В среду, 29 июня, комитет по вопросам регламента и организации работы Верховной Рады поддержал внесение в парламент представления генерального прокурора Юрия Луценко на снятие неприкосновенности с депутата Александра Онищенко ("Воля народа"). Обвинения в адрес Онищенко на заседания комитета озвучили лично Луценко и специализированный антикоррупционный прокурор Назар Холодницкий. "Страна" отвечает на главные вопросы в деле Онищенко.
1. Регламентный комитет пошел навстречу прокурорам?
И да, и нет. С одной стороны, члены комитета рекомендовали Раде рассмотреть прокурорское представление и решить, снимать ли с Онищенко депутатскую неприкосновенность. С другой стороны, комитет подчеркнул, что парламент не может позволить в случае снятия с Онищенко неприкосновенности сразу же задержать его и арестовать (как хотела бы ГПУ, но запрещает, например, закон о регламенте Рады). Для этого Генпрокуратуре придется подавать в Раду отдельно новые представления, которые также должны будут пройти профильный парламентский комитет. Подчеркиваем: лишение неприкосновенности Онищенко не влечет его мгновенный арест, однако позволяет сделать его подозреваемым по делу и вести против него различные следственные действия (прослушка, обыски, слежка и прочее).
В своем решении комитет указал, что Генпрокуратура уже совершала подобную ошибку, когда вносила представление в отношении народного депутата Игоря Мосийчука (Радикальная партия), что позволило защите парламентария добиться пересмотра решения Рады через суд.
2. В чем конкретно Национальное антикоррупционное бюро обвиняет Онищенко?
Как считает НАБУ, фирмы, негласно управляемые Онищенко, покупали газ у Государственной газодобывающей компании "Укргаздобыча" по заниженной цене, но продавали по рыночной. Разница, по заявлению прокуроров, составила 1 млрд 613 млн 224 тысячи 251 грн. Как утверждает НАБУ, налоги с этих денег заплачены не были. Фирмы, фигурирующих в деле, находились в одном здании с неофициальной приемной народного депутата Онищенко.
3. Что говорит Онищенко по поводу инкриминируемых ему НАБУ обвинений?
Депутат называет их "полным бредом". По его словам, сегодня НАБУ не имеет ни одного дела в суде и хочет на его случае доказать свою профпригодность, сделав из него лично "козла отпущения". Он настаивает, что в 2014 году в отношении предприятий, с которыми его связывают, была проведена налоговая амнистия (то есть какую-то часть налогов они якобы заплатили). Он также говорит, что при нынешних раскладах на газовом рынке речь идет, напротив, об убыточности указанных предприятий, а не суперприбылях, о которых твердит НАБУ. Онищенко подозревает, что у него хотят отобрать бизнес. При этом он подчеркивает, что не собирается бежать от следствия и готов в суде отстаивать свою невиновность.
4. Когда Рада может рассмотреть вопрос Онищенко?
Зависит от спикера Андрея Парубия. В принципе тот уже говорил, что не намерен затягивать ситуацию и надеется, что уже в первый день ближайшей пленарной недели, 5 июля, вопрос Онищенко будет стоять в повестке дня работы Рады. Дело - за депутатами.
5. Хватит ли голосов за снятие неприкосновенности с Онищенко, не говоря уже о разрешении на задержание и арест?
Не секрет, что правящая коалиция из Блока Петра Порошенко и Народного фронта испытывает постоянную нехватку голосов и потому прибегает к помощи союзных фракций и депутатских групп. Однако в случае с Онищенко может отказаться голосовать до сей поры верная президенту группа "Воля народа", в состав которой входит фигурант дела НАБУ. Не исключено, что "взбрыкнет" группа "Видродження", за поддержку которой власти приходится каждый раз договариваться с бизнесменом Игорем Коломойским, ее контролирующем. Тем более, что у Коломойского и "Видродження" есть к президенту и прокуратуре свой вопрос по арестованному Александру Кацубе - сыну депутата от "Видродження" Владимира Кацубы. Под вопросом - будут ли голосовать Батькивщина, которую, кстати, обвиняют с сотрудничестве с Онищенко, и Оппозиционный блок. А вот Самопомощь любит антикоррупционную тему и, возможно, поддержит НАБУ, несмотря на серьезные разногласия с властью. В любом случае работа над сбором голосов предстоит серьезная, и вряд ли власть пойдет на то, чтобы вынести вопрос Онищенко, не будучи уверенной успешности голосования. Репутационные потери команде президента не нужны.