Конец Стокгольмской битвы, начало газовой войны
Вчера стала известна вторая часть решения Стокгольмского суда по взаимным искам "Нафтогаза" и "Газпрома". Если по итогам первой части украинская компания осталась должна российской 2 млрд долларов, то теперь счет повернулся в обратную сторону: уже россияне должны украинцам 2,5 млрд.
Правда, вчерашнее решение нельзя трактовать однозначно: если "Газпром" воспринимает его как поражение и собирается оспаривать, то для "Нафтогаза" оно победой тоже не стало. Ведь главная его претензия – пересмотреть пункт договора Путина-Тимошенко о цене транзита и в связи с этим заставить россиян выплатить 16 млрд долларов – осталась неудовлетворенной.
Что касается итоговых 2,5 млрд в пользу украинской компании, то она их вряд ли увидит. В связи с ожидающейся апелляцией "Газпрома" выполнение этого решения затянется на неопределенное время, а к тому времени в Украине, скорее всего, сменится власть и встанет вопрос о выплате 3 млрд долларов кредита Януковича. В результате эти 2,5 млрд и уйдут взаимозачетом.
Так что по итогу можно считать, что глобальный газовый спор свелся вничью: Россия не получит большую часть кредита Януковича, а Украина в течение одного года будет закупать 5 млрд кубометров российского газа у "Газпрома". А потом действие контракта 2009 года закончится, и история начнется с чистого листа.
Но пока она идет по кругу: Россия отказалась поставлять Украине газ с 1 марта и снизила давление в трубе. "Нафтогаз" уже заявил, что нужно вводить режим экономии. При минус 10 на улице перспектива не самая привлекательная.
Антикоррупционный суд: в первом чтении и фейковый
Вчера парламент сделал то, ради чего, видимо, и собирали позавчерашние пресс-конференции трех главных вождей нынешней власти. То есть принял в первом чтении закон об Антикоррупционном суде.
В итоге получилось впечатляющее шоу: власть в едином порыве сообщает, как она горит желанием поскорее устроить в стране главный суд по борьбе с коррупцией, а после этого Верховная Рада в едином порыве 282 голосов тут же подтверждает желание действием. То есть одновременно показано, что власть единая и мощная и что она вся жаждет искоренить коррупцию.
Однако реальный итог этого шоу в том, что проголосован-то президентский проект закона – тот самый, от которого камня на камне не оставили Евросоюз, МВФ и все кому не лень. Тот законопроект, в котором зарубежные доноры фактически отстранены от участия в процессе назначения судей – а значит, фактически лишены контроля за тем, кто же именно будет бороться с коррупцией. Этот контроль остается в руках у власти.
Конечно, сейчас начнется усиленная подготовка ко второму чтению, во время которой еврооптимисты предложат все те поправки, которые требуют МВФ с Евросоюзом. И вот на этапе станет по-настоящему понятно, действительно ли власть готова бороться с коррупцией на условиях Запада или по-прежнему Ваньку валяет. Причем есть подозрение, что правильным является второй вариант.
Будет ли Украина платить пенсии Донбассу?
Пока решение вопросов о миротворческой миссии на Донбассе откладывается из-за президентских выборов в России, Берлин и Париж решили напомнить о том, что именно они являются инициаторами этих договоренностей. И, в виду невозможности продвинуться в глобальных вопросах, вернулись к тактике малых шагов, предложив гуманитарный план из 10 пунктов.
Сила этого плана в том, что к нему трудно придраться. Каждый из его пунктов и все они вместе выглядят всего лишь как желание облегчить жизнь людей, оставшихся на Донбассе – без каких-либо политических требований. Нет сомнения, что этот план поддержат и ООН, и ЕС, и ОБСЕ, и Штаты, поскольку большинство предложений уже так или иначе звучали от всех этих структур и государств.
Но в чем сила этого плана, в том же и его проблемность для украинской власти. Тем более что большая часть пунктов зависят именно от нее. К примеру, открытие дополнительных пунктов пропуска через линию разграничения – при том, что совсем недавно был принят закон о "реинтеграции", усложняющий перемещение через эту линию. Или снятие ограничений на выплату Украиной пенсий пенсионерам с неподконтрольных территорий – это же идет вразрез со всей политикой власти последних трех лет.
