ГПУ против УПЦ
Самая неожиданная новость вчерашнего дня – уголовное дело, которое открыла Генпрокуратура по факту отказа священника УПЦ в Запорожье отпевать умершего ребенка, крещенного в церкви Киевского патриархата.
Этот скандал действительно имеет крайне неоднозначный моральный оттенок, но заводить по такому факту уголовное дело с юридической точки зрения – мягко говоря, недоразумение. Звучит оно так: "Установлено, что представители Запорожской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата допускают выборочный подход к осуществлению религиозных обрядов, отдавая предпочтение тем лицам, которые проходили обряды крещения именно в УПЦ МП, чем оскорбляют чувства граждан в связи с их религиозными убеждениями".
Если абстрагироваться от конкретной истории с ребенком, родители которого просто не видели разницы между УПЦ и УПЦ КП, то вообще-то во всем мире все церкви "отдают предпочтение" именно тем, кто придерживается их обрядов. Если бы мусульманин решил провести намаз в баптистской церкви Турчинова, его там тоже вряд ли поняли бы.
На самом деле в ГПУ прекрасно понимают, что сморозили юридическую глупость, но решили попиариться на теме, которая получила большой негативный резонанс. Именно поэтому к конкретному обвинению привязали также "зраду" в виде "осуждения общения представителей церкви на украинском языке", "высказывания за единство православных народов под духовным наставничеством РПЦ", "осуждение европейского направления развития страны" и даже "осуждение АТО". Интересно, что, перечислив все эти "обвинения", Генпрокуратура ни по одному из них уголовного дела не завела.
Что еще раз доказывает исключительно пиар-характер этого дела.
Убийство Ноздровской: быстрого окончания дела не будет
Если еще пару дней назад казалось, что дело об убийстве правозащитницы Ноздровской было для власти на мази, то теперь по нему нанесен удар с неожиданной стороны: семья убитой и ее адвокаты высказали сомнение в том, что убийцей является Юрий Россошанский – отец виновника ДТП, в результате которого погибла сестра Ноздровской.
Предположить такой поворот было трудно. Да, ряд СМИ высказали подозрение, что Россошанского просто назначили виновным, но эта версия вполне устраивала власть, посольства и близких к убитой активистов, с подачи которых она и появилась. К тому же уже известно, что семья Ноздровской находилась в конфликте с Россошанскими. Поэтому, когда дочь убитой и адвокаты ее семьи заявили о своем недоверии к официальной версии, это стало сюрпризом для всех. И особенно – для власти.
Так что теперь уже адвокаты семьи убитой заявляют об угрозах и давлении, причем вовсе не со стороны Россошанских. Создается впечатление, что во власти есть не только те, кто заинтересован в скорейшем закрытии дела из-за давления Запада, но и те, кто кого-то покрывает.
Однако теперь, после заявлений семьи Ноздровской и ее адвокатов, быстро закрыть вопрос может оказаться проблемой. Вчера британское посольство потребовало "тщательного расследования" и "справедливого судебного процесса", при этом пообещав следить за делом и дальше. Причем слова о "тщательном расследовании" как раз могут означать, что нынешние быстрые результаты Запад тоже не удовлетворяют. И как бы Порошенко не пришлось признать, что он слишком поспешил поздравлять правоохранителей…
Признание ICU: Гонтарева законно отмыла "ворованные деньги"
Впрочем, есть основания полагать, что президент больше вообще не коснется темы убийства Ноздровской. Не только потому, что обжегся, но и потому, что ему просто будет некогда. Вчера получил продолжение скандал с публикацией катарским телеканалом "Аль-Джазира" решения Краматорского райсуда о конфискации 1,5 млрд долларов "денег Януковича".
Собственно, продолжений было два. Генпрокуратура не подтвердила и не опровергла подлинность опубликованного катарцами текста, но при этом всячески давала понять, что документ все-таки ненастоящий.
Однако все это было лишено какого-либо смысла, поскольку к тому времени компания ICU подтвердила главное: она действительно помогала фирмам "Семьи" покупать ОВГЗ за выведенные за рубеж деньги. Поскольку ICU – это компания Гонтаревой, которую считают близкой к Порошенко, все остальные детали не имеют значения.
