Вот так взрывались склады в Балаклее, фото: facebook.com
Вот так взрывались склады в Балаклее, фото: facebook.com

Украину не первый раз сотрясают взрывы на складах боеприпасов. Недавнее ЧП под Ичней возродили интерес к результатам расследований взрывов военных складов в Сватово, Балаклее и Калиновке. 

"Страна" собрала информацию о том, кто и как ответил за предыдущие взрывы, и как государство выплачивало компенсации пострадавшим.

Сватово: "в один из дней в начале сентября"

Пожар и взрывы на территории полевого склада ВСУ в Сватово Луганской области начались 29 октября 2015 года. На развернутых в поле временных складах хранилось около 3,5 тыс. тонн боеприпасов.

Пожар был ликвидирован через сутки. Площадь пожара составила 9 тысяч квадратных метров.

Тогда погибли четыре человека.  Трое были военными - двое саперов и часовой мотопехотного батальона, который первым сообщил о пожаре и не ушел с поста, несмотря на начавшуюся детонацию. Также погибла женщина в Сватово от осколка разлетевшихся снарядов.

Прокуратура подсчитала, что во время пожара было уничтожено боеприпасов на 134 млн грн.

Поначалу в эфире hromadske.tv главный военный прокурор Анатолий Матиос назвал причиной пожара и взрывов в Сватово халатность должностных лиц. А пресс-группа Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям сообщала, что  причиной пожара на складах в Сватово стало срабатывание сигнальной ракеты.

Но была и другая версия: СБУ квалифицировало взрывы в Сватово как теракт. А министр обороны Степан Полторак назвал вероятной причиной пожара "деятельность противника, который таким образом пытался дестабилизировать ситуацию в регионе".

Затем все дела объединили и передали в военную прокуратуру. Результатов экспертизы о причинах пожара и о сумме нанесенного ущерба в деле так и не было. Поэтому пострадавшие не смогли обратиться в суд за компенсацией. Ведь если бы причиной официально был признан теракт, то жители Сватова могли бы добиваться компенсаций за разрушенное жилье на основании закона "О борьбе с терроризмом".

Потом из объединенного дела выделили обвинение начальнику склада майору Литвиненко. Как сказано в приговоре Сватовского райсуда, "в один из дней в начале сентября 2014 года, более точной даты установить не представилось возможным", начальник группы вооружения сектора "А" дал приказ майору Литвиненко устранить недочеты в организации склада. Майора этот устный приказ якобы не выполнил, и его обвинили в невыполнении этого, неизвестно когда отданного, приказа:

 

Источник: reyestr.court.gov.ua

Майор Литвиненко заключил сделку с прокурорами, и получил по ней наказание сроком почти 8 месяцев дисциплинарного батальона. Но его сразу же освободили от наказания по "закону Савченко", поскольку до вынесения приговора майора держали на гауптвахте.

В приговоре майору Литвиненко было сказано, что относительно его руководителей следствие продолжилось, но в закрытом режиме, поскольку содержало государственную тайну. Был назначен ряд  экспертиз с целью установления виновных лиц и размера ущерба:

Источник: reyestr.court.gov.ua

Каких-либо следов этого уголовного производства после июля 2016 года в реестре судебных решений нам обнаружить не удалось. А жалобы пострадавших жителей Сватово на сверхмягкий приговор майору Литвиненко и апелляционный суд Луганской области, и Высший спецсуд Украины отказались даже рассматривать.

В итоге пострадавшие были лишены возможности получить законную компенсацию за разрушенное жилье, ущерб здоровью и смерть близких. Никого из потерпевших не было на процессе над майором Литвиненко. В приговоре вообще не упоминались потерпевшие и какой-либо ущерб.

В Сватово все понимали, что майора Литвиненко назначили "стрелочником". А вина за трагедию лежит на военном руководстве, начиная с тех, кто решил складировать боеприпасы на окраине города.

