18 января в Бориспольском суде Киевской области назначено к рассмотрению уголовное дело по следам одного из самых резонансных инцидентов, который произошел во время событий Евромайдана.
Речь идет о ЧП на 34-м километре трассы Киев – Харьков в ночь с 24 на 25 декабря 2013 года, в результате которого была жестоко избита журналист Татьяна Чорновол.
На скамье подсудимых – уроженец Каменского Днепропетровской области Игорь Корнилов. Его действия правоохранители трактуют как покушение на убийство оппозиционного к режиму Януковича представителя СМИ из корыстных побуждений.
Корнилов станет уже третьим фигурантом громкой истории, обвинительный акт в отношении которого направлен в суд. В 2015 году приговоры по делу о нападении на Чорновол уже получили двое других фигурантов, хотя и по гораздо более легкой квалификации (они были осуждены, и тут же – освобождены в зале суда).
Несмотря на это, установление заказчика и мотивов совершения преступления по-прежнему имеет различные трактовки и во многом - окутано тайной. Один человек, который мог пролить свет на эти детали, скончался в ИВС столицы. Другой – покинул территорию Украины с минимальными перспективами оказаться в руках отечественных правоохранителей.
Не признает свою вину в покушении на Чорновол и Корнилов, которого ранее в МВД записали в участники днепродзержинской ОПГ по прозвищу Мартын.
Все это порождает ряд версий о том, что в действительности произошло на трассе Киев – Борисполь неподалку села Гора. "Страна" разбиралась, как трактуют этот инцидент и его подоплеку правоохранители, потерпевшая и сторона защиты обвиняемого.
Слежка, погоня или конфликт на дороге? Версии ЧП с журналисткой
Общепризнанным фактом истории с Татьяной Чорновол является то, что в ночь на 25 декабря 2013 года журналист действительно была избита не известными ей на тот момент мужчинами. Это произошло после того, как на Бориспольской трассе ее автомобиль Сhevrolet Aveo был принудительно остановлен элитной иномаркой – Porsche Cayenne.
Фрагменты этого, а также часть самой погони были запечатлены на видеорегистраторе Татьяны, который сначала оказался в руках тогдашней оппозиции, а позднее был передан правоохранителям.
Источник видео: youtube.com/Сергей Яковенко
Из пятиминутного эпизода, который был обнародован в СМИ, становилось понятно – Чорновол на трассе действительно преследовал Porsche, водитель которого многократно "подрезал" ее машину. На запись видеорегистратора также попали двое пассажиров элитной иномарки. Это были молодые люди в спортивной одежде.
Авто журналистки они и их сообщники пытались остановить даже ценой повреждений дорогостоящего Рorsche. По версии людей, находившихся в его салоне, в районе проспекта Бажана у них произошел конфликт с водителем Сhevrolet. Якобы Татьяна показала им "фак", и они пытались ее догнать, дабы проучить. То есть их действия носили бытовой характер, а не политический.
Сама Татьяна с этим не соглашалась. Она утверждала – в злополучный вечер еще с улицы Институтской в центре Киева она заметила за собой слежку (которая осуществлялась на двух авто). Журналист делала попытки оторваться от преследователей, но в конечном счете это не увенчалось успехом. В итоге после серии маневров и столкновений на 34-м километре трассы Киев – Харьков она покинула свое авто и попыталась убежать. Однако ее догнали и избили.
Как бы там ни было, но спустя час после инцидента машину Чорновол заметил патруль ГАИ, сотрудники которого и вызвали на место ЧП медиков. Эскулапы констатировали нанесение журналистке телесных повреждений средней тяжести. Весь мир облетели кадры того, как на больничной койке Татьяна обвинила в организации нападения верхушку власти. И связала его с тем, что накануне избиения она ездила снимать имения президента Виктора Януковича, генпрокурора Виктора Пшонки и главы МВД Виталия Захарченко.
Первая версия расследования – "бытовуха"
Ведомство последнего и занималось расследованием бойни на трассе, которое трактовалось как нанесение тяжких телесных повреждений журналистке (ч.1 ст.122 УК Украины) и групповое хулиганство (ч.2 ст.296 УК Украины).
Изначально о подозрении в причастности к совершению преступлению было объявлено шести фигурантам, пятеро из которых были помещены под стражу в Украине.
