по разным трактовкам, от 0,9 до 1,5 млрд. грн.
Адвокаты "клименковцев" и представители окружения экс-министра называют эти успехи "военки" более чем сомнительными. В их трактовке, на сделки пошли запуганные и сломленные люди, имеющие серьезные проблемы со здоровьем. А показания согласились давать те, кто имел зуб на экс-министра (как Дрегер или Головач), или опасался за свою жизнь.
В качестве подтверждения реалистичности этих угроз со стороны прокуроров приводятся два случая по "вертолетному делу".
Во-первых, это история с избиением в ИВС Нацполиции луганского налоговика Владимира Дубеля. К которому буквально перед этим с предложением заключить сделку со следствием приходил сотрудник военной прокуратуры.
Во-вторых, смерть от сердечного приступа экс-главы налоговой Подольского района Алексея Ярошенко. Случившаяся в тот момент, когда сын бывшего министра финансов Федора Ярошенко содержался под стражей.
Как бы там ни было, но еще в июле в "Вестях" заявили об их готовящемся выселении силами военной прокуратуры. Якобы надзорники добивались в судах запрета на пользование журналистами арендуемых помещений "Гулливера".
Начало экспроприации
Месяц назад стали ясно вырисовываться очертания плана прокуроров по расследованию дела Клименко. И осуществлению "экса" в отношении собственности, которую связывали с бывшим министром.
6 октября Главная военная прокуратура сообщила, что впервые реализовала на практике механизм специальной конфискации арестованного в рамках расследуемых уголовных производств имущества. "Пионером" был выбран все тот же экс-министр доходов и сборов Александр Клименко, а первую скрипку в его неприятностях вновь играл Матиос.
Он сообщил тогда - объекты, связанные с экс-министром, были переданы в управление Нацагентству по розыску и управлению активами.
Пикантность ситуации в том, что сам Клименко в составе учредителей либо собственников объектов, сменивших владельца, не значился. Но еще до вынесения ему приговора имущество связываемых с ним "третьих лиц" не только переписали на нового управителя, а и позволили ему распоряжаться им на правах собственника. С последующим его использованием, получением прибыли и даже перепродажей.
Все тот же Матиос в компании следователя Виталия Опанасенко и главы Национального агентства по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений (известного также под аббревиатурой АРМА) Антона Янчука провели брифинг, где сообщили о принятом судом решении передать ранее арестованное имущество Клименко в управление Нацагентства.
Речь идет о 154 объектах недвижимого имущества (включая 77 квартир в престижном ЖК "Новопечерские Липки" в Киеве, 17 домовладений в элитном поселке Козин и базу в урочище "Белое озеро" Переяслав-Хмельницкого района), 22 транспортных средствах, 1000 железнодорожных полувагонов, собственности охранной фирмы "Скиф", а также корпоративных правах ряда юридических лиц.
Брифинг ГПУ, посвященный передаче права правления активами третьих лиц в "деле Клименко" в пользу АРМА, видео youtube.com/Генеральна прокуратура України
Военный прокурор пообещал "Вестям" новый счет
Из общей массы разного рода сменивших владельцев объектов отдельной ремарки Матиоса удостоился бизнес-центр "Гулливер". От занимающих его этажи с 31 по 33 арендаторов почти 5 тыс. м2 офисных площадей заместитель генпрокурора потребовал перезаключения договоров с новым управителем. И обозначил, кого это касается в первую очередь - редакций сайта, газеты и радиостанции "Вести", которые базируются на 32 этаже бизнес-центра.
За словами Матиоса угадывалось намерение выставить такой счет медиахолдингу на аренду, который стал бы для него неподъемным. И вынудил бы журналистов покинуть насиженные места. Отметим, что если газета и сайт "Вести", в принципе, может переехать в новое помещение достаточно быстро, то переезд Радио Вести во-первых, займет довольно много времени, во-вторых, будет весьма затратным, так как нужно будет полностью переустаналивать всю техническую базу радиостанции.
"Я рад, что издание "Вести" теперь должно будет обратиться к Нацагентству... и продолжить, или заключить с государством соглашение об использовании помещений... Речь идет о том, сможет ли оно там в дальнейшем использовать украденное имущество", - сказал он.
При этом, главный военный прокурор заранее попытался упредить попытки встречных обвинений в свой адрес в части вмешательства власть имущих на деятельность неугодных властям журналистов. Мол, никто не посягает на редакционную политику СМИ холдинга и имеет место не политический прессинг.