Другие военные командиры отделались максимум увольнениями. Как сообщала "Страна", после взрывов на складах боеприпасов в Сватово от своих обязанностей был освобожден заместитель начальника Генштаба Владимир Хижий. О служебном несоответствии было объявлено шести генералам и 46 офицерам.

По сообщению Луганской ОВГА, от взрывов пострадали тогда 1705 домохозяйств - 667 квартир и 1038 частных жилых домов. Расстояние от склада до ближайшей пятиэтажки составило тогда приблизительно один километр. Кабмин выделил на восстановление Сватово 52,7 млн грн.

Однако в 2015 году 26,8 млн грн. из этих денег так не были освоены. Они вернулись в госбюджет, а в 2016 году деньги уже не выделялись. Пострадавшие получили в итоге мизерные компенсации по 3,5 - 10 тысяч гривен, даже если их дома были полностью разрушены.

Балаклея: то ли халатность, то ли "беспилотник из России"

Боеприпасы на военном складе Минобороны вблизи Балаклеи Харьковской области взорвались ночью 23 марта 2017 года. На нескольких площадках хранения ракетно-артиллерийского вооружения (танковые и артиллерийские снаряды 125 и 152-мм) произошел взрыв, возник пожар, повлекший детонацию боеприпасов.

Взрыв складов в Балаклее, фото: facebook.com

В результате взрывов в Балаклее было разрушено и повреждено 392 объекта (жилые дома, здания социальной, образовательной и промышленной сфер). В многоквартирном жилом фонде было повреждено 117 домов, из которых 4 подлежали сносу. В частном секторе было повреждено 228 домов, 2 - разрушено. Эвакуированы были около 36 тысяч жителей города Балаклея и близлежащих сел.

На взорвавшемся складе площадью 368 га хранилось 138 тысяч тонн боеприпасов. В эфире одного из телеканалов глава комитета Верховной Рады по вопросам нацбезопасности и обороны Сергей Пашинский сообщил, что на складах в Балаклее Украина потеряла боеприпасов на миллиард долларов.

Версии правоохранителей по поводу причин взрывов были крайне противоречивы. СБУ почти сразу заявила, что свидетели зафиксировали сброс с летательного аппарата взрывчатых веществ на склад боеприпасов.  Сводная следственно-оперативная группа СБУ рассматривала версию диверсии как основную.

А министр внутренних дел Арсен Аваков заявлял, что поджог склада боеприпасов в Балаклее являлся "прямым актом агрессии России". Об этом Аваков сказал на пресс-конференции в Северодонецке. Подробности министр обнародовать отказался, отметив, что это в ближайшее время сделает военная прокуратура.

Главный военный прокурор Анатолий Матиос поначалу тоже заявлял на своей странице в Facebook, что на военном складе в Балаклее произошла диверсия:

Фото: Facebook

Затем версии еще несколько раз поменялись. Через несколько дней Анатолий Матиос сообщил, что военная прокуратура зарегистрировала уголовное производство по ч.3 ст. 425 Уголовного кодекса - халатное отношение военнослужащих, которое повлекло тяжкие последствия.

В итоге, разные правоохранительные органы вели два расследования параллельно. Военная прокуратура расследовала версию о том, что к пожару и взрывам в Балаклее привела халатность военнослужащих, а СБУ вело следствие по статье 113 "Диверсия" Уголовного кодекса.

Министр обороны Степан Полторак 4 мая 2017 года заявил в Балаклее, что главной версией взрывов является подрыв хранилища. Об этом сообщила пресс-служба министерства обороны.

Затем по теме высказался генпрокурор Юрий Луценко. Как сообщало "Еспресо TV", генпрокурор рассказал: "По взрывам в Балаклее мы установили перелет через российско-украинскую границу беспилотного летательного аппарата, который сбросил термобарические заряды, которые стали причиной взрыва под Балаклеей. Таким образом, это диверсия Российской Федерации, которая уничтожает нашу военную инфраструктуру".

