6 января в Стамбуле Вселенский патриарх Варфоломей вручил представителям Украины Томос об автокефалии - документ, который был написан богословами Фанара и оформлен на пергаменте иконописцем Афона.
Сам текст Томоса в украинском переводе появился еще сразу после церемонии торжественного подписания его патриархом Варфоломеем в присутствии обширной делегации из Украины 5 января. Немного позднее публично обнародовал его и президент Украины Петр Порошенко, сделавший Томос одним из главных пунктов своей избирательной программы.
Впрочем, исходя из текста этого документа, оказалось, что Украина вовсе не получила новую самостоятельную церковь, а раскол в украинском православии только углубится.
Характерно, что в тексте Томоса, помимо название "Православная церковь Украины" упоминается еще одно ее наименование - "Святейшая церковь Украины" (под таким именем Вселенский патриархат призывает упоминать ПЦУ другие православные церкви). Или же - СЦУ. Что в сети тут же начали расшифровывать как "Стамбульская церковь Украины".
Что означает на самом деле Томос, проанализировала "Страна".
1. В подчинении Вселенского патриархата
Документ определяет новую церковь "духовной дочерью" Вселенского патриархата, которая по своему статусу будет Митрополией, возглавляемой Митрополитом Киевским и всей Украины (к слову точно такой же статус до сих носит предстоятель Украинской православной церкви Блаженнейший митрополит Онуфрий, и отказываться от него не собирается). В тексте Томоса идет обращение ко всем мировым православным церквям (таких насчитывается 14) признать украинскую "сестру", которая займет 15-е место в диптихе православных церквей мира.
Юрисдикция новосозданной церкви распространится только на территорию Украины, открывать зарубежные приходы она не сможет. Все приходы диаспоры окончательно будут закреплены в подчинении Вселенского патриархата.
По этому положению, права новой православной церкви существенно уже, чем ряда других церквей. Так, Константинопольский, Антиохийский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский патриархаты имеют приходы и епархии вне территории своей основной юрисдикции. Это означает, что эти патриархаты окормляют соотечественников, которые хотят оставаться верными традициям своей церкви, проживая за границей.
Подчинение Варфоломею напрямую ожидает и пятерых епископов УПЦ КП, которые были ранее отправлены главой Киевского патриархата Филаретом в зарубежные приходы.
Также именно Константинополь станет последней инстанцией для всех споров внутри этой церкви. Причем, буквально на пальцах эти положения можно понять так, что в случае конфликта иерархов церкви с ее главой Епифанием, они смогут разрешить проблемы путем обращения к Варфоломею, перешагнув через голову самого предстоятеля новой церкви Епифания.
Интересно, что право Константинополя принимать безапелляционные судебные решения обосновывается его статусом "центра Православия", а еще ссылкой на неверные пункты канонов 4-го Халкедонского Вселенского собора. Вместо 17 пункта канонов, в котором речь идет о судебной власти Константинопольского престола, в Томосе права Варфоломея обосновывают отсылкой к запрету на вступление в брак монашествующим.
И хоть ясно, что такая досадная описка закралась в документ случайно, все равно возникает вопрос о сомнительном уровне подготовки этого исторического документа.
Между тем, замглавы АП Ростислав Павленко на своей странице в Facebook заявил, что несмотря на выше указанные факты новая церковь считается независимой.
"ПЦУ по статусу равна РПЦ, - написал Павленко. - Когда ПЦУ окрепнет, когда к ней присоединятся те, кто сейчас остается в МП - можно будет говорить о получении признанного статуса Патриархата. Положение Томоса о том, что титул Предстоятеля нельзя менять без согласия Фанара - на самом деле путь к этому. Церковь окрепнет, получит признание, наработает авторитет - будет легче вести переговоры о статусе патриархата. А пока митрополия - ничем не хуже, и равная среди равных".
В тоже время иерархи УПЦ МП (даже те, кто ранее относился положительно к вопросу об автокефалии) же заявили, что такая "автокефалия" как у ПЦУ им точно не нужна. УПЦ в своем нынешнем статусе имеет намного больше самостоятельности, чем новая церковь под кураторством Стамбула.