Журналисты "Вестей" и прочие арендаторы "проблемных" этажей "Гулливера" отвергли предложение Матиоса. Все они отказались покинуть свои места. И заявили, что имеют на руках долгосрочные договора аренды с собственником помещений. А потому не видят смысла вступать в договорные обязательства с АРМА и назначенным им управителем.
Считалось, что атака военных прокуроров была отбита де-факто. Но не де-юре.
Как происходила передача "империи Клименко" государству
С 5 октября стартовал процесс перерегистрация "имущества Клименко" на Нацагентство. Прокуроры для этого использовали постановление Кабмина №685, принятое 13 сентября 2017 года, а также лазейку в УПК (утвержденную парламентом 18 февраля 2016 года). Последняя, в частности, дает право правоохранителям арестовывать и оборачивать имущество так называемых "третьих лиц".
К числу таковых были причислены руководители структурных подразделений и члены совета директоров группы компаний "Юнисон", связываемой следствием с Клименко.
По словам следователя ГПУ Виталия Опанасенко, у "военки" есть доказательства прямой связи между Клименко и номинальными собственниками бизнес-структур, на которых оформлялись его активы в Украине. В качестве подтверждения он продемонстрировал лист бумаги, на котором изложена соответствующая цепочка лиц, якобы подтверждающая вертикальную иерархию бизнес-империи беглого министра в Украине.
Кроме этого, доказательной базой заявлены две фотографии, на которых беглый министр запечатлен в ходе мероприятий с участием своих подчиненных.
Клименко в ответ заявил, что арестовано и передано АРМА не его имущество.
"Украинские предприниматели снова стали жертвами рейдерского захвата на государственном уровне. Под маркой "борьбы с Клименко" это ворье сегодня может забрать имущество у любого. В очередной раз мои слова поддержки предпринимателям, которые пострадали от рейдерства Матиоса", – заявлял он в октябре.
В заявлении акционеров группы "Юнисон", чье движимое и недвижимое имущество после ареста и изымается в пользу государства начали пускать с молотка, действия ГПУ были названы государственным рейдерством.
Большая распродажа и новый визит прокуроров в "Гулливер"
Три недели назад стало известно о начале распродажи собственности, которую в военной прокуратуре связывали с Клименко.
3 ноября Антон Янчук сообщил, что Нацагентство впервые передало часть арестованного имущества экс-министра для реализации на аукционе. Площадкой для торгов была выбрана платформа OpenMarket (ГП "СЕТАМ"), а первыми лотами стали пять элитных иномарок. Стартовая стоимость которых оценивалась в АРМА в 7 млн. грн.
Антон Янчук на фоне имущества, которое передали на реализацию в рамках спецконфискации по делу Клименко, источник видео: facebook.com/arma.gov.ua
По данным издания "Вести", арест как минимум двух иномарок (ВMW Alpina и BMW X6), записанных на исполнительного директора Ассоциации защиты банков, акционера банка "Юнисон" Оксану Чепижко был снят через суд.
Несмотря на это, одна из "бэх" на днях ушла с молотка.
Автомобиль, который продали в рамках "экса" Клименко, источник фото: setam.net.ua
Причем сама процедура торгов оставила ряд вопросов: 20 ноября пытавшемуся поучаствовать в аукционе человеку система якобы не давала опции "поднять ставки" и торговаться за машины.
Впрочем, это еще не весь пакет "ноябрьских неприятностей" у окружения Клименко. 16 ноября в редакцию "Вестей" вновь пожаловали военные прокуроры и сотрудники АРМА. Которые пытались провести опись спорного имущества и высказывали претензии о фактах их недопуска в помещения "Гулливера".
Тогда шестичасовой изматывающий марафон словесных дуэлей адвокатов "Юнисона" и правоохранителей завершился тем, что медиахолдинг и прочие арендаторы 31, 32 и 33 этажей бизнес-центра отстояли свои права.
Но как показали последовавшие далее события, это не означает, что прокуроры отказались от своих намерений.
Ведь уже 17 ноября СБУ внесла в ЕРДР сведения по делу о госизмене Клименко. И передала его для расследования военной прокуратуре. По имеющимся данным, этот шаг имел под собой сразу две цели.
Во-первых, само по себе дело по "тяжелой" ст. 111 УК Украины, мера пресечения по которой не предусматривает залога, открывает для прокуроров масштабное поле для давления на всех людей, которых можно будет связать с Клименко.
Во-вторых, таким образом в "военке" пытаются застолбить за собой право расследования уголовного производства в отношении экс-министра доходов и его окружения.