Если охарактеризовать предложения Германии и Франции одним словом, то это будет реинтеграция без кавычек – в отличие от "реинтеграции" в кавычках, которую проводит уже упомянутый закон. Однако реальная реинтеграция создает электоральные проблемы и для нынешней власти, и для "майдановской" оппозиции – поскольку среди их сторонников все больше преобладает позиция "отрезать Донбасс и забыть о нем". А потому следует ожидать, что парижско-берлинская инициатива встретит саботаж в Украине.
Подготовка к зачистке МихоМайдана
Главной темой вчерашнего утра, помимо новостей из Стокгольма, было ожидание зачистки МихоМайдана. Его неформальный куратор Семенченко сделал несколько заявлений о том, что штурм ожидается, власть отрицала желание штурмовать. Но выглядело все действительно как подготовка к штурму – и большое количество нацгвардейцев, и автозаки, которые подогнали и разместили по всему периметру "территории протеста".
Однако штурм не состоялся. По крайней мере, в тот момент, когда к нему готовились михомайдановцы, усиливая оборону. Однако, несмотря на отсутствие штурма, прав был все-таки Семенченко, а не его оппоненты.
То, что произошло вчера утром, было игрой на нервах. Но одновременно с этим – проверкой. Нет сомнения, что власть решила зачистить МихоМайдан, чтобы ликвидировать главные последствия пребывания Саакашвили в Украине. Но на опыте преследования самого Саакашвили она кое-чему научилась – что нужно выбрать правильный момент, когда противник после длительного напряжения расслабляется, и тогда действовать.
Причем, в случае с МихоМайданом, скорее всего, действовать будут по классике – ночью, чтобы избежать большого количества телекамер и четкой картинки. Так что готовиться Семенченко все-таки нужно – если в первом действии автозаки стоят по периметру, то в последнем они откроются.
Почему Путин "забыл" об Украине
Вслед за украинским президентом вчера в большой эфир вышел и российский. Правда, у Путина были и формальный повод – ежегодное послание к Федеральному собранию, и формальная причина – на носу президентские выборы, и символическая причина – необходимость показаться на людях после болезни.
Собственно, главную задачу президент России выполнил уже своим появлением перед камерами, однако и то, что он говорил, безусловно, имело значение.
Для нас, пожалуй, самое главное было в том, что Путин вообще не говорил об Украине. Два раза упомянул Крым – но чисто в российском контексте. А об украинской проблеме – ни слова. То есть этим он как бы давал понять остальному миру, что вопрос Украины снимается с повестки дня. Неизвестно, правда, поддержит ли остальной мир предлагаемую концепцию.
Самым запоминающимся эпизодом выступления, безусловно, был пассаж об обновленном ядерном оружии, способном преодолевать любую противоракетную оборону. В украинском сегменте соцсетей уже успели высмеять эту часть речи, однако на Западе эту новость восприняли без улыбок. Поскольку в таких ситуациях никогда точно не знаешь, где блеф, а где реальность.
По сути, Путин своими ядерными угрозами повышает ставки. Он напоминает Западу о худших временах холодной войны, предлагая либо значительно усиливать расходы на оборону, либо перейти к разрядке и отмене санкций. На Штаты такой шантаж не подействует – Трамп и сам инициирует рост военных расходов, а вот Евросоюз вполне может задуматься, нужны ли ему санкции такой ценой.
Так что начало четвертого президентского срока Путина ознаменует и начало новой внешнеполитической стратегии. В которой будут новые ставки и новые методы. Естественно, Украина не будет в стороне от этих процессах. В зависимости от того какой путь изберет Запад в отношении России - разрядка или "дожимание", будет формироваться и новая повестка отношений в треугольнике Украина-Запад-Москва. В случае "дожимания" есть риск размораживания конфликта на Донбассе.
И первые звоночки о том, что развитие событий будет идти именно в этом направлении уже прозвучали. Как бы в ответ на заявления Путина о новых ракетах, США впервые официально подтвердили поставки противотанковых ракетных комплексов "Джавелин" в Украину. Пока их будет немного - всего 37 штук. И это, скорее, символический шаг. Но таким образом американцы показывают, что при углублении противостояния, они постараются создать России максимальные проблемы в Украине.