В Израиле – новая волна депортации украинцев-нелегалов, а миграционные службы усилили облавы и проверки.
В то время как на фоне подорожания жизни и резкого скачка цен на газ все больше украинцев выезжает на заработки за рубеж, в объявлениях народ активно заманивают на работу в Израиль, где даже уборщица получает около 2 тысяч долларов (минимальная зарплата в этой стране – 5 тысяч шекелей, или 1 тысяча 325 долларов).
Но сделать это легально непросто, поскольку процедура получения рабочей визы на Землю обетованную – одна из самых сложных, а оформление может обойтись до 10 тысяч долларов.
В последние годы наши соотечественники оставались в стране под видом беженцев от военных действий на Донбассе, хотя среди них было много выходцев из мирных областей. Всего на получение статуса беженца с 2014 года подали заявки больше 15 тысяч человек, тогда как в 2013 году было лишь одно подобное обращение (но в итоге легализируются единицы).
Пока их заявки рассматривают, а на это уходят месяцы и даже годы, они работают. По разным данным, в Израиле трудится около 50 тысяч украинских нелегалов.
Год назад власти страны официально признали Украину безопасной страной, в которой нет военных действий, среди претендующих на статус беженца нашли много самозванцев, которым начали массово отказывать и депортировать их. За уходящий год выслали уже около пяти тысяч мнимых беженцев.
Все больше наших земляков стали заворачивать уже в аэропорту. Часть из них – обычные туристы, но некоторые под видом путешественников действительно пытаются остаться.
Как рассказали нам в дипломатических кругах, в день из аэропорта Бен-Гурион в Тель-Авиве депортируют около ста украинцев, россиян, грузин и белорусов.
"Людей с путевками отправляют назад", – говорят дипломаты.
"В туалет пускали с конвоем"
В начале декабря так депортировали нашу соотечественницу Алену Каптари, которая собиралась в трехдневную поездку по святым местам Израиля. До депортации женщина одну ночь провела в израильской тюрьме.
"На таможенном пункте началась серия вопросов, требовали показать все наличные средства, билеты, брони, печати о посещении других стран, просматривали все мои звонки с телефона и переписки, но это их не убедило, – делится своей историей Каптари. – И вот встает сотрудник миграционной службы и озвучивает вердикт: "Депортация". Я такого не ожидала – не объясняя ничего, развернули. Меня в недоумении ведут в отдельную комнату, где сидят минимум 10 человек разных национальностей. Обратный билет, бронь отеля им ничего не говорят. Любые вопросы были проигнорированы, паспорта отобраны, в туалет пускали только с конвоем. Объявили, что будем депортированы ближайшем рейсом, но так как ближайший рейс был на следующий день, меня и еще четверых мужчин посадили в машину с решетками и мигалкой (я такие видела в американских фильмах) и привезли в миграционную тюрьму. Там у нас отобрали все вещи, телефоны, даже планшет, на вопрос "Почему?", ответили чтобы фотографии не делали. Дальше обыскав меня, нашли в кармане тушь, сказали что ею можно убить человека, если воткнуть в него. Меня вели по коридору, на полу которого лежали грязные полотенца, простыни и детские стульчики. Захлопнулась металлическая дверь, и я оказалась в маленькой камере, там нечем было дышать, и в страхе замкнутых пространств, подойдя к окну с двумя решетками, я начала плакать. Все стены расписаны, где ручкой, где зубной пастой о гостеприимстве израильской эмиграционной полиции, как, например: "Вы же не звери!", или "€2000 нам стоил отдых тут на два дня", "Подонки "и т. д. А о надписи "Ну что, глотаете и блюете назад", я поняла через полчаса, когда нам принесли просроченную "еду", которую не купили в аэропорту. Поев кусочек хлеба, я легла на простыню желто-коричневого цвета. Со мной в камере две женщины – из Финляндии и Грузии (к слову, она после Рима и Венеции решила посетить Гроб Господень). Ночью свет не выключали, я ждала с нетерпением утра. На этой же машине нас отвезли на взлетную полосу, где мы прождали час, пока подъехал автобус с людьми, нас провели к самолету тоже под присмотром конвоя как международных преступников, наши паспорта мы увидели лишь по прилете домой. Их хваленый безвизовый режим вводит в заблуждение многих туристов".
