24 января дежурный судья Европейского суда по правам человека вынес решение о применении срочных мер в отношении бывшего руководителя ГНА в Харьковской обласи Станислава Денисюка.
Тем самым служители Фемиды в Страсбурге обязали власти Украины обеспечить немедленный перевод 60-летнего арестанта из изолятора временного содержания в медицинское учреждение. Данному вердикту был присвоен наивысший приоритет. До понедельника, 12 февраля, официальный Киев должен был отчитаться о принятых мерах. Близится к завершению и срок, отведенный ЕСПЧ, для исполнения решения.
Решение ЕСПЧ по делу "Денисюк против Украины", источник фото: "Страна"
Невзирая на это, Денисюк продолжает находиться под арестом в ИВС на Косогорном переулке. Где вместе с ним вопреки закону содержится еще три десятка узников. В его истории пока все выглядит так, будто Украина не собирается выполнять решение ЕСПЧ. "Страна" разбиралась, с чем это связано и к каким последствиям может привести.
Кто такой Денисюк и как он оказался в застенках
Для начала следует напомнить, кто такой Станислав Денисюк, справивший свой юбилей месяцем ранее в ИВС на Косогорном переулке.
Денисюк (слева) с мая прошлого года содержится в ИВС Нацполиции Киева, источник фото: hromadske.ua
Как писала "Страна", для элиты Харькова это знаковая и влиятельная личность. Он начинал свою карьеру в органах МВД, откуда его "подтянул" в систему фискальных органов бывший руководитель Государственной налоговой администрации Анатолий Брезвин.
Денисюк работал во главе Харьковской областной налоговой в период руководства этим регионом нынешнего министра внутренних дел Арсена Авакова, источник фото: depo.ua
Аваков и Денисюк в середине нулевых трудились в одном регионе, источник фото: logos.biz.ua
В итоге, генерал-лейтенант Денисюк дважды дважды становился у руля харьковской налоговой - сначала в 2006, а затем в 2010 году. В период президентства Виктора Януковича он возглавлял областное фискальное ведомство вплоть до декабря 2011 года. По мотивам этой страницы его биографии он и был задержан в мае прошлого года.
Тогда вся Украина стала свидетелями так называемой "вертолетной истории" - два десятка бывших руководителей фискальных ведомств Украины доставлялись в Киев с помощью авиации. Их нарекли прозвищем "клименковцы" - по аналогии с бывшим министром доходов и сборов, беглым Александром Клименко.
Ему и его подчиненным (включая Денисюка) было объявлено о подозрении по статье об участии в составе организованной Януковичем ОПГ, занимавшейся масштабной программой по организации деятельности налоговых площадок и конвертации. Заявленный ущерб для бюджета по мотивам работы Клименко и Ко, по оценке следствия, составляет около 96 млрд грн. Из них на долю Денисюка приходится свыше 300 млн грн, якобы украденных в периоде с июля по декабрь 2011 года на минимизации налоговых обязательств и возмещении НДС.
Харьковский генерал сцепился с Матиосом
О подозрении Денисюку, который является адвокатом, объявлял замглавы ГПУ - главный военный прокурор Анатолий Матиос.
Источник видео: youtube.com/Генеральна прокуратура України
Матиос назвал Денисюка "смотрящим" за бизнесом опального олигарха Сергея Курченко. Бывший фискал это, естественно, отрицает. Аналогичным образом комментируют его адвокаты объявленную Станиславу Федоровичу "пидозру". Мол, в момент прихода к руководству налоговой Украины Клименко Денисюк сначала находился на больничном, а затем был уволен. Да и в целом не входил в когорту его доверенных лиц.
Как бы там ни было, но с конца мая Денисюк находится под арестом. Суд установил ему в качестве альтернативы для выхода на свободу баснословный залог - свыше 100 млн. грн. Эту сумму арестант не внес, и почти девять месяцев находится в Киевском изоляторе временного содержания, подведомственном МВД.
Здесь он объявлял голодовку и неоднократно жаловался на ухудшение здоровья.
