На этой неделе Верховная Рада возвращается к пленарной работе. В предварительной повестке дня работы парламента, которую лидеры фракций и руководство комитетов обсуждали на заседании согласительного совета в понедельник, 4 июля, оказались ряд документов, способных посеять раздор в законодательном органе. Один из таких вопросов - привлечение к уголовной ответственности депутата Александра Онищенко, другой - законопроект о так называемой специальной конфискации. Оба связаны друг с другом.
Казус Онищенко
История с народным депутатом Александром Онищенко (Воля народа) получит продолжение уже во вторник, 5 июля. Как проанонсировал на заседании согласительного совета председатель парламента Андрей Парубий, представление Генерального прокурора Юрия Луценко на снятие с Онищенко депутатской неприкосновенности, его задержание и арест откроет пленарное заседание.
"Поскольку регламент предусматривает очень детальное рассмотрение, и мы не можем ни на йоту от него отойти: это и зачитывание полностью обвинительного приговора, и рассмотрение всего вопроса по полной процедуре. И я думаю, будет правильным, что мы с него (вопроса Онищенко - ред.) начнем завтра работу Верховной Рады Украины", - заявил Парубий.
Сам автор представления - генеральный прокурор Юрий Луценко придет в Раду, как сообщила "Стране" его пресс-секретарь Лариса Сарган.
Отметим: генпрокуратура согласилась с рекомендацией комитета по вопросам регламента и организации работы Рады и не будет, как раньше, настаивать на пакетном рассмотрении вопроса Онищенко. Депутаты будут голосовать за каждый пункт представления ГПУ по отдельности (то есть отдельно за снятие неприкосновенности, отдельно за право на задержание и отдельно за арест), что, по мнению главы Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назара Холодницкого, ставит под угрозу привлечь Онищенко к ответственности. "Если по каждому из этих пунктов не проголосуют 226 народных избранников, он (Онищенко - ред.) останется на свободе, и следствие будет вынуждено "по крупицам" собирать доказательства его вины - ред.)", - написал Холодницкий на своей странице в Фейсбуке.
Заместитель главы фракции Блока Петра Порошенко Алексей Гончаренко также допускает сложности с прохождением документа. "Думаю, голоса за снятие неприкосновенности будут в сессионном зале, а вот насчет двух других пунктов не уверен. Наверное, кое-кто из депутатов представляет себя на месте Онищенко, поэтому не хотят идти навстречу Генпрокуратуре во всем", - прокомментировал Гончаренко "Стране".
БПП сегодня, впрочем, уже приняло решение о том, что поддержит все три пункта по Онищенко. Правда, как уточняет нардеп от блока Светлана Залищук, на заседании фракции присутствовало при этом только треть депутатов. "Полная картина будет понятна только завтра в зале", - сказала Залищук.
Большинство других фракций в принципе уже дали понять, как они собираются голосовать. Самопомощь, Народный фронт обещают дать голоса за весь документ. Батькивщина поддержит только снятие депутатской неприкосновенности (в СМИ активно курсируют слухи о тесном сотрудничестве Тимошенко и Онищенко). Представители фракций Оппозиционного блока и Радикальной партии заявили изданию, что будут определяться с поддержкой прокурорского представления на заседании фракции - перед самым началом пленарного дня.
Таким образом, решающими могут стать голоса депутатских групп, что стало обычным делом в последнее время. Сложность (и пикантность) ситуации в том, что Онищенко является влиятельным членом "Воли народа". "В нашей группе звучат разные мнения - от снятия только неприкосновенности с нашего коллеги до отказа от голосования вообще. Решения пока нет", - заверил "Страну" народный депутат Игорь Молоток (Воля народа). В депутатской группе Видродження неофициально говорят, что уже определились: голосовать ни за один пункт по Онищенко не будут.
Итак, хватает ли голосов в Раде по Онищенко?
