После трех дней проведения Синода Константинопольского патриархата вопреки ожиданиям сторонников автокефалии, на Фанаре не озвучили ни сам текст Томоса, ни дату проведения объединительного Собора в Украине, на котором должны были избрать главу новой церковной организации.
Пресс-служба Вселенского патриархата ограничилась весьма скромным и лаконичным заявлением о повестке дня и решениях нынешнего заседания, в котором из трех пунктов только один, причем, последний, был уделен Украине.
Несмотря на это, в Украине эту новость словно завернули в красивую обертку от конфеты, а приближенные к президенту чиновники, да и сам глава государства выдали на гора новую порцию заявлений в духе "ТомосНаш".
"Страна" отвечает на главные вопросы, что на самом деле дал Вселенский патриарх Украине и как теперь будут развиваться события.
1. Получила ли Украина Томос об автокефалии?
Нет, на синоде Константинопольской церкви 29 ноября Украина не получила Томос об автокефалии, как это обещал Петр Порошенко и его ближайшее окружение. Например, "куратор" автокефалии от Банковой, замглавы АП Ростислав Павленко уже во время Синода, находясь в Стамбуле, прогнозировал, что "в четверг, 29 ноября, после завершения Синода будет официальное сообщение, и оно станет окончательной точкой в этом процессе". Но окончательную точку ни Варфоломей, ни созванный им Синод в этом процессе не поставили.
В распространенном после завершения Синода Вселенского патриархата пресс-релизе Украине посвящен лишь один пункт, в котором говорится дословно следующее: "в контексте ранее принятого решения Вселенского патриархата предоставить автокефалию Украинской церкви, и в ожидании выдачи Патриаршего и Синодального Томоса, святой и священный Синод подготовил устав Украинской церкви".
В документе не указана ни дата проведения объединительного Собора, ни условия, на которых в Украине может быть создано новое церковное объединение.
Примечательно, что нынешнее заседание Синода на Фанаре было последним в этом году. То есть, теперь раньше января церковники Вселенского патриархата не соберутся.
Но такое решение Фанара не помешало президенту Украины заявить о том, что "принято историческое решение о создании автокефальной Украинской православной церкви". По этому поводу Петр Порошенко даже выступил со специальным телеобращением.
"Принято историческое решение о создании автокефальной Украинской православной церкви. Утвержден текст Томоса о предоставлении независимости Украинской церкви. Также принято решение о созыве Объединительного собора. Дату его проведения вскоре объявит Вселенский патриарх Варфоломей", - сказал глава государства и добавил, что участники Собора выберут предстоятеля независимой автокефальной Православной церкви Украины, которому Вселенский патриарх и вручит Томос. По словам Порошенко, до завершения процесса "остался один шаг".
"Москва, государство и российская церковь - ФСБшники и церковники, кто в погонах, кто в рясах, кто в крестах, кто в лампасах, - не боялись никакого греха, только чтобы сорвать это решение. Но Господь был с нами, потому что мы ведем правильную борьбу за нашу независимость и Томос - это историческое событие на этом пути", - заявил президент Украины.
Замглавы Администрации президента Ростислав Павленко отметился еще более странным заявлением о том, что текст Томоса готов, просто его нельзя показывать.
"Предстоятель в Стамбуле вскоре после Собора получит из рук Вселенского патриарха Томос – грамоту. Именно потому это сейчас не является публичным документом, потому что он передается избранному предстоятелю", - сказал Павленко в эфире одного из украинских телеканалов в Стамбуле в четверг вечером.
В аналогичном духе сделал заявление и один из экзархов Константинопольского патриархата, пребывающий по поручению Варфоломея в Украине, архиепископ Памфилийский, Даниил Зелинский. "Вселенская Константинопольская Патриархия откровенно и искренне открыла ладонь материнской опеки иерархам, духовенству и мирянам Украинской Православной Церкви - мы полны заботы и любви, делимся с Вами тем, чем мы и можем Вам дать - говорите не только устами, но и поступком ДА и примите святую ответственность опеки над народом Украины ... Предложенный текст Устава Автокефальной Православной Церкви Украины утвержден, понятно, что основанный на Томосе об автокефалии", - заявил архиепископ Памфилийский.
Хотя, повторимся, официально никто о Томосе 29 ноября в Стамбуле ничего не сказал.
2. Что на самом деле было принято?
Из заявления Вселенского патриархата прямо следует, что "в ожидании Томоса Синод подготовил устав". Это означает, что события развиваются по наихудшему для лоббистов Томоса сценарию. Традиционно поместные церкви сами принимают свой устав, причем после получения грамот о самостоятельности.
"Даже устав УПЦ (МП), которая не является автокефальной, принимался собором УПЦ (МП), а не собором РПЦ. И это произошло уже после дарования митрополитом Московским грамоты о самостоятельности в управлении", - написал на этот счет на своей странице Facebook журналист Дмитрий Скворцов.
То, что устав нового церковного объединения создан непосредственно на Фанаре, разбивает в пух и прах любые надежды на независимость новой церкви.
Очевидно, это понимают и сами просители Томоса. Например, спикер УПЦ Киевского патриархата Евстратий Зоря ограничился кратким комментарием по решению Священного Синода Вселенского Патриархата.
"В Киевском патриархате, в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями, ожидают официального получения подробной информации о принятых синодальные решения, в том числе по подготовленного Устава Церкви. Киевский патриархат выражает надежду, что совместными усилиями всех вовлеченных в процесс сторон вскоре будут успешно завершены подготовительную работу, Собор соберется и примет необходимые решения относительно объединения, избрание Предстоятеля Церкви и утверждения Устава. После чего, в соответствии с ранее объявленными Вселенским Патриархатом решениями, Томос об автокефалии будет вручен Предстоятелю Церкви", - заявил он на своей странице в Facebook.