Его адвокат Сергей Вилков в телеэфире говорил о фактах вымогательства у Денисюка денег в обмен на освобождение. Якобы Анатолий Матиос и его заместитель Дмитрий Борзых подсылали к родственникам арестанта и ему самому переговорщиков. Они прямо на Резницкой озвучивали Денисюку требуемые суммы - сначала в размере одного, а затем $2 млн.
Рассказ адвоката Вилкова о вымогательстве денег с Денисюка, начиная с 04:20, источник видео: youtube.com/Newsone
В Генпрокуратуре в ответ заявляли, что Денисюк имитирует болезнь. Озвученные им обвинения в вымогательстве "отступных" спустя время "повисли в воздухе", и не достигли юридического финала. После этого поле битвы налоговика и прокуроров перешло из украинских судов на европейскую арену.
ЕСПЧ открыл производство
Как говорит "Стране" адвокат Антон Башловка, в конце октября к нему обратилась дочь Денисюка Татьяна.
"Она рассказала, что ее арестованный отец по непонятной причине уже несколько месяцев содержится не в СИЗО, как предусмотрено законом, а в ИВС. Где нет никакого медицинского обслуживания, и даже отсутствует как таковая должность врача", - вспоминает юрист.
Перед Новым годом он собрал полный пакет документов и направил жалобу в Страсбург. Уже в середине января ЕСПЧ дал ответ, что принял к рассмотрению заявление Башловки, открыв производство по делу "Денисюк против Украины".
Европейский суд затребовал аргументацию сторон по делу. Ответчиком по нему фактически приходится Министерство юстиции.
Курирующий данное направление работы замглавы Минюста - уполномоченный по делам ЕСПЧ Иван Лищина направил срочные письма в Нацполицию и почему-то прокуратуру Киева (хотя "делом Денисюка" опекается военная прокуратура). В них он задавался вопросом, на каком основании 60-летний налоговик содержится в ИВС (а не СИЗО) и обратился с просьбой детально изложить хронологию истории болезни Денисюка. Эти сведения Лищина просил предоставить Минюсту до 22 января.
Однако, как следует из сопроводительного письма за его подписью в Страсбург, по состоянию на 24 января правительственный уполномоченный не получил никаких ответов от прокуроров и полиции. То есть, вместе фактического изложения обстоятельств дела официальный Киев предпринял попытку саботировать процесс, и отложить слушания.
"Ссылаясь на указанное выше, правительство любезно информирует суд о том, что предоставит информацию по этому делу, как только его получит, но не позднее 29 января", - говорится в письме Лищины в ЕСПЧ, которое имеется в распоряжении редакции.
О чем говорится в судебном вердикте и кто не дал его исполнить
Впрочем, эти доводы никак не повлияли на судей в Страсбурге. Здесь решили не откладывать историю харьковского налоговика в долгий ящик, и присвоили его делу высшую степень приоритета. 24 января был вынесен вердикт по делу. Его можно разделить на две составляющие части.
Во-первых, ЕСПЧ применил Правило 39 Регламента и обязал правительство Украины предоставить надлежащую медицинскую помощь заявителю. В случае Денисюка это означает перевод его на больничный режим в стены медицинского учреждения.
"Это решение прямого действия. Оно вступило в силу с момента правозглашения", - поясняет "Стране" Башловка.
Во-вторых, Европейский суд установил граничные сроки для выполнения решения суда официальным Киевом. На этот счет было выставлено два дедлайна: до 12 февраля власти должны были отчитаться о переводе Денисюка в больницу, а вплоть до 26 февраля - обеспечивать назначенный ему курс лечения.
"Грубо говоря, суд постановил, что за этот месяц (с момента вынесения решения и до конца февраля) клиент должен был получить квалифицированную помощь врачей в профильном учреждении", - говорит адвокат налоговика.
Однако, на момент подготовки этого материала, ни один из пунктов решения ЕСПЧ так и не был выполнен.
"Государство Украина наплевательски отнеслось к решению Европейского суда, хотя ранее само же ратифицировало Конвенцию и на всех углах сегодня кричит, что мы идем в Европу. Я еще мог бы понять, если бы мы каким-то образом получили решение его освободить, но есть решение человека вылечить. Его жизни угрожает опасность, он может умереть в ИВС. Есть решение оказать медпомощь, ставьте в больнице конвой, и пусть он поправляется. Почему этого не делают - непонятно. Дайте оказать ему помощь, а затем переводите в СИЗО, и расследуйте наконец-то дело", - считает Антон Башловка.