Эту версию позже, 30 мая 2018 года, повторил главный военный прокурор Анатолий Матиос. Он заявил, что взрыв арсенала в Балаклее вызвал удар беспилотника, который в мае показали на Красной площади. "Основная версия состоит в использовании ударного беспилотного аппарата, который прибыл из-за границы Украины (т.е. с территории РФ - Прим.Ред.), отбомбился и вернулся назад", - сказал Матиос в программе "Тема дня" на телеканале ОТБ. Об этом сообщала "Страна".

40 Калашниковых для Правого сектора

Об условиях хранения боеприпасов и нравах, царящих на балаклейских складах, можно судить по большому количеству в реестре судебных решений постановлений судов об админштрафах на военнослужащих в/ч А1352, где расположены склады. За несение службы в пьяном виде на территории воинской части привлекали даже командира отделения. Понятно, что при наличии пьяных часовых со складов можно было много чего украсть.

Еще "Страна" нашла определение Краматорского суда, где описываются феерические обстоятельства одного из хищений оружия и боеприпасов этой воинской части.

Как сказано в определении, 2 августа 2014 года на полевой склад в/ч А1352 в г. Краматорск Донецкой области, где тогда тоже хранились боеприпасы чисти, явился некий член Добровольческого украинского корпуса (ДУК) "Правый сектор".

Он назвался представителем СБУ и, предъявив лишь водительское удостоверение, получил 40 автоматов АКС-74 и 54 тысячи патронов к ним. Затем полученные оружие и боеприпасы, вместе с другими членами ДУК "Правый сектор" (всего около 10 человек), на 3-х автомобилях перевез на базу корпуса, расположенную в с. Великая Михайловка Покровского района Днепропетровской области, где передал начальнику охраны с позывным "Чуб":

Источник: reyestr.court.gov.ua

В общем, версия подрыве складов с целью сокрытии массовых хищений, на наш взгляд, тоже имеет право на жизнь. Однако правоохранители такую версию даже не озвучивали.

Восстановились на работе даже "стрелочники"

По итогам служебного расследования взрывов в Балаклее ряд военных командиров получили дисциплинарные взыскания, вплоть до увольнения. Однако ответственного за хранение арсенала, как сообщала "Страна", суд в Харькове затем восстановил в должности.

Бывший начальник хранения 65-го арсенала Сергей Кравченко добился через суд отмены приказа о его увольнении по служебному несоответствию, а также взыскания невыплаченного среднего заработка за время незаконного увольнения.

Рассматривая дело, суд отметил в своем постановлении, что согласно приказу Минобороны причиной возникновения пожаров стал мощный взрыв с последующим разлетом боеприпасов на значительное расстояние. При этом не было указано, что причиной чрезвычайного происшествия стали именно действия подполковника Сергея Кравченко.

Кроме того, Министерство обороны не предоставило в суд материалы служебного расследования в отношении подполковника Кравченко. Причиной стала передача документов в СБУ, которое, в свою очередь, отдало их в Киевский институт судебных экспертиз. В итоге, министерство обороны не смогло предоставить в суд документы, доказывающие вину полковника:

 

Источник: reyestr.court.gov.ua

На своей должности смог восстановился еще один руководитель балаклейских складов -  главный инженер и заместитель командира в/ч А1352 подполковник Олег Александров. Суд установил, что его уволили с нарушением установленного Дисциплинарным уставом ВСУ месячного срока после окончания служебного расследования.

В итоге, служебная неразбериха в силовых ведомствах позволила части руководства взорвавшегося в Балаклее арсенала благополучно восстановиться на работе.

Пострадавшие воюют за компенсации

По официальным данным, Кабмин выделил на ликвидацию последствий ЧП в Балаклее 145 млн грн, из областного бюджета выделили еще 10 млн грн. Для оказания материальной помощи пострадавшим из областного бюджета было выделено 30 млн грн, из районного - 5 млн и из городского - 4,5 млн грн.

