Блокирование Newsone: акция обреченных?
Начавшееся в воскресенье вечером блокирование радикалами Корчинского телеканала Newsone в течение всего понедельника было его главной темой. Блокирование получило настолько широкий резонанс, что откомментировать его пришлось всем – от президента до ОБСЕ.
Причем едва ли не впервые политики и дипломаты единым фронтом осудили акцию против СМИ. Правда, осудили по-разному.
Тон провластным выступлениям задавали два самых влиятельных политика страны – Порошенко и Аваков. И суть их месседжей сводилась к тому, что блокировать нельзя, но Мураев совершил преступление, назвав Майдан "госпереворотом". Аваков при этом еще и пообещал ответственность "блокадникам", но полиция повела себя точно так же, как во время блокады железнодорожных путей на Донбассе или поджога "Интера", – создавала видимость деятельности без какого-либо результата. Это, собственно, и было реальное содержание месседжей Авакова.
Под стать этим заявлениям действовал и Нацсовет по ТВ, который потребовал себе дополнительных полномочий для борьбы с сепаратизмом на голубых экранах.
Правда, в Нацсовете не объяснили, какой "сепаратизм" был в заявлении Мураева. То есть, судя по всему, власти попытаются использовать блокаду Newsone для расправы с неугодным телеканалом через решения госорганов.
ОБСЕ и другие представители Запада осудили блокаду без всяких "но". Им, конечно, сложно понять, как может власть высказывать претензии к политику, высказывающему иную точку зрения, которая при этом не нарушает закон. И уж тем более оправдывать этим пассивность правоохранителей по отношению к радикалам, закон нарушающим.
Все остальные высказывания были, в общем-то, близки к точке зрения Запада. Хотя порой в них проскальзывали критические нотки по отношению к Newsone и Мураеву, но перекрывались они тем, что этот телеканал оказался единственным, транслировавшим воскресный марш Саакашвили. С этим и связали запоздалое прозрение радикалов в отношении высказывания Мураева, сделанного за неделю до блокады.
Главный вывод, который можно сделать из ситуации вокруг Newsone, положительный. Фронт осуждения радикалов оказался настолько широким, что даже власть (которой выгодны действия "братков" Корчинского) не позволила себе открыто встать на их сторону.
Означает ли это всеобщее негативное отношение к власти или выздоровление общества, говорить рано. Но, так или иначе, эпохе 2014-15 годов, когда СМИ травили совместными усилиями власти и "общественного мнения", приходит конец.
Порошенко против Гройсмана: война "минималок"
На фоне скандала с Newsone не произвела должного эффекта даже инициатива Порошенко поднять минимальную зарплату до 4100 гривен. Поначалу ее, правда, попытались пиарить наиболее пропрезидентские депутаты и даже министр Розенко, однако тема неожиданно быстро увяла.
Впрочем, тут дело, пожалуй, не только в фоне, который сопровождал инициативу президента. Просто сама инициатива выглядела как откровенный ответный удар Порошенко по Гройсману.
Чуть более года назад премьер вот таким именно образом, не поставив в известность Банковую, инициировал повышение "минималки" с 1600 до 3200 гривен. На Банковой поскрипели зубами, но согласились. А теперь пришло время для "ответки".
Розенко поначалу пиарил президентское откровение – пока не понял, что это не совместная инициатива власти и Гройсман о ней не в курсе. И что в данном случае поддерживать президента – значит, побить горшки с премьером. Поэтому министр уже к вечеру дал заднюю и стал рассказывать, что идея, конечно, замечательная, но с реализацией придется немного подождать.
Но самое интересное, что никто так и не задался вопросом: а на каком основании Порошенко вообще выдвигает подобные инициативы, которые требуют пересмотра всего бюджета и длительных переговоров с МВФ, которые проводить придется не ему, а правительству.