Как говорят эксперты, подобные истории происходят все чаще, и отношение израильской власти именно к украинцам ухудшается с каждым днем.
С декабря 2016 года отношения Украины и Израиля ухудшились – после того как наши дипломаты одобрили "антиизраильскую" резолюцию Совета безопасности ООН. По ней Израиль в который раз назвали оккупантом части территории Палестины и призвали остановить строительство на спорных землях. Израиль обиделся, а израильский премьер Беньямин Нетаньяху тут же отменил намечавшийся визит украинского главы правительства Владимира Гройсмана.
Под удар сразу попало соглашение по трудовым мигрантам, по которому украинцы без бюрократических проволочек могли бы получить работу в определенных сферах израильской экономики.
По этому соглашению Израиль выделял украинским заробитчанам с подтвержденной квалификацией 15 тысяч рабочих мест в сфере строительства и обеспечивал их зарплатой, медстраховкой и нормальными условиями труда. Теперь неясно, когда соглашение заработает.
Сейчас украинских работников пускают выборочно, причем по государственным двусторонним соглашениям, – только строителей и не всех специальностей – арматурщиков, плиточников, штукатуров.
Резолюция ООН и Бандера
Туроператоры, которые все чаще сталкиваются в отказами своим туристам во въезде, также видят в этом политическую подоплеку.
"Туристов из Украины не пускают в Израиль под надуманными предлогами, не давая им пройти таможенный контроль. Клиенты жалуются, что их не пускают в Израиль. В качестве причины назвали непроплаченную бронь отеля. Хотя на самом деле все проплатили. Все документы в порядке. Виза туристам не нужна была, поскольку въезд на три месяца пребывания – безвизовый, авиабилеты и ваучер из гостиницы были на руках. Звонили в гостиницу проверить, прошла ли проплата, там ответили, что все в порядке и гостей ждут. А незадолго до этого в Израиль летели и другие наши клиенты – молодая пара. Так у них и отель не был проплачен, а только забронирован. И претензий к ним не было никаких. Пропустили на контроле без проблем. Причины могут быть разными, в том числе то, что якобы недостаточно с собой наличных денег на пребывание в Израиле, хотя у туристов был полностью оплачен тур с проживанием, питанием "все включено", страховкой и трансфером. Скорее всего, это политическое. Связывают с тем, что Украина поддержала резолюцию ООН в отношении Израиля. Туристы обращались и в консульство. Там ответили, что ничем в этой ситуации помочь не могут", – говорит представитель туроператора Ольга Пархомчук.
Не содействует налаживанию отношений и прославление Бандеры и ОУН-УПА, которых в Израиле считают антисемитами. Масла в огонь подлило недавнее решение Львовского облсовета провозгласить 2019-й год в области годом Бандеры (из-за которого уже возбудилась и Польша).
Посол Израиля Йоэль Лион заявил о том, что его шокировало "прославление тех, кто участвовал в ужасных антисемитских преступлениях". Посол не может понять, как это помогает бороться с антисемитизмом и ксенофобией. А поскольку украинские власти принимали "бандеровские законы" и раньше, эксперты говорят, что таким образом Израиль хочет продемонстрировать свою позицию конкретно перед президентскими выборами. А новая волна депортации – уже последствия.
Израильские эксперты новую волну массовой высылки объясняют тем, что многие продолжают приезжать как туристы, но остаются нелегально.
"Они работают на стройках, на уборке, разнорабочими. Снять жилье – не проблема (часто живут по три-четыре человека в квартире). Медицинская помощь в Израиле для соискателей статуса беженца бесплатна. Так что можно быстренько вылечить болезнь или даже сделать операцию. Израильская бюрократия – одна из самых медленных в мире, так что дело беженца рассматривается многие-многие месяцы. А разрешение на работу продлевается... Когда, наконец, отказывают (а отказывают рано или поздно практически всем), требуют покинуть Израиль и отпускают на все четыре стороны. Что делает большинство украинских беженцев? Остается в Израиле дальше работать. Если поймают, самое страшное – придется вернуться в Украину. Израиль даже билеты купит. В один конец", – рассказывает израильский эксперт по трудоустройству Наталья Яшин.