2. Миллионы в Стамбул
Новая православная церковь окажется не только юридически и канонически зависима от Константинополя. От создания этой церкви Фанар получит вполне конкретную материальную выгоду.
Во-первых, в тексте упомянуто прямое подчинение отдельных храмов и монастырей Константинополю. "Права Вселенского престола на экзархат в Украине и священные ставропигии сохраняются и не могут быть уменьшены", - говорится в документе.
"Страна" уже неоднократно писала, что в рамках соглашения между Порошенко и Константинопольским патриархом Варфоломеем, подписанного 3 ноября, Фанару будет передано минимум 12 храмов и монастырей. Они будут находится в статусе ставропигий, то есть подчиняющихся напрямую Стамбулу. Текст этого соглашения, которое было триумфально подписано, так и не был обнародован публично.
"И заграничные парафии, и ставропигии переходят в прямое подчинение Вселенскому патриархату, а оттуда будут напрямую платиться епархиальные взносы", - считает священник Олег Точинский.
В Администрации Порошенко опровергают расширение влияния Фанара на Украину через создание ставропигий.
"Экзархат - это представительство, миссия, фактически - "посольство", которое находится в Андреевской церкви. Имеется в виду это. Никаких других не предусмотрено. Никаких тайных или некие соглашений о "ставропигии" (кроме упомянутой Андреевской церкви) не существует", - заявил замглавы АП Ростислав Павленко.
Кроме того, в тексте Томоса прямо говорится о том, что миро для таинств новая церковная структура будет получать в Константинополе.
"...православная Церковь Украины, через своего Первого канонического местоблюстителя Киевского Престола, обязана участвовать в православных совещаниях в отношении важных канонических, догматических и иных вопросов, которые собираются время от времени, по священному обычаю со времен Отцов. Первый же, утвержденный, обязан обязательно посылать необходимые надлежащие Мирные Грамоты к Вселенскому Патриарху и другим Предстоятелям, и сам имеет право от них получать, начиная свои мирные поездки от Первопрестольной Церкви Константинополя по обычаям, получая от нее и Святое Миро, для проявления духовного единства с ней", - говорится в Томосе.
Миро - в христианстве специально приготовленная и освященная смесь ароматических масел и смол, используемая в церковных таинствах для помазания тела человека.
Для закупок этого масла, представителям новой церкви придется отправляться в Стамбул. В то же время, до сих пор в УПЦ КП миро варили в Украине из афонских масел. Его освящение раз в год в Чистый четверг перед Пасхой лично делал патриарх Филарет, а затем раздавал в епархии УПЦ КП.
"Совсем недавно Киевский патриархат обосновывал самостоятельное мироварение как неотъемлемый признак автокефалии. Сейчас, видать, свое мнение поменял. Что является свидетельством непоследовательности и беспринципности", - считает настоятель Ионинского монастыря УПЦ (прихожанином которого до недавних пор являлся сам Петр Порошенко) Иона Черепанов.
В УПЦ миро получали в Москве, но это происходило бесплатно. Митрополит Черкасский Софроний (который считался одним из апологетов создания единой поместной церкви в Украине, но после обнародования текста устава ПЦУ отказался переходить в нее) в одном из своих интервью признал, что получал миро в Москве бесплатно из расчета литр-два на год, в зависимости от количества проведения церковных таинств. По его же словам, получение миро в Стамбуле будет происходить на платной основе, а также повлечет за собой расходы на дорогу священников за миром.
"Приходы ПЦУ в Украине и продажа мира будут приносить Фанару колоссальные деньги. Я думаю, что речь идет о прибыли Фанара в десятки миллионов долларов ежегодно", - говорит "Стране" политолог Руслан Бортник, издавна занимающийся церковной проблематикой.
В то же время, в одном из недавних интервью Епифаний утверждал, что практика получения этого масла в Константинополе - обыденная для многих поместных церквей.
"То есть то, что мы будем получать миро от Вселенского патриарха - это пункт был прописан в других автокефальных поместных православных церквях, которые получали Томос от Вселенского патриарха", - говорил он в интервью телеканалу "Прямой".
