Зачем Россия ушла из СЦКК
Российские военные покинули Совместный центр координации и контроля за прекращением огня (СЦКК). Этот центр был создан осенью 2014-го, после подписания первых Минских соглашений, и состоял из украинских и российских офицеров. Теперь в нем остались только украинцы.
Российская сторона в качестве причины ухода называет "моральное давление" на своих военных и невозможность полноценно выполнять возложенную функцию. Все это вполне могло быть, но не может быть реальной причиной – только поводом. Реальные же причины иные.
О возможной мотивации российского руководства в этом решении вчера сказано было много. Но ключевой, пожалуй, является фраза о том, что СЦКК – это ширма, которая прикрывает невыполняющиеся Минские соглашения. Уходом российских войск Кремль решил эту ширму убрать.
Именно в нарушении Минских соглашений Москву обвинил украинский МИД. Но это, конечно, звучит странно на фоне заявлений ведущих украинских политиков вроде Авакова о том, что Минские соглашения мертвы.
В данном случае важнее другое: какими будут следующие шаги Кремля. Многие эксперты склонны считать, что ликвидация СЦКК усилит позиции Суркова на переговорах с Волкером в части ввода миротворцев на линию разграничения.
Это именно тот формат, на котором настаивает Кремль, в то время как Штаты с подачи Киева говорят о необходимости ввести миротворцев на всю территорию непризнанных "республик". Логика проста: если нет СЦКК, ее должен кто-то заменить. Оптимальный вариант – миротворцы.
Впрочем, у украинской власти есть другое мнение: что уходом российских военных из СЦКК Кремль пытается принудить ее к прямому контакту с властями "ДНР/ЛНР". В этой версии офицеров из РФ в СЦКК должны заменить офицеры из армии сепаратистов.
Наконец, есть версия, согласно которой развал СЦКК может привести к наступлению "республик".
В принципе, все три версии возможны (хотя третья – с наименьшей вероятностью). А самое главное – все три версии играют на руку Кремлю. Соответственно, уход из СЦКК с точки зрения Москвы – логичный шаг, который подтверждает, что после стабилизации ситуации в Сирии Путин начнет предпринимать шаги, чтобы расконсервировать украинскую ситуацию и изменить ее в выгодную для себя сторону.
И теперь главный вопрос: есть ли у украинской власти аргументы, которыми она может ответить?
Саакашвили: депортация "под елочку"?
Михаил Саакашвили, тем временем, продолжал рассказывать каким образом Порошенко попытается с ним расправиться. Главный его прогноз состоит в том, что власть хочет депортировать Саакашвили во время новогодних праздников.
Возможен ли такой поворот? Вполне. Новогодние праздники – действительно лучший момент для любых действий власти, поскольку ни 31 декабря, ни 7 января на массовые акции никого не соберешь. Другое дело – целесообразность такого шага.
Власть, безусловно, может считать, что депортация Саакашвили приведет к распаду МихоМайдана, который лишится лидера. Такая вероятность существует, но является далеко не стопроцентной.
Саакашвили по этому поводу вчера сказал так: "Со мной или без меня, но Порошенко украинский народ заставит уйти от власти". Если же отбросить все красивости насчет "народа", совершающего революции, то следует признать, что Майдан может существовать и без Михо. Депортированный, он превратится в знамя протеста, но реальным вождем станет кто-то иной – Семенченко, Лещенко или еще кто-то.
Возможен и еще более радикальный вариант, куда более неприятный для власти: Майдан мутирует из антикоррупционного в социальный – и его лидером тогда вообще может стать кто угодно, вплоть до Юлии Тимошенко. При этом такой Майдан получит куда больше поддержки в массах, чем нынешний.
Поэтому власти еще стоит задуматься: так ли плохо, когда протестом руководит неукраинец, не имеющий никаких возможностей стать президентом страны.
Пока же Банковая упражняется в искусстве мелких уколов. Например, опубликовали письмо, которое, если верить пресс-секретарю президента Цеголко, Михо лично написал и отправил Порошенко.