За материальной помощью для восстановления жилья в Балаклейский горсовет обратились 3109 жителей. Всего в список граждан, пострадавших в результате взрывов на военном арсенале, были внесены 3908 жителей города.

"Страна" рассказывала, что в Балаклее расследуют хищение денег, выделенных на ремонт после взрывов.

В результате взрывов погибла мирная жительница. Но уголовное производство по факту ее гибели  было закрыто полицией. Сыну погибшей пришлось жаловаться в суд на неправомерное закрытие дела. Затем он подал в Балаклейский суд иск о взыскании с Министерства обороны морального ущерба, но судьи пока что под разными предлогами отказываются рассматривать это дело.

Другие жители Балаклеи, у которых пострадало имущество, взыскивают нанесенный ущерб через суд. Например, одному из пострадавших снаряд разрушил гараж и автомобиль. Пострадавший обратился в суд, который в августе этого года решил взыскать с в/ч А1352 152 тысяч материального и 20 тыс. грн. морального ущерба.

Взыскивать ущерб с Министерства обороны и СБУ суд не стал. По документам, владельцем взорвавшихся боеприпасов была именно военная часть как отдельное юридическое лицо. А по статье 1187 Гражданского кодекса Украины ответственность по возмещению ущерба от источника повышенной опасности должно то лицо, которому этот источник опасности принадлежит. Поэтому суд решил, что ответственность должна нести только военная часть, а не Министерство обороны. При этом суд сослался на аналогичную правовую позицию, которая была изложена Высшим специализированным судом Украины 22.08.2017 года в постановлении по делу № 243/10982/15:

 

Источник: reyestr.court.gov.ua

Бизнес-структуры тоже пытаются возместить нанесенный ущерб. Балаклейское предприятие "Автотранс" до сих пор судится с военной частью Министерства обороны, требуя возместить ущерб почти на миллион гривен. А Новопокровский комбинат хлебопродуктов требует от министерства возместить 188 тысяч ущерба от разрушенного в Балаклее магазина.

Взрывная Калиновка

Спустя полгода после взрывов в Балаклее 26 сентября 2017 года на воздух взлетели склады боеприпасов 48-го арсенала в Калиновке, которая расположена в 20 километрах от Винницы. На момент взрыва в арсенале хранилось 83 тысячи тонн боеприпасов. Среди них - ракеты для систем залпового огня "Смерч", "Ураган" и "Град".

48-й арсенал Вооруженных сил входил в тройку крупнейших баз хранения боеприпасов в Украине, наряду с Балаклеей в Харьковской и Цветохой в Хмельницкой областях.

Военные заявили об уничтожении в результате взрывов 32 тыс. тонн снарядов, в том числе 21 тыс. тонн танковых снарядов 125 мм. По заявлению секретаря комитета ВР по обороне Ивана Винника, ущерб от потери боеприпасов составляет не менее 800 млн долл.

"Страна" публиковала реконструкцию событий "Убытков на миллиарды, штраф - $100. Кто взорвал склады ВСУ в Калиновке год назад".

Взрыв складов в Калиновке, фото: facebook.com

СБУ традиционно начала расследовать пожар на артскладах ВСУ в Калиновке по статье "Диверсия". Генеральный прокурор Юрий Луценко заявил, что к взрывам в Калиновке мог привести заложенный детонатор. А в ВСУ, как и в предыдущих случаях, сообщили о работе "вражеского дрона".

Главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос заявлял, что на складах боеприпасов в Калиновке не работала пожарная сигнализация, а также не хватало 50% технических средств охраны. На момент возникновения чрезвычайного происшествия арсенал охраняло только несколько постов зенитного прикрытия арсенала и 17 сотрудников военизированной охраны.

Самую феерическую версию выдвинул начальник генштаба Муженко. В интервью телеканалу ZIK он перечислил признаки, позволяющие, на его взгляд, говорить о спланированной диверсии на военном складе в Калиновке:

"У меня есть ощущение, что это диверсия. Есть много признаков, которые об этом говорят... Появление космических аппаратов, спутников до события, во время события и после него...", - сказал Муженко.

