Неделю назад мирный сон жителей "спальника" в Голосеевском районе столицы нарушил громкий взрыв. Здесь на улице Академика Вильямса, 6а глубокой ночью сработала "адская машинка", которую пытался закрепить под днищем автомобиля марки Chevrolet гражданин Киргизии Алексей Ломако.
Взрывчатка сдетонировала у него прямо в руках - с оторванными кистями и прочими повреждениями мужчина был доставлен в больницу, где в тот же день скончался.
Полиция квалифицировала его действия как попытку покушения на убийство (ч.2 ст.115 УК Украины) и незаконное обращение со взрывчатыми веществами (ч.1 ст.263 УК Украины). Но спустя несколько часов дело у "копов" забрала Главная военная прокуратура.
Причиной этого в ГПУ называют персону вероятной жертвы, которую намеревался ликвидировать Ломако. Личность этого офицера продолжают держать в секрете, но сразу несколько источников (в депутатских кругах и со связями в спецслужбе) утверждают: речь идет о высокопоставленном сотруднике ГУР Минобороны.
Который ранее служил под началом координатора охраны покойного экс-депутата Госдумы РФ Дениса Вороненкова - командира спецназа Главного управления разведки Максима Шаповала. И чью машину летом 2017 года взорвали по сценарию, схожему на обстоятельства ночного ЧП 4 апреля на Теремках.
Собеседники "Страны" называют его имя на правах анонимности - якобы наемники намеревались ликвидировать майора сил спецзерезва ГУР Минобороны Кирилла Буданова.
Как и в случае с гибелью Шаповала, взрыв на Вильямса образца весны-2019 сегодня также проводят как террористический акт (ч.3 ст.258 УК Украины). Следствие усиленными темпами ищет "руку Кремля" в произошедшем, и уже добилось помещения под арест сразу четырех подозреваемых.
Чем обосновывают их причастность к попытке закладки взрывчатки под Chevrolet в Голосеевском районе, что известно о подрывнике и его вероятной "мишени", и как далеко удалось продвинуться следствию в распутывании мотивов очередного громкого преступления - выясняла "Страна".
Жертву подрывника подрядили в "оболочку Шаповала"
Для начала, восстановим хронологию событий поздней ночи и утра 4 апреля. В 07:41 того дня столичная полиция сообщила о происшествии на Теремках. На место инцидента выехали кинологи, взрывотехники и сыщики из главка.
Источник фото: https://www.facebook.com/UA.KyivPolice
Пока они изучали место преступления, подрывника Ломако уже госпитализировали в больницу. А в соцсетях начали появляться сообщения с подробностями шокирующего инцидента. Тональность их была едина - спецслужбы РФ подослали наемников в Киев, чтобы взорвать украинского офицера.
Так, в 10:39 (когда сердце подрывника еще билось) журналист Юрий Бутусов написал в Facebook: на парковке около супермаркета по улице Вильямса задержан серьезно раненый диверсант - гражданин одной из стран Средней Азии. Он пытался подорвать машину офицера украинских разведслужб (принимавшего участие в Операции Объединенных Сил, ранее - АТО) самодельной миной, но в конечном счете сам пострадал от "адской машинки".
"Враг вел наблюдение за машиной, скорее всего действовал в составе группы", - резюмировал тогда Бутусов.
Через два часа после обнародования его поста именно на разведчика ГУР как наиболее вероятную мишень попытки совершения преступления указали еще два статусных комментатора.
Так, в 12:10 нардеп от Радикальной партии Игорь Мосийчук охарактеризовал инцидент на Теремках как попытку теракта. Жертвой которого должен был стать ранее ходивший в замах у взорванного два года назад Шаповала высокопоставленный офицер ГУР Минобороны "К.". Но при этом последний-де не являлся владельцем взлетевшего на воздух Chevrolet, а всего лишь "использовал" его.
Спустя час Мосийчук продублировал эти тезисы, обнародовав видео момента подрыва Ломако. За несколько минут до этого бывший сотрудник СБУ, депутат Киевского облсовета Иван Ступак разместил этот же ролик на своей странице в Facebook.