Правда, он так и не смог ответить на прямой вопрос своих подписчиков, означает ли это решение, что Украина знала о том, что именно Константинополь будет готовить устав новой церкви.
Между тем в УПЦ рассматривают решение Фанара как полный отказ от предоставления Украине автокефалии (которая означает, что церковь является независимой).
"Утверждение устава ПЦвУ их материнской Церковью оставляет много мест для маневров представителями последней. Это примечательно, ведь что это за независимость такая, когда перед ней все решают за самого объекта этой самостоятельности? Это все равно если бы, к примеру, СССР утверждал конституцию Украины, перед тем, как пустить Ее в "свободное плавание". Фанар без зазора совести формирует своеобразный колониальный строй, со своими "ручными" автокефалиями и автономиями, которые, как показал последний Синод, они вполне себе могут отменять", - говорит "Стране" спикер Волынской епархии УПЦ протоиерей Олег Точинский.
3. Что будет с Объединительным Собором? .
До сих пор такой Собор не был созван из-за двух основных причин. Во-первых, Киевский патриархат и УАПЦ имели большие разногласия по уставу будущей организации. Глава автокефалов митрополит Макарий предлагал сообща обсудить этот устав заранее, а лишь затем вынести этот проект на объединительный Собор. Предстоятель УПЦ КП Филарет не соглашался на это, планируя утверждать устав на Соборе без всяких согласований. По сути именно этот гордиев узел разногласий между Макарием и Филаретом попытался разрубить Варфоломей, написав устав новой церкви вместо них.
Вторая причина срыва Собора заключалась в позиции УПЦ Московского патриархата, которая не хочет идти в автокефалию. Для патриарха Варфоломея остается принципиальным условием участие в Соборе значительного количества представителей епископата канонической УПЦ. Но за полгода активных действий по Томосу на Банковой не смогли склонить к участию в этом процессе даже пятую часть епископата УПЦ. На Банковой твердо располагают гарантией участия в Соборе только одного Александра (Драбинко), митрополита Переяслав-Хмельницкого и Вишневского. Недавно он даже отметился своим присутствием на литии в Брюсселе, которую возглавил Евстратий Зоря. Кроме него, из 92 архиепископов, которые входят в Синод УПЦ, только один владыка Симеон, митрополит Винницкий и Барский, открыто выступает за автокефалию. За что был поддан обструкции в своей епархии, где ни один из священников не пошел вслед за ним. Митрополит Черкасский Софроний отказывается от участия в Соборе под предводительством главы Киевского патриархата Филарета, хоть и поддерживает саму автокефалию. А архиепископ Генический Филарет (Зверев), который приходил на встречу к Порошенко, уже открестился от участия в Соборе.
"В том, что сегодняшний Синод в Стамбуле так и не утвердил Томос и дату объединительного собора, есть и тревожный знак. Как утверждалось ранее, для патриарха Варфоломея является принципиальным участие в этих процедурах епископата канонической УПЦ. Если торможение этого процесса связано именно с отсутствием таковых, это значит, что государственный аппарат Украины таки будет прибегать к персональным репрессиям, по отношению к архиереям и всей УПЦ в целом. Репетицию этих процессов мы имеем возможность лицезреть уже третью неделю", - добавляет на этот счет "Стране" протоиерей УПЦ Олег Точинский.
Между тем, источники "Страны" еще накануне решения Синода спрогнозировали, что высока вероятность срыва Собора.
"Фанар должен был объявить, что есть текст Томоса. Документ, якобы, готов, но вручат его главе новой церкви после объединительного Собора. Фанар подстраховывается. Документ составлен, об этом публично заявят. А вот отдадут его после объединительного Собора. Вечером деньги, утром стулья. А Собор может и сорваться. Но Фанару претензии предъявить будет трудно. Кстати, в Томосе будет прописано, что в Украине будет не патриархия, а архиепископия", - говорили собеседники "Страны" в церковных кругах.
По их мнению, несмотря на все препятствия Собор все равно попытаются провести до президентских выборов, чтоб под них и получить Томос. "Но не факт, что это удастся сделать", - говорит источник.
4. Что будет с самим Томосом?
Если в документе действительно будет прописана не патриархия, а архиепископия, то главой нового церковного объединения будет иерарх в чине архиепископа. Это даже на ступень ниже, чем чин предстоятеля УПЦ Онуфрия или же главы Киевского патриархата Филарета (хоть его в этом статусе никто в православном мире не признает).
Важно то, что это не будет независимая и самостоятельная в управлении церковь, она будет полностью подчиняться Константинополю. По сути речь о том, что власть патриарха Варфоломея над новой церковью будет полноценной и всесторонней. Например, Константинополь сможет блокировать любые невыгодные ему решения Архиерейского собора новой православной церкви в Украине, утверждать любые кадровые и финансовые решения. Против этого в свое время жестко выступал Филарет, требуя создание автокефалии, которая не будет зависеть ни от Москвы, ни от Константинополя.
А то, что этим же решением Синода накануне Константинопольский патриархат распустил Архиепископию русских православных приходов в Западной Европе, аннулировав свой же Томос от 1999 года, говорит о том, что Варфоломей в любой момент сможет отменить создание церкви в Украине или упразднить ее права и свободы.
Но волнует ли это Банковую, которая вопреки неутешительным новостям с Фанара, продолжает строить избирательную кампанию президента на лозунге: "Армия, Мова, Вира"?