Помощь в разрешении военного конфликта на Донбассе в Украину может прийти с Севера. За последнюю неделю неоднократно прозвучали заявления о готовности Республики Беларусь отправить миротворческий контингент в зону конфликта.
В том числе, на неконтролируемый участок украино-российской границы.
Сперва такое заявление президент Беларуси Александр Лукашенко сделал во время встречи с президентом Украины Петром Порошенко в Гомеле. А теперь готовность отправить миротворческий контингент на Донбасс подтвердил во время Мюнхенской конференции по безопасности.
Тема миротворцев на Донбассе была предметом обсуждения и на заседании Совбеза ООН 30 октября.
Грядут ли какие-либо подвижки в этом вопросе анализирует "Страна".
Миротворческий тупик
Впервые о том, что одним из способов решения конфликта на Донбассе может быть введение миротворческой миссии, заговорили еще в 2015 году. Чем больше в регионе гибло мирных жителей и военных, тем громче звучали призывы к введению "голубых касок". Но эта идея из просто витавшей в воздухе в конкретный план превратилась только с подачи России - в сентябре 2017 года Владимир Путин заявил, что согласен на размещение миротворцев ООН на линии разграничения на Донбассе, а позднее МИД России внес соответствующую резолюцию на рассмотрение Совета безопасности ООН.
Но воплощения этого плана в жизнь за минувший год не состоялось. Официальный Киев не согласен с предложением Кремля о вводе миротворцев на линию разграничения в Донбассе и настаивает на том, чтобы миротворцы размещались на всей территории - до границы с Россией. Расходятся позиции и по "очередности" выполнения пунктов "мирного" процесса. Зимой 2018 года дискуссию на эту тему вели представитель президента России Владислав Сурков и спецпредставитель Белого дома Курт Волкер. Позиция Вашингтона состояла в том, что вводить миротворцев в Донбасс необходимо до выполнения политической части минских соглашений. Позиция Кремля же кардинально отличалась, в Москве говорили о том, что миротворцы должны зайти "в связке с реализацией политических пунктов минских соглашений".
Экс-представитель Украины в контактной группе Леонид Кучма весной 2018-го оценивал сроки по введению миротворцев на Донбасс в несколько лет. "Это настолько длительная процедура, что я не знаю, выдержим или нет. Это несколько лет... Надо найти деньги, надо найти людей, кто сюда поедет, а потом каждые полгода менять их".
К обсуждению миротворческой миссии в Украине вернулись с началом нового политического сезона - в сентябре 2018-го глава МИД Украины Павел Климкин заявил, что план по введению миротворческой миссии составлен западными странами совместно с Украиной и содержит три пункта.
"Первый — присутствие миротворческих сил, которые будут находиться в зоне конфликта, а не сидеть вдоль линии соприкосновения. Второй — наличие полицейских сил, которые будут следить за разоружением и поддерживать порядок. Третий - международная администрация, которая заменит властные структуры в зоне конфликта".
Спустя несколько дней после заявления Климкина схожие тезисы произнес на генассамблее ООН президент Украины Петр Порошенко, заявивший о том, что рассматривает международные миротворческие силы как инструмент для возвращения Киеву контроля над Донбассом: "Миссии с мощным мандатом и широким кругом ответственности, которая будет способствовать возвращению мира на украинскую землю. А не той, что поможет заморозить конфликт или закрепить присутствие агрессора и его приспешников в Донбассе".
А уже в октябре Министерство по вопросам временно оккупированных территорий представило, как может выглядеть международная миротворческая миссия на Донбассе.
"У Украины уже есть видение того, какой должна быть миротворческая миссия ООН. Инициатива Украины должна быть консенсусной с большинством стран. Если все союзники поддержат предложенную модель миссии, у РФ не будет выхода", – заявил глава министерства Вадим Черныш.
И вот теперь для возвращения мира на Донбасс свое посредничество предлагает Беларусь. По сути, Лукашенко выступил с настолько подробной программой по прекращению конфликта на Донбассе, которую до сих пор не озвучивал никто.
Миротворец Бацька
По предложению Лукашенко на Донбассе следует разместить совместную миротворческую миссию ООН и ОБСЕ. В состав такой миссии могут войти военнослужащие, полицейские, гражданский персонал из стран, которые на протяжении всего конфликта вносили посильный вклад в его разрешение.
Он заявил, что его страна готова взять на себя ответственность за поддержание мира на востоке Украины, осуществлять контроль на российско-украинской границе и содействовать проведению выборов на Донбассе.
Заявлению Лукашенко о миротворцах на Мюнхенской конференции предшествовала встреча с Порошенко в Гомеле. По итогам встречи на совместной пресс-конференции Лукашенко заявил о том, что в рамках военного конфликта на Донбассе нет места ни США, ни странам Евросоюза, а есть - только Украине, России и Белоруссии.
Ряд российских телеграмм-каналов еще тогда распространили цитаты из беседы двух президентов, во время которой Лукашенко якобы сказал главе украинского государства, что если он не разрешит прямо сейчас ситуацию на Донбассе и не разрешит ввод белорусских и австрийских миротворцев, его ждет бесславное политическое будущее.