Нардепа Сергея Лещенко, который активно агитирует за применение к Онищенко самых жестких мер, терзают нехорошие предчувствия. "Мой прогноз: завтра в парламенте будет катастрофа. Проголосуют за согласие на привлечение Онищенко к ответственности, но не дадут голосов за его задержание и арест. А оно (снятие неприкосновенности - ред.) работает только в связке, потому что без разрешения на задержание и арест не существует никакого способа влияния на депутата.Иначе говоря, парламент включит механизм круговой поруки, и Онищенко избежит ответственности", - прогнозирует нардеп.
Давайте попробуем подсчитать. Если взять фракции (БПП, Народный фронт и Самопомощь), которые уже приняли решение поддержать все три пункта по Онищенко, то совокупно их голосов хватает с запасом - 249. Однако, как известно, еще ни разу, все депутаты БПП и НФ единодушно не голосовали. Поэтому, главный вопрос - насколько дисциплинировано проголосуют нардепы этих двух фракций. Если будет обычная недостача в 20-30 "штыков", то Самопомощь и отдельные депутаты из других объединений смогут легко этот недобор перекрыть. Но если саботаж будет более существенный, то тогда критически важным станет привлечение к голосованию хотя бы еще одной группы или фракции. И вот на этом этапе как раз и могут возникнуть проблемы.
Кстати, сам депутат Онищенко спрогнозировал "Стране", что с него таки снимут неприкосновенность, а вот добро на задержание и арест не дадут.
В тоже время, один из влиятельных депутатов сказал "Стране", что голоса, скорее всего, найдутся по всем трем пунктам. "Дотянут", - сказал он.
На что обменяют конфискацию
Сразу несколько собеседников издания в Раде заверили, что договоренности по вопросу Онищенко включают, помимо прочего, голосования за законопроект о гражданской конфискации средств №4811.
Авторство принадлежит группе депутатов, но главным лоббистов документа является заместитель главы фракции Народного фронта Сергей Пашинский. Выступая на заседании согласительного совета, лидер фракции НФ Максим Бурбак заявил, что фракция отказывается голосовать в Раде, пока не будет рассмотрен проект закона о спецконфискации. Правда, как сказал нам первый заместитель главы фракции НФ Андрей Тетерук, для вопросов по Онищенко они готовы сделать исключение - проголосовать за них во вторник с расчетом на то, что в четверг будет принять закон о спецконфискации.
О том, что БПП готов пойти на уступку по этому закону своим партнерам по коалиции, говорит, прежде всего, заявление главы президентской фракции Игоря Грынива. "Сейчас (мы) вышли на согласованный проект, и фракция будет голосовать за данный законопроект. Мы хотели, чтобы комитет Кожемякина (по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности - ред.) рассмотрел этот законопроект в ближайшее время. И будем настаивать на одном: чтобы все средства, полученные от спецкофискации, пошли на финансирование двух программ: это армия и дороги", - заявил Грынив.
В ходе заседания согласительного совета Бурбак призывал фракции Батькивщины и Самопомощи поддержать законопроект. Однако Тимошенко уже дала ясно понять, что ее фракция голосовать не будет. Она обвинила авторов документа в том, что те хотят ввести механизм конфискации частного имущества без разрешения суда, от чего, прежде всего, пострадают, по мнению лидера Батькивщины, представители среднего класса. "Также этот закон легализирует коррупционную схему реализации нефтепродуктов Курченко, которые должны были направить на армию", - рассказала Тимошенко. Кроме того, она говорит о заложенном в законопроекте риске, что ценные бумаги, подлежащие конфискации, будут выкупаться со скидкой, а потом передаваться государству за полную стоимость.
В свою очередь в НФ настаивают, что руководствуются исключительно интересами армии, так как средства, полученные от конфискации активов экс-президента Виктора Януковича и его окружения, пойдут на обеспечение государственного оборонного заказа.
Последняя попытка НФ продвинуть законопроект о спецконфискации провалилась. На заседании 16 июня его даже не смогли внести в повестку дня работы Рады. Теоретически коалиционный дуумвират БПП и НФ может самостоятельно принимать нужные ему законы, однако против этого играет низкая явка, прежде всего, в президентской политсиле. Впрочем, в особых случаях администрации президента удавалось мобилизовать фракцию. Результаты голосований БПП и НФ покажут, действительно ли партнеры по коалиции договорились или же только имитируют договоренности.