Это была разномастная компания, в которой трудно было проследить какую-либо закономерность. Силовики "упаковали" владельца Porsche Александра Храмцова, братьев Сергея и Александра Котенко, жителя Днепродзержинска Романа Залюбовского и броварчанина Андрея Насиковского. Также в деле был "выездной" подозреваемый – днепродзержинец Андрей Зинченко. К тому моменту мужчина покинул пределы родного города и даже Украины. Он был задержан в Москве.
Суммарно досудебное следствие по "делу Чорновол" заняло немногим более месяца. Уже в начале февраля 2014 года заместитель генпрокурора Роман Андреев объявил о его завершении. Со ссылкой на показания сторон и данные видеорегистратора машины Татьяны, он подчеркнул – политический подтекст в истории не был обнаружен.
"Подтверждение нашла версия о совершении преступления из хулиганских побуждений", – сообщил Андреев. По версии Генпрокуратуры и МВД того периода, имела место "бытовуха". Якобы Залюбовский и Зинченко накануне ЧП на трассе прибыли в Киев, чтобы приобрести иномарку у "Кота" (прозвище Сергея Котенко). И в ходе апробации "железного коня" у них и случился конфликт с журналисткой, закончившийся ее избиением.
При этом, к моменту завершения досудебного расследования обстоятельств дела, ряды подозреваемых существенно проредились. Претензии правоохранителей к Насиковскому, Храмцову и Александру Котенко в конечном счете были исчерпаны. Вместе с этим общая численность фигурантов нашумевшей истории от этого практически не изменилась. Это были пятеро мужчин:
- арестованные Сергей Котенко и Роман Залюбовский, которые продолжали находиться в Киевском СИЗО;
- задержанный в Москве Андрей Зинченко, в отношении которого была начата экстрадиционная процедура;
- двое мужчин, личности которых на тот момент не были установлены.
На официальном уровне заявлялось, что непосредственно рукоприкладством по отношению к Чорновол занимались Залюбовский и Зинченко, Котенко отводилась роль пособника. В Генпрокуратуре заявляли, что будут настаивать на наказании всех мужчин в виде лишения свободы сроком на четыре года...
Постмайданная трактовка – нападение организовали по приказу властей
Однако уже через пару недель после отчета Романа Андреева в Украине сменился режим. К власти пришли представители оппозиции, с которыми тесно сотрудничала Татьяна Чорновол. После этого в истории ее избиения наметился резкий крен в сторону версии, которую заявляла журналистка.
Так на смену "бытовому конфликту" пришла "политическая версия", под которую следователи и прокуроры принялись копать доказательную базу. Количественный состав подозреваемых при этом остался неизменным.
Дальнейшее расследование истории с избиением разделено на две части.
Первая – так называемая "международная".
В ее ходе выяснилось, что Россия отказала в выдаче новой украинской власти Зинченко. В августе 2014 года стало известно – его освободили из-под стражи в Москве, а сам он получил политическое убежище в России.
В октябре того же года он был объявлен в розыск по линии Интерпола. Вместе с ним "красную карточку" выставили в отношении еще двух фигурантов, имена которых ранее не назывались официально в истории избиения Чорновол.
Речь шла о двух выходцах из Днепродзержинска – Олеге Нетребко (известном в определенных кругах как Нетрик) и Игоре Корнилове. Последнего, равно как и парочку Залюбовский-Зинченко, следствие квалифицировало как членов днепродзержинской группировки, которой заправлял Нетрик. Якобы эту ОПГ "выписали" из Днепропетровщины не установленные следствием заказчики из числа приближенных к власти Януковича лиц для расправы над Чорновол.
Что же касается "украинской" части расследования дела о нападении на Татьяну, то весной 2015 года Бориспольский суд вынес довольно мягкие приговоры в отношении младшего Котенко и Залюбовского. Вердикт служителей Фемиды, к слову, не содержит подтверждения "политической трактовки" нападения на Чорновол.
И скорее рисует произошедшее как конфликт на бытовой почве.
К двум обвиняемым правосудие проявило гуманность
В итоге Роман и Сергей были признаны виновными за умышленное нанесение телесных повреждений средней тяжести Татьяне (ч.2 ст.122 УК Украины) и оставление ее в опасности (ч.1 ст.135 УК Украины).
Частично признавшему свою вину Залюбовскому суд назначил наказание в виде трех лет лишения свободы.
Он был освобожден по амнистии, которую незадолго перед этим проголосовала, в частности, политсила Чорновол – "Народный фронт".
Что же касается Котенко, то его осудили на год и три месяца заключения, но засчитали в срок отбытия наказания период его нахождения в СИЗО на время следствия.