Как бы там ни было, Порошенко никто не тянул за язык, когда он говорил журналистам: "Доверяю ли я Лукашенко? На сто процентов доверяю. Мы должны сделать все, чтобы прекратить войну. Мы должны сделать все, чтобы перестали убивать украинцев… И роль Беларуси здесь чрезвычайно важна". И эти его слова весьма отличались от позиции главы МИД Украины Павла Климкина, который ранее говорил, что на Донбассе нет места миротворцам из Беларуси.
Впрочем, по итогу поездки Порошенко в Беларусь работающие на Порошенко политики и блоггеры не жалели нелицеприятных эпитетов в адрес Бацьки.
"После выступления "батьки", который в традиционной русской манере начал лицемерно тошнить о дружбе трех братских народов, которые могут разобраться между собой без посредников, Петр Порошенко неожиданно взял слово, что не было прописано в протоколе, во второй раз. Он блестяще отразил аргументы России, прозвучавшие от белорусского президента. Напомнил о Минских договоренностях, которые определили путь к миру, но не выполняются Россией. Поблагодарил европейских и американских партнеров. Рассказал, как установить реальный мир, а не тот, который предлагается сегодня Россией со стороны силы и новой эскалации конфликта. Надо было видеть кислое лицо нашего усатого белорусского "брата", который, видимо, отрабатывал указания, присланные из Москвы. Это был настоящий живой полемический стиль украинского президента, которого невозможно загнать в дипломатическую ловушку", – написал работающий на Банковую политтехнолог Виктор Уколов в своем блоге.
"После встречи с белорусским президентом Александром Лукашенко украинский президент Петр Порошенко назвал коллегу "большим другом украинского народа". Это, конечно, фраза дипломатического характера. Лукашенко - не друг украинского народа", - вторил Уколову в статье на "Радио "Свобода" журналист Виталий Портников.
Но если во время встречи в Гомеле еще не до конца был ясен сам план Лукашенко, то на Мюнхенской конференции он выразился предельно четко. Беларусь не только готова разместить миротворцев на неконтролируемом участке российско-украинской границы, но и выполнить полицейские функции на территориях сепаратистов во время выборов в особых районах Донбасса.
Тем самым будут удовлетворены как бы и требования украинской власти (Киев не намерен начинать выполнение политической части минских соглашений до тех пор пока миротворцы не возьмут под свой контроль всю "ДНР/ЛНР" включая границу), так и России, которая хочет выполнения политической части (изменения в Конституцию, амнистия, выборы) до перехода территорий под контроль Киева, но при этом она вряд ли будет против ввода на Донбасс союзной ей белорусской армии.
Однако, гладко этот план выглядит только на бумаге. На практике же его реализация крайне сомнительна.
До выборов миротворцев не будет
Опрошенные "Страной" эксперты считают, что до окончания президентских и парламентских выборов в Украине подвижек в миротворчестве на Донбассе ждать не стоит.
Для нынешней власти ввод миротворцев по плану Лукашенко равен политической смерти, так как свою предвыборную кампанию она строит на националистических лозунгах.
"Даже если президентские выборы выиграет Порошенко, он будет находиться в других условиях. Скорее всего, у него не будет большинства в парламенте. У него точно не будет 51% поддержки, как в 2014 году. И совсем одно дело, когда ты действуешь, опираясь на такое большинство, и совсем другое - когда у тебя 5-7% реальной поддержки. Его риски будут выше, - говорит "Стране" политолог Руслан Бортник. - Поэтому и США, и ЕС и Россия ожидают конца выборов. После этого, не исключено, что стороны синхронизируют местные выборы в Донбассе с местными выборами в Украине, которые пройдут в 2020 году. До этого времени будут только разговоры без движения и пиар на войне".
"Я думаю, что учитывая то, что парламентские выборы осенью 2019 года станут по своей сути третьим туром президентских выборов и закрепят изменение властной вертикали, не стоит ожидать каких-то шагов по прекращению конфликта на Донбассе и введению миротворцев до этого срока. Конечно, звучать заявления о необходимости введения миротворцев от Порошенко будут и дальше, но реально он это делать не настроен. По крайней мере в ближайшие полгода", - говорит "Стране" политолог Андрей Золотарев.
В Белоруссии также, к слову, полагают, что Бацька выдвигал инициативу не столько ради того, чтоб она была реализована на практике, сколько для того, чтоб еще раз показать важность своего геополитического посредничества.
"Нужно понимать контекст, в котором были сделаны эти заявления, - говорит "Стране" источник в дипломатических кругах в Белоруссии. - Это была выездная встреча в Минске Основной группы Мюнхенской конференции по безопасности. Туда приехала важная американская птица - помощник госсекретаря США по европейским и евразийским делам Митчелл. И Лукашенко увидел в этом шанс восстановить отношения с Вашингтоном, справедливо полагая, что Трампу не очень интересна тема нарушения прав человека. И заявления Лукашенко по Донбассу - это попытка показать американцам, что он может осуществлять крупные проекты и за пределами своих границ, находя решения сложных проблем в регионе".