Андрей Дайнеко
Доллар будет дешеветь в Украине еще как минимум месяц-полтора. Его курс этим летом имеет все шансы оказаться даже ниже прогноза Минфина до конца 2016-го — 24,4 грн./$. Правительству даже не придется пересматривать эту оценку, хотя еще месяц Минэкономразвития собиралось это сделать.
Курс на снижение
«Ожидаем, что межбанк в мае может снизиться к 24,50-24,80 грн./$, наличный курс — до 24,20-24,50 грн./$. Летом рассчитывает на этих рынках на 24,30-24,50 грн./$ и 24,0-24,20 грн./$, соответственно», — спрогнозировал начальник казначейства VTB Bank (Украина) Станислав Верхградский.
Если бы не Нацбанк, то к этим отметкам безналичный рынок пришел бы еще на этой неделе. «Рынок уже бы давно опустился к 24,60-24,70 грн./$», — подтвердил эксперт сектора продажи казначейских продуктов ОТП Банка Вячеслав Озеров. Нацбанк в апреле стал главным покупателем доллара.
И не потому, что НБУ продолжил оттирать других покупателей доллара, как делал в начале года, а из-за реального снижения импорта. За март его общий объем, согласно статистике Нацбанка, сократился еще на 7,3% — до $3,1 млн. Украинским компаниям стало невыгодно возить импортные товары в страну — они не по карману населению, потому что не продаются. «Покупательский спрос со стороны населения продолжает снижаться, потому сокращается и импорт — это неизбежно», — подчеркнул директор департамента казначейства Евробанка Василий Невмержицкий.
А по итогам апреля наверняка будет зафиксировано еще одно снижение импорта. Ведь закончился отопительный сезон, и компании стали еще меньше тратить валюты для оплаты энергоносителей (которые к тому же дешевеют).
Особенно сильно обвал импорта стал ощущаться на валютном рынке на этой неделе. Например, 28 апреля Нацбанк выкупил с межбанка $93,2 млн. из $279 млн., выброшенных на торги. То есть стране начало хватать и трети от того, что экспортеры заводят в страну. Это одна из ключевых причин нынешнего обвала курса доллара — снижение спроса на него.
Она регулируется главным образом внутренними факторами. Хотя некоторые эксперты говорят и о влиянии на наш рынок тенденций, доминирующих на внешних рынках. Где сейчас начали меньше жаловать доллар: иностранцы, работающие и в нашей стране, стали его скупать уже не так активно, как прежде.
«На мой взгляд, давление на доллар сейчас в основном связано с его слабостью по отношению к остальным валютам. Игроки ожидают, что ФРС США и дальше будет сохранять текущую мягкую кредитно-денежную политику, что оказывает негативное влияние на котировки американской валюты. Так, на фоне мягкой кредитно-денежной политики существуют ожидания дальнейшего ослабления доллара, что подталкивает игроков к сокращению позиций в американской валюте, а также интерес к высокорисковым активам, к которым относятся и валюты развивающихся стран», — сказал аналитик группы компаний «Финам» Богдан Зварич.
Почему падаем
Вторая причина снижения стоимости доллара — это увеличение предложения, которое состоит из нескольких составляющих. Две ключевые — это увеличение экспорта в агросекторе и металлургии.
«Экспорт проката обеспечивает большую часть экспортной выручки металлургов. А среди компаний АПК наиболее динамичный рост экспорта демонстрирует масложировая отрасль. Так, экспорт растительных масел вырос в январе-феврале 2016 года на 16,7% по сравнению с прошлым годом, в то время как экспорт продукции растениеводства, наоборот, упал на 14,7% за тот же период», — отметил аналитик UniCredit Bank Андрей Приходько.
Финансисты уверяют, что экспортеры стали куда меньше доллара придерживать за границей и активнее заводить его в страну. Поговаривают, что после череды ультиматумов крупные олигархи смогли прийти с Нацбанком к простому компромиссу: компании возвращают выручку в страну — НБУ не допускает резкого обвала курса доллара. И последние скупки валюты чиновников подтверждают эту версию.
В последние недели о себе дали знать и две новые статьи поступлений. Первая — это приватизация: банкиры рассказывают, что под будущие распродажи Фонда госимущества уже начали заходить первые валютные транзакции. Хотя пока небольшие, и не от иностранцев, а из оффшоров от отечественного бизнеса, который решил недорого прикупить себе активы на пике экономического кризиса.