Правда, ICU заявила, что все операции проводились в полном соответствии с украинскими законами, то есть предъявить Гонтаревой нечего. С уголовно-юридической точки зрения это, скорее всего, соответствует действительности. Но не с политической, поскольку тут в ловушку уже попадает нынешняя власть.
ICU законно заводила в Украину деньги, которые Генпрокуратура и суд назвали украденными. Больше того, нынешняя власть называла эти деньги ворованными, еще будучи оппозицией. То есть Порошенко заявлял о том, что "Семья" грабит Украину, а близкая к нему компания в то же время (2012-2014 годы, то есть, в том числе, во время Майдана!) помогала отмывать награбленные средства.
Если исходить из возможных политических последствий, то ГПУ лучше бы вообще не находить эти полтора миллиарда. Впрочем, не исключено, что Луценко просто действовал на опережение, и если бы ГПУ не вмешалась, то первым ленточку перерезало бы НАБУ. И тогда не получилось бы засекретить решение суда, которое позволило Банковой выиграть целых 9 месяцев.
Впрочем, еще одну версию высказал вчера Саакашвили: "деньги Януковича" изъяли вовсе не ради бюджета и даже не ради пиара, а для дерибана между Порошенко, Гонтаревой и Косюком. И в этом случае политические последствия, конечно, уже не так важны.
Саакашвили подает руку Тимошенко
Заявление о "деньгах Януковича" было не единственным вчера от Саакашвили. Не менее резонансным стало его сообщение о том, что запланированный на 21 января протестный марш отменяется.
Почему Михо отказался от недавно анонсированного плана, объяснила его пресс-служба: оказывается, лидер именного Майдана решил взять дополнительную паузу для переговоров с другими оппозиционными силами. И хотя такое объяснение выглядит скорее как "отмазка", похоже, что в данном случае Саакашвили говорит правду.
В декабре со стороны Банковой прозвучало неформальное предложение всем "старым" политсилам объединиться против общего врага – американской "пятой колонны" в лице Михо, еврооптимистов и НАБУ. После чего многие действительно взяли паузу, ожидая, что Порошенко предложит взамен.
Однако в последние дни со стороны "Батькивщины" появились сигналы о готовности поддержать протест Саакашвили. Правда, сама Тимошенко такого заявления еще не делала, но Михо отреагировал на этот зондаж. Больше того, вчера он даже сделал показательный жест, попросив перенести суд по своей мере пресечения из-за отсутствия лидера "Батькивщины".
Если этот альянс состоится, в украинской политике произойдет тектонический сдвиг. Неизвестно, будет ли он положительным для страны и даже для самой Тимошенко, но можно однозначно утверждать, что он будет отрицательным для Порошенко. И потому Банковая сделает все, чтобы его не допустить.
Власть спасает бюджетные деньги в валюте
Вчера Кабмин принял одно из самых оригинальных решений, разрешив держать свободные бюджетные деньги на депозитах в иностранной валюте. Зачем? Ответ такой же, как и у всех обычных людей, – чтобы не обесценивались.
Однако между правительством и обычными людьми есть разница. Когда среднестатистический украинец покупает 100 долларов и кладет их на депозит под 3% (вместо того, чтобы положить 2800 гривен под 15%), он таким образом страхуется от непредсказуемых шагов украинской власти. Но что значит, когда аналогичным способом собирается поступать сама власть?
Разрешение правительства хранить бюджетные деньги в инвалюте может означать только одно: власть не верит в собственную способность сохранить нынешний курс гривни. Или даже сознательно хочет его обвалить.
В принципе, обвал уже происходит. Не одномоментно, как в феврале 2015-го, а шаг за шагом. Вчера, например, курс евро взял новую высоту – 34 гривни. И не только он. Вчера впервые в истории курс гривни к рублю равнялся ровно 1 к 2.
А если на рынок валюты, помимо частных компаний и граждан, выйдут еще и бюджетные организации, получившие разрешение от правительства, они создадут дополнительное давление, от которого гривня опустится еще сильнее.