Не видит ничего проблемного в получении мира в Стамбуле и Ростислав Павленко. "Чисто символическая вещь, присутствующая в большинстве Томосов. Не влечет никаких практических ограничений", - назвал он это положение Томоса на своей странице в Facebook.
3. Велено молиться за Кирилла
Текстом Томоса существенно сужены права главы новой церкви Епифания. Кроме того, что он не сможет назначать епископов за границей и заниматься мироварением, он еще обязан участвовать во всеправославных собраниях на Фанаре. "ПЦУ "обязана" принимать участие во всеправославных собраниях - то есть соборах, например. Получается, если она откажется, то нарушит условия томоса! Это означает, что эта "церковь" не имеет права отказаться от участия в Соборе по тем или иным причинам. Что обеспечивает Константинополю власть над ней фактически", - отмечает Иона Черепанов.
Но интересно еще одно положение в Томосе, которое обязывает Епифания, совершая богослужения, поминать всех предстоятелей православных церквей.
"...каждый Блаженнейший Митрополит Киевский и Всея Украины должен поминать за древнее предание святых отцов наших Вселенского Патриарха и других Предстоятелей Поместных Православных Церквей, в ряду диптиха, согласно каноническим порядкам...", - говорится в тексте Томоса.
Это означает, что Епифаний должен упоминать в богослужениях всех глав всех православных церквей мира, в том числе патриарха РПЦ Кирилла. В декабре сам Епифаний признал, что не поминает при богослужении предстоятеля РПЦ патриарха Кирилла, потому что "мы находимся в состоянии войны. И поэтому украинский народ не воспринимает того, чтобы новоизбранный предстоятель поминал имя российского патриарха".
При этом, поминовение предстоятелей поместных православных церквей в строгом соответствии их месту в диптихе (перечень поместных церквей) является одним из ключевых признаков церковного общения между ними. Более того, несмотря на то, что РПЦ еще в октябре разорвала евхаристическое общение со Вселенским патриархатом, сам Вселенский патриарх продолжает поминать патриарха Кирилла в своих богослужениях в ряду с именами всех глав православных церквей мира.
Отметим, что Петр Порошенко неоднократно говорит, что ПЦУ нужна Украине в том числе потому, что после предоставления Томаса в храмах больше не будут молиться за здравие Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
4. Порошенко увековечил себя в Томосе
Отдельная роль в Томосе отведена президенту Украины. В конце документа упоминается имя президента, и отмечается, что Томос предоставляется не только Епифанию, но и Петру Порошенко.
"... Наша Святая Христова Большая Церковь благословляет и провозглашает Православную Церковь Украины Автокефальной... Такое решенное и рассужденное, и в радости возвещенное вам от уважаемого Центра Православия было соборно утверждено, для постоянного сохранения выдается этот Патриарший и Синодальный Томос, написанный и подписанный в Кодексе нашей Великой Константинопольской Церкви Христовой, врученный в точной и идентичной копии Блаженнейшему предстоятелю Святейшей Церкви Украины, кир Епифанию и Его Высокопревосходительству Президенту страны господину Петру Порошенко, для вечного доказательства и постоянного представления", - говорится в тексте.
Таким образом, между обнародованным ранее проектом устава новой церкви и предоставленным Томосом ничего не поменялось, кроме появления в документе фамилии Петра Порошенко.
"Порошенко не торговался по сути за независимость новой церкви, он торговался за свою фамилию в тексте Томоса. Все важные вопросы новой церкви - канонические, кадровые, финансовые будут происходить по согласованию с Константинополем, по форме это будет очень ограниченная в правах митрополия. От диаспоры Украина окончательно отказывается, назначать епископов зарубеж будет невозможно, это потеря и денег и влияния, - говорит "Стране" политолог Руслан Бортник. - Любой спорный вопросы - на апелляции у Варфоломея. Реальная догматическая власть в новой церкви будет принадлежать Константинопольскому патриарху. Мы, как страна, на долгие годы потеряли шанс создать действительно независимую поместную церковь".