А на своей странице в Facebook Виктор Муженко сообщил: "Обвинить меня, моих подчиненных в бездействии не удастся. Назначить крайних не получится. Для управления Вооруженными Силами выстроена четкая вертикаль с Верховным Главнокомандующим во главе":

 

Источник: facebook.com/v.muzhenko

А уже 5 октября 2017 года военная прокуратура засекретила материалы расследования. Из открытого доступа в реестре судебных решений были удалены решения судов, вынесенные в рамках расследования дела о взрывах в Калиновке.

В итоге, в ноябре 2017 года, как сообщала "Страна", виновником назвали майора Романа Бондарца, который являлся начальником режимной службы Винницкого зонального отдела Военной службы правопорядка (ВСП). Как оказалось, дежурные на КПП пропустили на территорию складов шестерых гражданских без согласования с начальством.

Майор Бондарец в то время был ответственным за контроль над пропускным режимом. Он признал свою вину, и суд назначил ему штраф в размере 2465 грн.

Еще, как сообщала "Страна", вообще избежал административной ответственности начальник пожарной безопасности на взорвавшемся арсенале в Калиновке Валентин Моклюк. Наказания за халатность он избежал из-за истечения сроков привлечения к ответственности.

Прокуратура установила, что подсудимый не проводил занятия с личным составом по пожарной безопасности и не контролировал ее соблюдение на территории воинской части. Майор Моклюк не проконтролировал и то, что 8 хранилищ боеприпасов на арсенале не были оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; территория воинской части была захламлена; в хранилищах с боеприпасами стекла в окнах были не матовыми, что могло привести к детонированию боеприпасов из-за нагрева от прямых солнечных лучей.

В день взрыва на территорию арсенала гражданские лица пронесли 2 зажигалки, 2 пачки спичек, сигареты в количестве 6 пачек и канистру с нефтепродуктами.

Майор Моклюк свою вину не признал. При этом рассмотрение дела неоднократно откладывалось по причине его болезни. В итоге он избежал наказания, и дело против него было закрыто 21 февраля 2018 года, так как 20 февраля истек 3-месячный срок привлечения к административной ответственности.

Но на этом следствие не остановилось. В конце сентябре этого года генпрокурор Юрий Луценко на брифинге сообщил, что расследование взрывов боеприпасов на складах в Калиновке подходит к завершению. "Уже сегодня я могу официально заявить, что все возможные и невозможные правила безопасности, в том числе пожарной, доступа, охраны, были там нарушены. К ответственности будут привлечены несколько десятков должностных лиц, и все зависит от скорости экспертиз", - сказал Луценко.

В результате взрывов боеприпасов на Калиновском военном арсенале пострадали около 2 тысяч жилых домов, из них 16 домов не подлежат восстановлению. Наибольшее количество повреждений домов было в селе Павловка возле Калиновки -  более 900 домов. Эвакуировать пришлось 24 тыс. человек.

В общем, виноватыми во всех взрывах складов боеприпасов признаются командиры среднего звена. Причем если их привлекают к ответственности, то к минимальной - в виде штрафов не больше 100 долларов. А те офицеры, которых увольняли по служебному несоответствию, восстанавливаются на службе из-за неразберихи в силовых ведомствах.

При этом, по оценкам официальных лиц, ущерб для вооруженных сил от взрывов составил до двух миллиардов долларов. И это - не считая ущерба (материального и морального), нанесенного мирному населению. Который государство если добровольно и компенсирует, то в мизерных суммах. За адекватную компенсацию людям приходится судиться годами.

А все расследования по громким обвинениям в "терактах", "диверсиях" и "сброшенных с беспилотников бомбах" надежно спрятаны под завесой секретности и государственной тайны.

Читайте Страну в Google News - нажмите Подписаться