Гуманность Фемиды, по одной из версий, связывали с тем, что за обвиняемых похлопотали отдельные покровители, подключив связи в МВД. В частности, Кота владелец телеканала TVi Константин Кагаловский связывал с нынешним нардепом от "Народного фронта" Николаем Княжицким и Давидом Жванией. Распутывалась ли эта ниточка в деле, которая могла привести следствие к неожиданным результатам, неизвестно. Сам Княжицкий какие-либо обвинения в свой адрес отрицал. Он заявил, что никогда в жизни не видел Котенко.
Как бы там ни было, но именно с приговором Коту не согласилась в конечном счете Чорновол. По ходатайству ее адвокатов в июле 2015 года суд апелляционной инстанции утяжелил наказание для Сергея. Своим решением судьи постановили новый приговор для Котенко, осудив его на три года исправительной колонии (из которых, как указывалось выше, почти полтора он уже отбыл в СИЗО).
У Кота был шанс на кассацию решения, но он им, как следует из данных портала "Судебная власть", не воспользовался. Действительно ли Котенко пошел по этапу и как сложилась его судьба в дальнейшем – неизвестно.
Дело в том, что в спустя четыре месяца после утяжеления ему приговора в МВД продолжали считать, что мужчина осужден на год и три месяца. А стало быть, уже отбыл назначенное ему наказание.
Загадочная смерть носителя тайн по делу Чорновол
Параллельно с этим, вскоре после вердиктов суда в отношении Кота и Залюбовского, следствие совершило резкий крен в сторону переквалификации действий прочих фигурантов истории с нападением на Чорновол. В ноябре 2015 года в МВД официально заявили – считают осужденных лишь пешками в игре, которую вел Нетрик.
Которому, как и прочим объявленным в розыск участникам событий ночи на 25 декабря 2013 года, выдвинули подозрения в покушении на убийство Чорновол. Правоохранители окончательно укрепились в позиции, что конфликт на дороге и ДТП между авто Татьяны и Porsche Cayenne было подстроенной "подставой" со стороны людей Нетребко, к которым были отнесены Зинченко, Залюбовский и Корнилов.
Как в этой днепродзержинской компании оказался Кот и какова была его роль в ней – следствие не уточняло.
источник видео: youtube.com/Espreso.TV
Спустя год с лишним после этого, как писала "Страна", Нетребко был задержан на территории Белоруссии, откуда был экстрадирован в Украину и в мае 2017 года помещен под арест в столичный ИВС.
Адвокаты Нетрика оспаривали это решение в апелляции, а параллельно вновь заговорили о необходимости перепроверки роли Котенко в истории об избиении Татьяны. Который согласно всем трактовкам мотива совершения преступления мог знать гораздо больше, чем говорил на суде. Однако до этого не дошло – в ночь на 15 июня Олег Нетребко был обнаружен повешенным в камере, где содержался вместе с двумя другими арестантами.
Прокуратура и МВД заверили журналистов – Нетрик был склонен к суициду и повесился сам на двери санузла, сунув голову в петлю из простыни.
Эти официальные выводы поставили под сомнение как сама Татьяна Черновол, так и другой парламентарий – выходец из Днепродзержинска Виталий Куприй. Оба нардепа указывали – Нетребко могли как убить, так и довести до самоубийства.
И сходились в оценке того, что покойный унес с собой тайну "дела Чорновол". Мол, только Нетрик досконально знал, кто именно и почему отдавал приказы "быкам" наехать на Бориспольской трассе в декабре 2013 года на журналистку. При этом Нетребко отказался от признания своей вины и отверг предложенную ему следствием "сделку".
Его адвокаты также настаивали на его невиновности и на отсутствии мотивов для нападения на журналистку.
"Задача была – напугать"
Важная деталь: со ссылкой на слова знакомого ему со времен соседства в Днепродзержинске Зинченко (последний во время его ареста в РФ просил о правовой помощи на Родине), Куприй говорит "Стране": "бойцы" Нетребко действительно шли на дело, не имея ни малейшего представления о том, кто такая их жертва Чорновол.
При этом задача убивать ее им не ставилась. То есть миссия "наемников" сводилась к тому, чтобы организовать подставу на дороге и избить Татьяну. Эту же трактовку озвучила журналистам проекта "Слідство інфо" еще в мае 2015 года мать Андрея Зинченко.
Впрочем, подтвердить либо опровергнуть эти сведения в суде на сегодняшний день может только Зинченко. Который, как известно, не спешит выходить на связь с украинскими силовиками. И на сегодня остается единственным "неотработанным активом" следствия.
