Группа участников Майдана, известных также под названием "еврооптимисты" не смогла запустить общий политический проект. Пока речь идет о двух отдельных партиях со схожей идеологией, в основе которой - декларируемая критика ситуации в стране с либеральных и проевропейских позиций (слабый темп реформ, разгул коррупции и прочее).
При этом одна из них будет развиваться на базе уже существующей партии Демократический альянс и в нее войдут известные депутаты от БПП Сергей Лещенко и Мустафа Найем. К другой, возможно, со временем примкнет глава Одесской области Михаил Саакашвили. В обеих же политических силах не исключают слияния в будущем, но для этого им придется определиться с вопросами лидерства и должности для одесского губернатора. Вопрос лидерства, по сути, и стал главным фактором раскола.
По своим углам
Как предсказывала "Страна", условная группа народного депутата Виктора Чумака (внефракционный), бывших заместителей генерального прокурора Давида Сакварелидзе и Виталия Касько заявила о начале собственного партийного строительства в день Конституции, 28 июня. В заявлении сказано, что группа приступает к созданию структур будущей партии в областях и предлагает присоединяться к этому всем желающим. Как стало известно "Стране", руководителем группы был избран депутат Чумак, однако, как подчеркивают собеседники издания, это не означает, что в будущем именно он станет у руля партии.
Тем более, что именно к этой политической силе может иметь отношение председатель Одесской областной государственной администрации Саакашвили, но лишь косвенное: согласно закону о госслужбе, он, как чиновник высшего ранга, не имеет права состоять в партии и, тем более возглавлять ее. Пока он остается губернатором, говорить о его полноценном участии в жизни политической силы вряд ли стоит. "Я не думаю, что пост главы Одесской ОГА - это венец политической карьеры Михаила Саакашвили", - комментирует "Стране" журналист Владимир Федорин, который сотрудничает с одесским губернатором и входит в группу Чумака и экс-прокуроров. Возможно, ситуация прояснится к сентябрю, когда обещают съезд партии.
Поиск названия для нее еще продолжается. Но идеологией уже выбран правоцентризм. Доходы и расходы партии обещают сделать прозрачными.
При этом, напомним, в последнее время циркулируют слухи о сближении позиций Саакашвили и премьер-министра Владимира Гройсмана. Однако, Виктор Чумак отрицает связь проекта с руководством страны, равно как и с любыми финансово-промышленными группами.
Условная группа народных депутатов-"еврооптимистов" Сергея Лещенко и Мустафы Найема объединила нескольких парламентариев, помимо прочего, с членами гражданской платформы "Нова країна" и партии Демальянс. На базе последней и будет строиться новый политический проект либерального толка с уклоном все в тот же правоцентризм. Лидер Демальянса Василий Гацько пообещал, что партия в ходе перезагрузки получит новую программу, которая должна быть представлена в сентябре. И в этой политической силе будут, по словам Гацько, применятся принципы коллективного лидерства и внутренней конкуренции (то бишь одного вождя не будет). Но каким образом это хотят воплотят в жизнь, участники группы не говорят. Найем пообещал, что программа и устав в новой редакции будут готовы к партсъезду 9 июля. Тогда же должны быть согласованы и варианты по ребрендингу.
С кем будет связана эта политсила?
Сергей Лещенко отрицает участие олигархов в партийном строительстве. В частности, он опроверг курсирующие по политическому рынку слухи о том, что за новым объединением стоит влиятельный бизнесмен и соратник президента Порошенко Константин Григоришин. "Вранье", - кратко прокомментировал он этот слух "Стране". Ранее отвечая на наш вопрос о своих отношениях с Григоришиным, Лещенко сказал "Стране" так: "Я обмениваюсь с Константином Григоришиным информацией на тему коррупционных схем и происходящих процессов в стране, но никакие бизнес-отношения меня с ним не связывают".
"Еврооптимисты" говорят, что финансирование их будущей партии будет идти при помощи механизма фандрайзинга (то есть сбор пожертвований от граждан).
Почему не получилась одна партия
Отвечая на этот вопрос, участники обеих инициативных групп кивают друг на друга. По словам Сергея Лещенко, его группа предлагала построить балансы в системе управления новой партии, чтобы она не превратилась в новый лидерский проект Михаила Саакашвили. "Мы много общались, как не допустить, чтобы партия дала крен на один борт. Говорили о коллегиальном принятии решений, например, выдвижении по три члена президиума от каждой группы, принимавшей участие в создании партии. Однако наши партнеры настаивали на лидерском типе партии, на том, чтобы Саакашвили стал почетным председателем партии. Такие подходы нас не устраивали", - сказал Лещенко "Стране".