Тем временем в интернете растет количество объявлений о найме украинцев на работу.
"Требуются люди на уборку в квартиры и офиса. Ставка 2 тысячи 200 долларов", "Сварщики. Оплата $120-130 в день", "Работу в Израиле! Требуются женщины, мужчины, семейные пары на заводы в Израиль. Хорошая работа, высокий заработок! Проверенный работодатель. Языковой барьер отсутствует. Никаких предоплат за вакансию на Украине! Условия: сортировка, упаковка товара. Оплата – 8-10 у.е/час, 1600-2500 дол./месяц. Переработки есть, дополнительно оплачиваются (доплата за сверхурочные – 125-200%); проживание предоставляется работодателем. Полная адвокатская поддержка обеспечения легального пребывания на территории страны – можно выехать и находиться легально от шести месяцев и до двух лет с возможностью продления. Специалистов из Украины встречают наши сотрудники в аэропорту Израиля, в Израиле поселяют на квартиру, оформляют разрешение на работу и помогают устроиться на работу. Все документы, необходимые для поездки и работы в Израиле, оформляет наша компания: медицинские страховки, билеты и т. д. Дорожные расходы по перелете – за ваш счет".
Уход за стариками и вызов на "лечение"
Эксперты по трудоустройству говорят: в большинстве случаев обещания легальной работы на поверку оказываются блефом. Поэтому многие по старинке подают на статус беженца, переплачивая посредникам по 1-1,5 тысячи долларов якобы за помощь в оформлении статуса беженца.
"Многие фирмы-посредники "кидают". Хотя указанные зарплаты – реальные. Легально работать без подачи просьбы на беженство в Израиле иностранцам, в том числе украинцам, почти невозможно. Есть небольшие квоты по очень определенным профессиям, но на практике попасть туда практически нереально. Беженство – единственный легальный путь, который позволяет совершенно официально устраиваться на любую работу, – рассказывает израильский эксперт по зарубежному рынку труда Михаил Придиус. – Кроме этого, есть два варианта. Это нелегальная работа по-черному, в результате которой, если поймают, грозит возможный штраф и, уж точно, неминуемая депортация с последующим запретом въезда в Израиль минимум на 10 лет, да и отметка о депортации сделает невозможным въезд в страны Евросоюза. Кроме того, все потраченные деньги на билет, на гостиницу, на проживание, на посреднические услуги – все пропадет. Не говоря о том, что нелегальный работник абсолютно не защищен перед законом, любой работодатель может его в любой момент обмануть и не заплатить денег (всех или части) и жаловаться некому. Имея легальный статус беженца, человек полностью защищен наравне с гражданами Израиля, и работодатель, не заплативший или не доплативший, как положено, своему работнику, заплатит ему, помимо положенных денег, солидную компенсацию плюс штраф государству, поэтому такие случаи крайне редки, т. к. работодатель понимает, что это ему крайне невыгодно. Работая по-черному, никакой защиты нет абсолютно. Второй вариант – есть возможность устроиться на работу по уходу за стариками, как правило, с проживанием, но делается это исключительно через фирмы-посредники, и их посреднические услуги стоят порядка 5 тысяч долларов (если платить вперед) или 7 тысяч долларов (если платить в кредит с зарплаты) на человека, т. е. почти вся зарплата за первые полгода уйдет лишь на покрытие первоначального взноса за посреднические услуги".
Еще одна схема, по которой нелегалы остаются в Израиле, – оформление фальшивого вызова на лечение.
Посредник в Израиле договаривается с частной клиникой, которая отправляет в Украину приглашение на лечение для якобы тяжелобольного пациента.
"Так совершенно здоровые люди под предлогом лечения приезжают в Израиль и остаются. Но работают, конечно, нелегально. Израильские власти обо всех этих хитростях знают, потому все чаще устраивают облавы не нелегалов. Ловят и проверяют не только на предприятиях, но и прямо на улицах, в ночных клубах", – рассказал нам израильский журналист Марк Штейн.