Источник видео: facebook.com/Ivan Stupak
Также проводя параллели взрыва на Теремках с гибелью Максима Шаповала, депутат сообщил: по состоянию на полдень 4 апреля подрывник был прооперирован и "пока еще жив". "Документов и телефона при себе не имел, в кармане 800 грн, возраст 35-40 лет, имеет татуировки: тигр на левом плече, солнце маори - на правом", - приводил свой инсайд Ступак.
"Страна" первой указала личность вероятного диверсанта - 36-летнего Алексея Ломако. В распоряжении издания оказался документ на имя подрывника, а также сведения о первичных наработках следствия.
Паспорт, с которым незадачливый подрывник приехал в Украину, источник фото: "Страна"
На тот момент сыщики уже вышли на автомобиль Daewoo Lanos, которым пользовался Ломако в период пребывания в Украине. А также разрабатывали подспудно его контакты на территории нашей страны.
Спустя час подрывник скончался, и ГПУ официально объявила о передаче расследования обстоятельств инцидента в "военку".
"Крымский диверсант" или герой-любовник с Теремков? Загадочная "мишень" подрывника
Тогда же всплыли наружу нюансы, которые официально силовики не спешат разъяснить до сих пор. Дело в том, что несмотря на ряд публикаций и заявлений "лидеров мнений" в соцсетях, понимания причинно-следственной связи того, из-за чего "киргизский шахид" пошел на подрыв Буданова или его знакомого, нет. А имеются только версии.
Вот что пишет на этот счет в Facebook известный криминальный журналист Владимир Бойко: "Офицер, которого пытались убить... действительно ранее был подчиненным полковника ГУР МО Максима Шаповала, который погиб 27 июня 2017 года при аналогичных обстоятельствах - в результате срабатывания взрывчатки, заложенной в его автомобиль. Но и есть и разница. По слухам, которые кружат в среде военных разведчиков, Шаповал... погиб в результате коммерческих разборок со своими бизнес-партнерами, потому как неправильно поделил деньги от контрабанды и других сфер жизнедеятельности старших офицеров ГУР МО".
Инцидент на Теремках 4 апреля Бойко трактует сквозь призму якобы мести Кремля за инцидент образца 7 августа 2016 года. Как писала "Страна", тогда в Крыму случилось боестолкновение, которое РФ и Украина трактовали кардинально противоположно. По версии Кремля, имела место атака "диверсантов", направленных по указанию Киева. Официальные власти нашего государства охарактеризовали инцидент как "провокацию" северного соседа.
Как бы там ни было, но итогом тех событий стали аресты и осуждение т.н. "крымских диверсантов" - граждан Украины. Где уже после вынесения приговоров "вишенкой на торте" стал скандальный инцидент образца 2018 года.
Тогда один из отставных офицеров системы ГУР Минобороны Георгий Абдыллаев на камеру российских "спецов" признался: именно украинская сторона организована диверсию на полуострове. Идеологами диверсии, с его слов на камеру представителей РФ, тогда выступали трое высокопоставленных разведчиков. Это Максим Шаповал, его "правая рука" Александр Громов и... Кирилл Буданов.
Георгий Абдыллаев рассказывает об известных ему высокопоставленных сотрудниках ГУР Минобороны и называет Буданова одним из исполнителей диверсии в Крыму, источник видео: youtube.com/Россия 24
Как уже писала "Страна", после депортации из России Абдыллаеву не было выдвинуто подозрений от украинских силовиков. Сам он в беседе с автором этих строк утверждал, что находясь в России под арестом "гнал дезу", пытаясь спасти свою жизнь. На сегодняшний день Абдыллаев выступает ключевым свидетелем по резонансному делу о якобы попытке госпереворота, который готовили экс-директор "Укрспирта" Михаил Лабутин и его приятель - добробатовец из "Айдара" Павел Заярнюк.