Невзирая на то, что с 20 ноября это дело является прерогативой НАБУ. Передачи которого на Сурикова, по данным "Страны", добивается ряд адвокатов "клименковцев". Они называют материалы расследования тотальной профанацией и макулатурой, а действия "военки" - мародерством и шантажом.
При этом генпрокурор, который публично заявил о готовности передать подследственные Антикоррупционному бюро уголовные производства, но нежелании принимать дела со стороны ведомства Артема Сытника, в истории экс-министра доходов и прочих "клименковцев", пошел по другому пути.
В распоряжение издания попало постановление за подписью главы ГПУ от 21 ноября, которым он закрепил "вертолетное" дело... за Главной военной прокуратурой.
"Учитывая исключительную сложность производства,.. и значительное число подозреваемых, выделение материалов... детективам Национального антикоррупционного бюро Украины может негативно повлиять на полноту досудебного расследования и судебного рассмотрения", - говорится в этом документе.
"Это очевидный беспредел. Норма закона прямо говорит, что после утраты прокурорами своих полномочий нет никакого спора о подследственности. Дела должны передавать в НАБУ", - говорит адвокат Юрий Иващенко.
Вероятно, еще на прошлой неделе в "Юнисоне" и прочих структурах, афиллированных с экс-министром доходов понимали, что дело для них приобретает нешуточный оборот.
20 ноября юристы "клименковцев" дали пресс-конференцию где было заявлено - вскоре последует очередная попытка "выселения" арендаторов и субарендаторов трех этажей "Гулливера" силами одного из правоохранительных органов.
Пресс-конференция юристов, представляющих "Вести", Prove group и "Юнисон", источник видео: youtube.com/"Українські Новини"
Цели, которые ставит перед собой военная прокуратура при этом не являются секретом. Еще 1 октября в интервью телеканалу "112-Украина" замглавы ГПУ четко дал понять: бизнесы, афиллированные с Клименко, намерены пустить с молотка.
"Национальное агентство по управлению активами выставит на продажу три этажа "Гулливера", - сказал Матиос.
Опасный прецедент. Почему история опального министра является знаковой
Заметим, что процесс "раскулачивания" экс-министра важен не только в связи с звучащими со стороны его оппонентов требованиями о "восстановлении справедливости".
Дело в том, что суд, принимая решение о передаче активов "третьих лиц" в "деле Клименко" АРМА руководствовался в своем решении ст.19 и ст.21 закона о Нацагентстве по управлению активами, полученными преступным путем. А также перечнем подлежащего смене владельца имущества, утвержденного постановлением Кабмина.
Этот документ стоит отдельного упоминания, поскольку может стать судьбоносным не только для Клименко, а и всего украинского бизнеса, находящегося в фокусе внимания правоохранителей.
Согласно ему, в перечень активов, подпадающих под потенциальную "смену управителя" входят объекты, которые в силу разных причин признаны не подлежащими хранению при аресте. Будь то масштабные габариты, дороговизна хранения или скоропортящиеся свойства.
В постановлении правительства записано, что такое добро в случае ареста АРМА предписывается оценить, а затем либо назначить для такого имущества компанию-управленца, либо продать. При этом не дожидаясь решения суда в отношении подозреваемых и "связанных" с ними лиц в нанесении ущерба государству.
Скандальное постановление правительства, которое открывает путь к глобальному переделу собственности, фото kmu.gov.ua
Что не менее важно - в правительстве заранее подвели под возможное оборачивание абсолютно любое имущество, сделав ремарку о том, что "перечень не является исчерпывающим". То есть под действие постановления №685 подпадает вся собственность, на которую наложен арест в уголовном или даже исковом производстве в делах о признании необоснованными активов и их истребовании.
При этом, формально, средства, полученные от продажи имущества депонируются в банках на специальных счетах и ждут окончательного решения суда. Но это слабое утешение для собственников.
"Без (приговора - Прим. Ред.) суда людей де-факто разрешено лишать права распоряжаться их имуществом, получать от него доходы. Да и сам закон выписан неоднозначно – лицо может и не получить компенсацию в случае утраты своих активов или уменьшения их рыночной стоимости", - заявил журналистам адвокат Ростислав Кравец.
При этом, как видим в случае с Клименко, под изъятие в пользу Нацагентства могут попасть даже те активы, которые юридически не принадлежат подозреваемым, но, по мнению следствия, де-факто находятся в их собственности.
Такой подход оставляет крайне широкое поле для трактовок и может привести к изъятию имущества у людей, которые в реальности никак не связаны с подозреваемыми. Но чье имущество интересно тем или иным околовластным структурам.