Журналист Федорин подтверждает: вопрос лидерства действительно разделил команду с общими политическими взглядами и ценностями. "Мне кажется, есть некоторая проблема инерции (у группы Лещенко и Найема - Прим.Ред.). Лидер несет огромную ответственность за свои решения. Нужно говорить не лидерстве типа Брежнев в КПСС, а - Кэмерон в Консервативной партии Великобритании. Кэмерон решился на референдум и понес за него ответственность", - настаивает Федорин. При этом он соглашается, что в случае внутрипартийного соревнования за лидерскую должность Саакашвили имел бы веские шансы победить.
"Но если бы по честной, прозрачной процедуре победил Мустафа Найем или Сергей Лещенко, то это был бы хороший результат, - говорит Федорин. - Мне кажется, что тут ключевая вещь: нужно согласиться действовать открыто, вступить в борьбу за лидерство - если чувствуешь себя готовым - а далее принимать все последствия успеха или поражения".
Как будут делить электорат
Учитывая идеологическую общность обоих партий Евромайдана, ряд эксперты предрекают им конкуренцию за одного и того же избирателя. "По законам политической логики и электоральной драматургии эти две новые партии будут конкурировать прежде всего между собой, а уж потом противостоять "партиям власти", популистам, старой и новой оппозиции", - написал в своем блоге на "Украинской правде" эксперт Владимир Фесенко, который, по данным "Страны", близок к Администрации президента. Собеседник издания во фракции БПП также считает шансы разъединенных партий собрать серьезный электорат невысокими. "То, что они идут разными колоннами плюс неясный формат участия Саакашвили существенно понижают их шансы, тем более они нацелились на один электорат с Самопомощью, той же партией Анатолия Гриценко (экс-министр обороны, лидер Гражданской позиции - ред.). Они могут повторить путь партии "Реформы и порядок", которая, объединившись с "Порой" и пригласив к себе Виталия Кличко, все равно провалилась на парламентских выборах 2006 года. Против них играет и то, что одна партия отказывается от лидерского типа. А у нас по-прежнему голосуют за лидера, а потом уже за партию", - настаивает собеседник.
Депутат Виктор Чумак, напротив, уверен, что его партия, как и обновленная политсила на базе Демальянса, может рассчитывать на значительную часть электората. "В стране около 40% колеблющихся и не желающих идти на выборы избирателей. Это те, кто разочаровался в Народном фронте и БПП, устал от коррупции и медленных реформ, постоянной "зрады". За них пойдет настоящая борьба", - убеждает Чумак, не исключая дальнейшего объединения с политсилой на базе Демальянса.
В свою очередь Федорин говорит, что по следам последних переговоров решение идти отдельными колоннами было разумным. "Но мне трудно представить, что к ноябрю кто-то серьезный останется за рамками объединенного проекта. Есть такая уверенность", - прогнозирует Федорин.
О желании продолжать диалог с единомышленниками говорят и в группе Лещенко-Найема. С другой стороны, сложно понять, как они будут соединять целые партии, если этого не получилось даже со считанными людьми.
В целом, раскол на две колонны условной "майдановско-либеральной оппозиции" (условной потому, что часть ее представителей имеют непосредственное отношение к действующей власти), в каком-то смысле выгоден Банковой, так как еще больше дробит и дезориентирует избирателей, голосовавших в 2014 году за Порошенко, но ныне в нем разочаровавшихся.
С другой стороны, следует учитывать, что критика со стороны тех же Лещенко и Мустафы для президента куда более опасна, чем со стороны Тимошенко или Ляшко. "Еврооптимисты" наработали себе имидж неких "жрецов-хранителей идей Евромайдана", к которым прислушиваются те, кто в нем участвовал или его поддерживал. А именно на этот электорат рассчитывает Порошенко в своем желании избраться на второй срок (те, кто были против Майдана за него в большинстве свои голосовать, скорее всего, не будут).
Но, возможно, со временем, политтехнологи Администрации президента, вместе со своей армией помощников в соцсетях, найдут противоядие и против Лещенко. Тем более, что ближайшие выборы, по их расчетам, еще не скоро.