В парламентско-президентской республике, которую так пафосно восстанавливали в 2014-м, ответственность за экономику и "социалку" несет Кабмин и парламентское большинство, которое его сформировало. А президент отвечает за оборону и внешнюю политику. Но, видимо, на Банковой лихорадочно ищут темы для пиара накануне президентских выборов, а потому и залезают а "чужую" территорию.
СБУ/ГПУ против НАБУ: в игру вступает Рада
Противостояние СБУ и Генпрокуратуры с НАБУ докатилось до парламента. Сегодня там должны заслушать руководителей этих структур по поводу конфликта вокруг атаки спецслужбы на антикоррупционеров.
Заслушивание это, правда, будет с заранее предопределенным результатом, поскольку в обеих фракциях коалиции – БПП и "Народном фронте" – уже в открытую заявляют, что находятся на стороне СБУ и ГПУ.
Впрочем, никто и не верит в эффективность слушаний в парламенте. Война силовиков уже превратилась в элемент противостояния власти с прозападной оппозицией, включающей и движение Саакашвили, и Антикоррупционное бюро.
В воскресенье МихоМайдан впервые после начала акции собрал значительное количество людей. Параллели с 1 декабря 2013 года проводить, конечно, нельзя, но после трех лет запугиваний каждый протестовавший в воскресенье стоит десяти участников протеста 2013 года.
Поэтому понятны и акции против Newsone, и желание власти довести атаку на союзников Саакашвили до конца. Но есть и другая сторона медали: после воскресного митинга вдруг ожил Автомайдан, который собирается съездить в гости к Луценко.
То есть начать делать то, что привело к радикализации протеста 2013/14 годов. Понятно, что нынешняя власть уже научена опытом "попередников" и их ошибки не повторит. Но это не значит, что она не допустит своих ошибок.
Садовой и Сыроед стали "сепаратистами"
Не успел погаснуть скандал с "Нью-Йорк Таймс", обозначившей на карте Крым как "спорную территорию", как разгорелся новый карточный инцидент – теперь внутриукраинского масштаба.
В государственные преступники и сепаратисты теперь оказались записанными мэр Львова Садовой и представительница его "Самопомощи", вице-спикер Сыроед. Они организовали форум, на котором в качестве иллюстрации была карта с обозначенными на ней непризнанными "республиками", созданными при помощи России, и аннексированный ею же Крым.
Цель форума была ультрапатриотической – показать, как Россия работает против других государств. Но надпись "Донецкая и Луганская народные республики" даже на английском языке показалась преступной львовскому губернатору, который тут же заявил об этом в СБУ.
Видимо, в понимании губернатора на карте должны были быть обозначены не "ЛНР", "ДНР", Приднестровская республика, Абхазия, Южная Осетия и Крым, а ОРДЛО (отдельные районы Донецкой и Луганской областей), ОРМ (отдельные районы Молдавии), ОРГ (отдельные районы Грузии) и ОРОК (отдельный район оккупированного Крыма).
Впрочем, понятно, что губернатор лишь воспользовался поводом, чтобы насолить слишком оппозиционному мэру. Но характерно, что его обещание заявить в СБУ вызвало в аудитории смех. Общество все-таки меняется.
Суд по убийству Бузины: судей нет
Однако до полного выздоровления еще далеко.
Вчера стало известно, что в Шевченковском районном суде Киева не нашлось судей, готовых взяться за процесс по убийству журналиста Олеся Бузины.
Произошло то, что и ожидалось: судьи боятся. Боятся мести радикалов и боятся самой власти, которая, в свою очередь, боится этого процесса, который неизбежно превратится в политическое обвинение против нынешнего режима.
Однажды такой суд, безусловно, состоится. Но пока все идет к тому, что, вслед за 30 месяцами следствия, теперь будут еще и 30 месяцев поиска судей, которые возьмутся за этот процесс. И он начнется только тогда, когда те, кто руководил в 2015-м (а это большей частью те, кто руководит и сейчас), окажутся за пределами Украины – где-нибудь в Испании или Италии.