Вторая статья валютных поступлений — это наличные доллары. Люди в апреле сдавали доллар намного активнее, чем в начале года: чиновники любят говорить, что это связано со стабилизацией политической ситуации в стране, хотя экономисты продолжают говорить об обнищании населения, и расходовании накоплений украинцев. А как только разница между наличным рынком и курсом межбанка стала достигать 30-40 копеек, у банков с крупными сетями отделений появился новый бизнес. Они скупают доллар у населения, переводят его в безналичную форму и продают на межбанке — зарабатывают на разнице в курсах.
Еще неделю-две назад эта тенденция нравилась всем и воспринималась позитивно. Но после того, как спрос на доллар упал в целом по стране, и банки поняли, что больше не хотят покупать валюту друг у друга (при падении курса это невыгодная операция), возникла проблема с обездвиживанием СКВ. Все вдруг вспомнили о ликвидированном банке «Финансы и Кредит», который раньше специализировался на торговле долларовой банкнотой — возил ее из-за границы в Украину и обратно. Он обслуживал порядка 40 банков, и на опте делал неплохой бизнес.
«Небольшому банку очень дорого (совсем невыгодно) вывозить небольшие партии доллара в Европу и там складывать ее на свой корсчет — так переводить валюту в безнал. А специализирующихся банков на этом бизнесе сейчас нет. Поэтому и возникла проблема — некуда девать долларовую банкноту. Потому банки стали ставить еще ниже курсы выкупа валюты у населения. Чтобы доллар меньше сдавали», — объяснил Василий Невмержицкий.
Какие есть риски
Впрочем, все эти факторы недолго будут формировать валютное предложение. «Обильные экспортные поступления могут продлиться до конца мая-начала июня. Однако острого дефицита валюты после этого не ожидаем, так как спрос на валюту по-прежнему будет оставаться слабым», — отметил Станислав Верхградский.
Говоря о причинах снижения валютных поступлений, аналитики в первую очередь пеняют на ситуацию в тяжелой промышленности. «Кризис перепроизводства на мировом рынке черных металлов и в Китае будет способствовать снижению цен на железную руду и сталь во второй половине года. Следовательно, поступление экспортной выручки от украинских металлургов будет сокращаться, увеличивая тем самым девальвационное давление на гривну во втором полугодии», — отметил Андрей Приходько.
При этом от сталеваров и дальше ждут и других неприятных сюрпризов. «Внушает опасение последнее заявление «Метинвеста» о приостановке в апреле движения поездов по Донецкой железной дороге. Если эта ситуация не разрешится в скором времени, последствия для отрасли будут негативными: сократится производство на металлургических комбинатах в Донецкой области, что приведет к существенному падению поступления валюты в страну. Девальвационные риски остаются высокими, а курс гривны очень быстро отреагирует на любые негативные изменения», — убежден Приходько.
Еще один риск — это отмена запрета Нацбанка на вывод дивидендов, действующего в нашей стране почти два года. Она ожидается в июне-июле, и точно спровоцирует повышение спроса на доллар, даже если НБУ позволит вывод капиталов под жестким контролем и по графику.
Все это вместе взятое подтверждает только одно — обвал курса доллара временное явление. И вряд ли продолжиться долго. «Ситуация может измениться ближе к августу-сентябрю, когда вновь начнется подготовка к отопительному сезону», — отметил Станислав Верхградский.
С этого момента финансисты оживают плавного удорожания доллара. К концу августа его курс может штурмовать отметку 25,5 грн./$, а после — двигаться к 26-27 грн./$, где гривна уже была в начале 2016 г.
Главные факторы
А каким будет итоговый курс, в конечном итоге, зависит от двух факторов. Первый - от сальдо торгового баланса. То есть от темпов роста (падения) экспорта и импорта. Чем больше сальдо будет склоняться к положительному балансу - тем выше шансы на то, что курс гривны более падать не будет. Второй, главный, фактор. Это отношения с МВФ. В любом случае в этом году сальдо торгового баланса будет отрицательным, а у бюджета будет дефицит. И эти дыры нужно закрывать. Закрывать внешним кредитованием. Которое, по большей части, завязано на МВФ (на свободном рынке Украине с момента начала Майдана никто не занимает).
Если МВФ и прочие кредиторы продолжат финансовую поддержку Украины, курс удержится на нынешнем уровне плюс-минус 2-3 гривны (то есть максимальное падение составит 28 грн.). Если же кредитов нам не дадут, то покрывать дефицит бюджета придется традиционным образом - за счет скрытой эмиссии гривны через выпуск и выкуп гособлигаций. А это означает снова высокую инфляцию и падение курса гривны до 30-36 гривен в зависимости от состояния экспорта и импорта.
Подробнее о влиянии кредитов МВФ на состояние украинской экономики читайте в статье "Есть ли жизнь без МВФ".