В контексте же событий 4 апреля еще более интересным выглядит тот факт, что в официальных бумагах следствие никак не представляет вероятную роль Буданова. По крайней мере в тексте "пидозр" по делу такая фамилия не значится, - заверил "Страну" адвокат Сергей Комлев, знакомый с деталями производства.
"Этот якобы офицер из ГУР Минобороны по материалам фигурирует как обычный военнослужащий, проходивший службу в зоне АТО в 2014 году. Где утверждает, что в настоящее время каких-либо угроз своей жизни не ощущал, - говорит Комлев. - Скажу больше: взорванный автомобиль принадлежит не этому человеку, а его товарищу. Причем буквально в вечер инцидента он взял его показаться по делам. Но поехал не домой, а ночевать в квартиру по адресу около места ЧП якобы у своего приятеля. Назвать его имя/фамилию, номер квартиры или хотя бы этаж этот человек не смог. Сказал, что не помнит. Я не исключаю, что он вообще ездил к женщине по этому адресу, и умышленно не хочет ее "светить".
Кто же в действительности тогда был человеком, которого намеревался подорвать Ломако - майор Буданов или его коллега, которому он отдал ключи от Chevrolet тем вечером?
Бывший сотрудник СБУ Иван Ступак дает понять автору этих строк: "роль "К." (то есть, Кирилла Буданова - Прим. Ред.) в истории на Теремках ключевая". И уверяет - с целью конспирации личные данные майора ГУР правоохранители могли попросту изменить.
"В условиях противостояния российской агрессии сотрудники разведки используют номера прикрытия (вплоть до тех же евроблях), регулярно меняют телефоны, транспортные средства, места проживания, имеют документы прикрытия. Вы же понимаете, какая опасность им грозит", - считает Ступак.
Журналист Бутусов также уверен, что киргизский диверсант приехал в Киев с задачей по ликвидации Буданова. Но в силу обстоятельств у Ломако могла произойти "ошибка в объекте".
"Днем 3 апреля в машине (Chevrolet - Прим. Ред.) передвигались два офицера ГУР МО, хорошо известные в мире спецназа люди, один из которых - мой старый знакомый, - пишет на этот счет журналист в Facebook. - Офицер, на которого было совершено неудавшееся покушения, и которого судьба сохранила от взрыва, 4 апреля будет теперь отмечать второй день рождения. Повезло. Он служил в свое время вместе с Максимом Шаповалом".
Версия следствия, доводы юристов и скепсис прокуроров
Бутусов раскрыл и "рабочую" версию трактовки событий 4 апреля на Теремках, к которой сегодня склоняются в военной прокуратуре.
"В ходе изучения документов диверсанта (Ломако - Прим. Ред.) и просмотра камер наблюдения, удалось установить, что диверсионная группа состояла из двух человек. У диверсанта документы гражданина Киргизии. Они прибыли в Украину очень банально - купили билеты на прямой поезд "Москва - Одесса", и без всякой конспирации приехали. Приезжали не первый раз - уже посещали Украину в 2018-м году. Им устроила приглашение гражданка Украины, проживающая в Киеве. Благодаря этому они передвигались беспрепятственно. Нет никаких сомнений, что эти террористы заброшены в Киев российскими спецслужбами", - считает он.
Эти постулаты красной нитью проходят и в "пидозрах", которые рассматривал Печерский райсуд Киева в конце прошлой недели. Но опрошенные "Страной" юристы, знакомые с материалами уголовного производства о "киргизском шахиде", называют такую фабулу притянутой за уши.
Вот что говорит на этот счет адвокат Комлев, который представляет интересы той самой "гражданки Украины", которая якобы помогала диверсантам легализоваться в Киеве.
"Ситуация следующая: в столице есть туристическая фирма, самая обычная, которая оказывает посреднические услуги - страхование, визовую поддержку и т.д. Они дают свою рекламу в Интернете и стоят в поисковой выдаче на хорошей позиции, работают три года. Поэтому ничего нет странного, что к ним обращаются сотни людей из различных стран Европы, Африки, России и даже Киргизии. Иностранцы беспокоятся, чтобы на пограничном контроле их не "заворачивали" при посещении Украины, и просят турфирмы помочь им с оформлением нотариально заверенных приглашений. Это своего рода договор о поручительстве, если смотреть на ситуацию с точки зрения Гражданского кодекса. А турфирма через круг своих знакомых (в основном это безработные одинокие молодые мамы) находила людей, которые за 500-1000 грн соглашались оформить от них приглашение", - объясняет Комлев.