При этом если "версия Зинченко" верна, то поиск истины в вопросе, кто выступал "закулисными кукловодами" "дорожной истории" и кому было выгодно именно такое развитие событий с Чорновол, может нести в себе целый ряд неожиданных открытий.
С одной стороны, заказчиками провокации могли быть представители тогдашней оппозиции, дабы на фоне ЧП лишний раз показать всему миру суть "злочинной влады" Януковича.
С другой стороны, избиение действительно могли заказать отдельные власть имущие, дабы "наказать" Татьяну в отместку за ее статьи и общественную деятельность против некоторых представителей "Семьи" или прочих чинов.
Наконец, верной может оказаться самая первая, но ныне непопулярная, версия – бытовое преступление, к которому сейчас решили привязать политику.
Какую роль отводят Корнилову в загадочной истории
Между тем еще в июле прошлого года в Каменском был арестован ранее объявленный в международный розыск Игорь Корнилов.
В материалах судебного реестра его роль в событиях ночи на 25 декабря 2013 года сводится к тому, что он только держал Татьяну (а били ее Зинченко и Залюбовский). Однако следствие вменяет ему "тяжелую" ст. 115 УК Украины. Санкция которой, как известно, предусматривает от 10 до 15 лет лишения свободы и вплоть до пожизненного срока.
На эту нестыковку обращает внимание адвокат Корнилова Валерий Буняк.
"Согласно данным Единого реестра судебных решений, по обвинению Генеральной прокуратуры Украины, соисполнители данного преступления осуждены в 2015 году Бориспольским горрайонным судом по ст. 122 и 135 Уголовного кодекса Украины (нанесение средней тяжести телесных повреждений и оставление в опасности). В то же время, излагая однотипно фабулу дела, сторона обвинения подозревает третьего якобы соисполнителя данного преступления – Корнилова в покушении на убийство. Что на наш взгляд выступает явным примером известного злоупотребления: "квалификации с запасом", – сообщил он "Стране".
Буняк заявляет – его клиент невиновен.
"К событиям, произошедшим с Чорновол в ночь с 24 на 25 декабря 2013 года на трасе Борисполь – Киев, он не причастен", – отметил защитник.
По его словам, Корнилов с начала расследования дела об избиении Татьяны активно пытался содействовать следствию. Однако затем понял, что его хотят сделать козлом отпущения, и предпочел залечь на дно.
"Он не скрывался от следствия, все это время проживал в Украине в городе Каменское... О своем подозрении в рамках указанного уголовного дела Корнилов узнал из СМИ, и тут же обратился к адвокату. Единственное, сам Игорь не стал искать встречи со следователем. Но это "неискание встречи" было сопряжено исключительно с пониманием того, что только по тяжести подозрений и резонансности данного дела он будет на многие месяцы заключен под стражу, как в итоге и получилось", – отмечает адвокат Буняк.
Он добавляет, что у его клиента еще четыре года назад "были сомнения в объективности расследования, и к сожалению эти доводы только подтвердились после его задержания".
Известно, что по делу в отношении Корнилова свидетелями выступают его, как считает следствие, подельники в совершении преступления – ранее осужденные Котенко и Залюбовский. С которыми сам Мартын факт знакомства и связи отрицает.
"Игорь Корнилов был ранее знаком с Александром Зинченко, с которым когда-то играл в одном составе в молодежной футбольной команде в городе Каменское. На дату интересующих следствие событий и после них Корнилов с Зинченко не общался", – резюмирует адвокат.
Как бы там ни было, но в конце 2017 года Генеральная прокуратура передала обвинительный акт в отношении Корнилова в суд. В ведомстве Юрия Луценко отдельно подчеркнули: досудебное расследование в отношении "других организаторов и исполнителей совершенного преступления продолжается".
В переводе на доступный язык это значит, что Корнилов на суде будет поставлен перед непростым выбором. Где вариантов у него не так уж и много.
С одной стороны, Мартын может продолжать ранее выбранную им линию защиты, настаивая на собственной непричастности к избиению журналистки. И перспективой проведения ближайших 7-10 лет в местах не столь отдаленных.
С другой – он может согласиться на сделку со следствием и в обмен на относительно легкое наказание подписаться под той версией развития событий, которую озвучивает "постмайданное следствие".
Кто в таком случае будет записан в "заказчики" нападения на Чорновол, можно только гадать. Тем временем вопрос о том, кто действительно выступал кукловодом одного из самых громких преступлений времен Евромайдана остается по-прежнему открытым.