По информации собеседников "Страны" в юридических кругах, за блокированием перевода Денисюка в больницу стоит военная прокуратура. Она же, как говорит другой наш источник в адвокатской среде, саботирует не только выполнение решения Европейкого суда по правам человека, а и придание ситуации огласке.
Любопытно, что ответственные чиновники всячески избегают комментировать нелепый скандал. Руководитель Секретариата Правительственного уполномоченного по делам ЕСПЧ Ольга Давидчук заявила "Стране", что на вопросы о деле "Денисюк против Украины" компетентен отвечать ее руководитель. В приемной Ивана Лищины просьбу автора этих строк внимательно выслушали, затем перезвонили и еще раз уточнили номер дела харьковского налоговика в Страсбурге. А еще через час сообщили - профильный замминистра юстиции сослался на занятость, из-за чего не сможет уделить время журналистам.
Адвокат Башловка, в свою очередь, говорит - в министерстве прекрасно осведомлены о принятом вердикте. "ЕСПЧ отправил один экземпляр мне, а второй - ответчику", - сказал он.
Юрист считает, что из-за неисполнения решения ЕСПЧ сложилась тупиковая ситуация. Но спрятать голову в песок за отказом обсуждать скандал вряд ли получится.
"Сейчас я буду обращаться в Страсбург, где распишу ситуацию, которая случилась. Государство Украина не выполнило предписание Европейского суда по правам человека. За это Минюст будет нести ответственность, а еще больше будут потери репутационного характера на международной арене", - резюмирует он.
Незаконные узники Косогорного переулка
Добавим, что помимо Денисюка в условиях ИВС на Подоле содержатся еще десятки арестантов.
Об этом вопиющем нарушении закона (после ареста подозреваемых должны помещать в СИЗО) говорится в представлении Уполномоченного Верховной Рады по правам человека Валерии Лутковской, направленном в ГПУ летом прошлого года.
Лутковская пишет, что во время посещения ИВС на Косогорном в мае прошлого года было обнаружено две дюжины уже арестованных судом лиц. Включая позднее погибшего при загадочных обстоятельствах подозреваемого в нападении на нардепа Татьяну Черновол - Олега Нетребко.
Как писала "Страна", следствие называло его организатором одного из самых громких преступлений периода Евромайдана. Спустя месяц после его экстрадиции "Нетрика" нашли повешенным в камере. На официальном уровне историю представляют как самоубийство.
После "вертолетного шоу" с налоговиками, количество сидельцев изолятора на Подоле выросло почти вдвое. На 5 июля прошлого года таковых содержалось уже 40 человек. Уже в августе в ИВС была зафиксирована еще одна смерть - от сердечного приступа умер фигурант "дела площадок" Алексей Ярошенко...
Только после этого большинство арестованных фигурантов эпопеи с задержанием силами авиации, суды начали отпускать под умеренные размеры залогов. Но часть из них, включая Станислава Денисюка, по-прежнему содержится в ИВС.
Стандартно следователи объясняют это необходимостью обеспечить меры безопасности для арестованных. Но юристы называют это не более, чем уловкой и удобным средством для изоляции узников с целью выбивания от них необходимых показаний и вымогательства денег.
В Генпрокуратуре на этот счет сообщали, что с целью дальнейшего недопущения таких нарушений законодательства, Европейских пенитенциарных правил и Конституции Украины, на Резницкой было назначено совещание. Как говорится в письме за подписью заместителя генпрокурора Анжелы Стрижевской, его запланировали еще полгода назад.
С тех пор решение проблемы так и не было найдено. Как указано в документе, направленном в Генпрокуратуру от подчиненной Лутковской - представителя Уполномоченного ВР по вопросам реализации национального превентивного механизма Екатерины Чумак, на конец января в ИВС на Косогорном содержалось тридцать арестантов с уже избранной мерой пресечения.
Один из них - тот самый генерал-лейтенант Денисюк, перевести которого в больницу обязал власти Украины ЕСПЧ. Но отечественные силовики и власть имущие проигнорировали это обязательство.