Позже подлинность этого письма подтвердили и у Михо. Ничего особо крамольного там нет. Саакашвили предлагает переговоры президенту и говорит, что он не русский шпион. Не исключено, что это письмо экс-президент Грузии написал по совету западных посольств, чтобы показать свою добрую волю к деэскалации ситуации.
Но это уже не имеет никакого значения. После воскресных событий вокруг Октябрьского дворца и самого факта обнародования письма уже понятно, что никакого примирения не будет.
Поставит ли Меркель ультиматум Порошенко
Украинская тема внезапно стала одной из ключевых в немецких СМИ. Поводом для ее актуализации оказалось сообщение "Бильд" о том, что Меркель намерена послать к Порошенко эмиссара с ультиматумом: "или бизнес, или страна". То есть или продолжение работы на коррупционных схемах или же реформы. На кону в случае такого ультиматума будет стоять вся финансовая помощь Евросоюза и даже политическая поддержка в противостоянии с Россией.
"Бильд" сконцентрировано показал, что думают о нынешней украинской власти политики Германии. А думают они плохо (подробнее можно прочитать здесь). Картина в целом, получилась для Банковой неблагоприятная.
Другое дело, что все мы уже хорошо представляем, как поступит в такой ситуации Порошенко: со всем согласится, пообещает нещадную борьбу с коррупцией во власти – и будет ее тормозить через Верховную Раду, Генпрокуратуру и другие подконтрольные структуры. Скорее всего, это знают и у Меркель. Поэтому главный вопрос: есть ли у нее способы контролировать партнера, который физически не в состоянии начать борьбу с собой.
Закончится ли "декретный отпуск" Гонтаревой?
На этой неделе у Нацбанка должен появиться новый руководитель. По крайней мере, об этом говорят в президентской фракции. Интересно, что Тимошенко то ли своим чутьем унюхала конъюнктуру, то ли что-то узнала, – в общем, вчера утром она потребовала уволить до конца недели Гонтареву с поста председателя НБУ. Так что теперь, если увольнение состоится, "Батькивщина" сможет смело заявлять, что власть испугалась и выполнила ее требование.
Отпуск Гонтаревой действительно затянулся почти до размеров декретного, и Порошенко уже пора предпринимать шаги, чтобы внести определенность. Если раньше считалось, что назначение нового главы Нацбанка станет частью глобальной договоренности по правительству (где до сих пор работают несколько подавших в отставку министров), то теперь этот момент, похоже, отложен до лучших времен. А потому президенту придется решать вопрос НБУ отдельно.
Скорее всего, место Гонтаревой займет ее бывший зам Смолий, который уже полгода руководит Нацбанком как "и. о.". Другое дело, что под это голосование надо собрать голоса. Даже если никто не против Смолия, каждая фракция постарается что-то выторговать под голоса за него. А раздавать подарки президенту не хочется даже под Новый год.
Иерусалим: Палестина требует Генассамблею ООН
Тема Иерусалима, которая отвернула от Штатов весь мусульманский мир, теперь может стать проблемой для Вашингтона в мировом масштабе. Вопрос признания Трампом этого города столицей Израиля уже был вынесен на голосование в Совете безопасности ООН, собрал 14 голосов за осуждение, и представитель США был вынужден применить право вето.
Теперь Палестина настаивает на том, чтобы собрать специальное заседание Генеральной ассамблеи ООН. Разница между Совбезом и Генассамблеей в том, что право вето там применяться не может.
Правда, разница между ними еще и в том, что решения Совбеза носят директивный характер, а решения Генассамблеи – рекомендательный. Однако суть не в том, что принятое решение выполнять не обязательно. В конце концов, ООН никогда не могла заставить Штаты делать то, что они не хотят, – так же, как не смогла заставить Россию уйти из Крыма.
Решения Генассамблеи важны как индикатор геополитических раскладов. А они при таком голосовании вполне могут оказаться катастрофическими для Вашингтона, поскольку три из четырех ключевых мировых "фракций" – проевропейская, прокитайская и пророссийская – выступят совместным фронтом. Против будет, естественно, только проамериканская, да и то очень осторожно.