По его словам, осенью прошлого года в турфирму с номера российского оператора сотовой связи через Viber вышла некая женщина.
"Она запросила два гостевых приглашения на 90 дней для граждан Киргизии - 34 и 35 лет. Их оформили и выслали почтой DHL, дело было в октябре. А уже в марте для этих же граждан попросили оформить еще один, новый вызов из Украины. Эти киргизы приехали в Киев, далее произошел взрыв машины. И хотя следствию моя доверительница добровольно передали всю переписку с человеком, который запрашивал услуги турфирмы, эту девушку схватили и объявили о подозрении в пособничестве терроризму. Люди из "военки" убеждали ее подписать какие-то бумажки, признания, обещали "легкое наказание", если она будет им подыгрывать... Я показал клиентке санкцию по ее статье, она упала в обморок. В итоге, судья дал ей арест на 21 день, хотя гособвинение просило стандартные два месяца", - рассказывает адвокат Комлев.
Источник фото: facebook.com/solopravo
Согласно его сведениям, помимо этой девушки - руководителя турфирмы, в первые же дни после инцидента на Теремках силовики задержали еще с полдюжины человек. Всех их "пристегивают" к самоподрыву Ломако в качестве вероятных пособников терроризма в Киеве.
"Это второй гражданин Киргизии, затем человек, который продал им Daewoo Lanos, страховой агент, который оформлял автогражданку и даже пассажир, ехавший с киргизами в одном купе поезда! Понимаете всю абсурдность ситуации? На голубом глазу пишут в материалах дела, что все эти люди умели преступный умысел, и помогали этим киргизам в подготовке теракта. Мол, они были подосланы ФСБшниками или кем-то там из России", - поясняет нестыковки дела Комлев.
По информации "Страны", суммарно к началу текущей недели по делу о якобы подготовке теракта против офицера ГУР Минобороны, под арест поместили уже четырех человек. Двоих из них нам удалось идентифицировать - это сотрудница турфирмы и 50-летний житель Харькова.
Адвокат последнего Александр Шадрин так комментирует "Стране" историю с якобы причастностью его клиента к громкому делу.
"Похватали людей без разбора, за обычные бытовые сделки привлекают их теперь как пособников терроризму... Люди из военной прокуратуры ввалились на обыски без разрешений судов, необоснованно применяли силу и требовали, чтобы все признались в том, что являются "агентами Кремля", - рассказывает защитник.
На своей странице в Facebook Шадрин опубликовал серию фотографий побоев, которые были нанесены его клиенту, а также пожилой матери этого мужчины.
Травмы, которые нанесли силовики в ходе задержания одному из подозреваемых по делу о подрыве машины на Теремках и его матери, источник фото: facebook.com/shadrin.sasha
При этом, невзирая на пачку задержаний и арестов, сами же сотрудники "военки" не под запись признаются - все эти действия ни на йоту не приблизили следствие к пониманию сути и мотивов событий на парковке у супермаркета "Ашан" ночью 4 апреля.
"Забросали Печерский суд ходатайствами, закрыли четверых, но это все как мертвому припарки. Пока во всей этой истории нет абсолютно никакой ясности. Считаем, что правильным было это все квалифицировать по статье о покушении на убийство, и от этого разматывать детали. Но так как в ситуацию вмешался политический аспект, теперь мы все делаем по отмашке сверху. И, естественно, что никто там не захочет разбираться, что же в действительности произошло. Главное - получить с этого дела висты, и то что это уже происходит, более чем заметно", - говорит собеседник "Страны", близкий к составу следственной группы по делу о самоподрыве киргиза Ломако.