1. Вчера после длительной тяжелой болезни скончалась "Европейская Украина". Парламентская коалиция под таким названием прожила чуть менее 15 месяцев, хотя разговоры о ее грядущем развале начались сразу после акта создания. И вот – произошло. Последний гвоздь забила фракция "Самопомощь", объявившая вчера о выходе из коалиции. Накануне то же самое сделала "Батькивщина". Оставшимся на корабле фракциям Блока Петра Порошенко и "Народного фронта" не хватает девяти мандатов для формирования нового большинства. Теоретически они могли бы поскрести по сусекам и переманить кого-нибудь из внефракционных депутатов, либо посулить "золотую акцию" Олегу Ляшко и его Радикальной партии, включив его в коалицию. Но это было бы еще более скандально и бесполезно. Ведь внутри того же БПП сформировалась большая группа депутатов, которые осуждают и правительство, и поведение лидеров собственной фракции.
Президент Порошенко попросил Арсения Яценюка в течение трех месяцев подать в отставку. Лидер фракции БПП Юрий Луценко дал премьеру три недели на создание такого плана реформ, который вернет симпатии ушедших товарищей. Но не факт, что многоопытный камикадзе их послушает. Тем более что и сам президент перешел в результате последних событий в статус "хромой утки". Все – и внутри страны, и вовне – увидели, что он уже не владеет ситуацией, не способен гарантировать выполнение коалиционного соглашения и международных обязательств, не говоря уже о порядке в стране. Наиболее вероятным вариантом развития событий становятся досрочные парламентские выборы и попытки проведения конституционной реформы, которая ограничит власть президента.
2. В этот же день мы получили как минимум два подтверждения версии "хромой утки". Посол США Джеффри Пайетт вдруг заявил, что с кандидатурой нового генпрокурора Украины следует определиться лишь после согласования с гражданским обществом и парламентом. По Конституции президент представляет кандидатуру генерального прокурора на утверждение парламенту. Однако, эту кандидатуру глава государства подбирает сам. Ни в одном законе не написано, что президент должен согласовывать ее с кем-либо перед внесением в Раду. То есть, слова американского посла следует трактовать как пощечину – или удар в спину - президенту Порошенко, который должен воспринимать этот как прямое посягательство на свои полномочия, безопасность и даже престиж.
Вторая пощечина последовала от одесского губернатора Михаила Саакашвили. Человек, который является личным проектом и назначенцем Петра Порошенко, публично обвинил Службу безопасности Украины в том, что она осуществляет слежку за ним. Поскольку СБУ также подчиняется лично президенту, значит, это обвинение и в его адрес. До сих пор Саакашвили проявлял подчеркнутую лояльность Петру Порошенко, хотя последнее время все чаще наносил удары по его окружению. А вот теперь – генеральная атака. Понятно, конечно, что в политике предательство - это лишь вопрос времени. И прецеденты у нас были: та же Юлия Тимошенко в свое время начинала с атаки на "любых друзив" своего патрона Виктора Ющенко, и при этом клялась в личной ему преданности. Главное сейчас в том, что Саакашвили уже не боится отставки, которую Порошенко может организовать одним росчерком пера. Он уже затеял общенациональный политический проект. Такой же анонсировала и Юлия Тимошенко вместе с бывшим руководителем СБУ Валентином Наливайченко. Словом, мобилизация и консолидация сил для новых политических сражений началась.
3. Антимонопольный комитет Украины оштрафовал российский "Газпром" на 85,9 миллиарда гривен. Он признан виновным в том, что не обеспечивал правила транзита газа и злоупотреблял монопольным положением на рынке Украины. По текущему курсу это составляет 3,2 миллиарда долларов – на 200 миллионов долларов больше, чем российский иск к Украине, который ровно вчера же, 18 февраля, принял к рассмотрению Высокий суд Лондона. Речь идет о трех миллиардах долларов, которые получены Украиной на излете правления Януковича. Эти деньги нынешняя украинская власть склонна считать некоей формой взятки со стороны Путина за то, что прежнее руководство приостановило процесс евроинтеграции. И именно эту точку зрения Киев будет отстаивать в Высоком суде Лондона. Впрочем, шансов, что суд примет во внимание такую логику, немного. Решение оштрафовать "Газпром" можно считать асимметричным демаршем Украины, который часто используется в судебных тяжбах: ты мне один иск, а я тебе в ответ сразу на ту же сумму другой. Впрочем, и здесь позиция слабовата. Ведь Антимонопольный комитет не имеет полномочий по регулированию транзита товаров через Украину иностранными компаниями.
4. Европа, между тем, пытается преодолеть острейший кризис идентичности. Сегодня в Брюсселе завершается двухдневный саммит Евросоюза. И главной темой является угроза выхода из ЕС Великобритании. Лондон выдвинул властям ЕС четыре требования: признание его мультивалютным союзом, повышение конкуренции внутри сообщества, расширение полномочий национальных парламентов и ужесточение миграционного законодательства. Речь идет о том, чтобы блокировать доступ мигрантам, в том числе из других стран Евросоюза, к социальным выплатам и прочим привилегиям в Великобритании на четыре года с момента их приезда в страну. А это нарушает европейский базовый принцип свободного перемещения и равенства всех граждан сообщества перед законом. К тому же страны Вышеградской группы (Чехия, Словакия, Польша и Венгрия), которые провели накануне свой саммит, дали ясно дали понять, что отвергнут предложение Лондона. Евросоюз - на грани раскола.
5. Вчера на юго-востоке Турции при помощи дистанционно управляемых мин был подорван военный конвой. Семь солдат погибли, есть раненые. А накануне в правительственном квартале Анкары был подорван автомобиль, начиненный динамитом. Мимо двигалась колонна военного транспорта. Погибли 28 человек, более 60-ти – ранены. Эти трагические события называют террористическими атаками. Но поскольку объектом нападений в обоих случаях являлась турецкая армия, есть больше оснований считать эти действия диверсионными актами, элементами полномасштабной войны. За последние месяцы более 200 турецких военных и полицейских погибли в результате подрыва военного транспорта и нападений курдских боевиков. Их же винят и в последних акциях. Военный хаос в регионе, начатый вторжением США в Ирак, усиленный "арабской весной" и доведенный до предела исламскими радикалами из ИГИЛ, дал шансы на объединение и создание собственного государства двадцати миллионам курдов Ирака, Сирии и Турции. Для Анкары такое государство будет представлять едва ли не смертельную угрозу.