1. Что произошло в ночь с пятницы на субботу?
Часть представителей турецкой армии попыталась осуществить военный переворот и свергнуть власть президента Реджепа Эрдогана. В первые часы переворота, военным удалось блокировать государственные учреждения в Анкаре, взять под контроль мосты через Босфор в Стамбуле, захватить здание государственной телерадиокомпании, через которую они зачитали свое обращение. Мятежники заявили, что берут власть на себя, для того, чтобы гарантировать демократический путь развития страны. Эрдогана же они назвали предателем Родины. Они также объявили об аресте гражданского руководства Турции.
Прошли слухи о том, что Эрдоган пытается покинуть страну, но они не подтвердились. Позже сам президент сказал, что новость о перевороте застала его на курорте в Мармарисе. Причем мятежники, если верить Эрдогану, нанесли ракетный удар по отелю, но он успел его покинуть до того.
Сразу после полуночи, президент вышел через приложение FaceTime в эфир одного из телеканалов и объявил о том, что он остается на своем посту и пообещал в краткие сроки подавить мятеж. Он также призвал своих сторонников выходить на улицы.
~
Это сыграло важную роль - тысячи людей в Стамбуле и Анкаре заблокировали движение военных колонн мятежников, внесли в их ряды сумятицу. Одновременно, о своей верности Эрдогану заявили представители полиции, спецслужб и часть военных.
Так, командующий Первой турецкой армией (находится в Стамбуле) назвал мятежников кучкой офицеров, которые не имеют влияние на вооруженные силы.
Всю ночь продолжались столкновения в Анкаре с использованием авиации и вертолетов. Мятежники предприняли попытку штурма президентского дворца и парламента, но атаки были отбиты верными президенту войсками.
2. Можно ли уже говорить о том, что попытка переворота завершилась неудачей?
Пока все идет к тому. Около 4 часов утра Эрдоган приземлился в аэропорту Стамбула и, выступая перед своими соратниками, заявил, что мятеж подавлен, правительство берет ситуацию под свой контроль.
После этого, мятежники начали складывать оружие. Силам правительства удалось освободить из заточения главу Генштаба Турции, которого участники переворота держали под стражей.
~
Начались аресты в армейской среде (по последним данным, арестовано уже почти 3000 военных). Утром в субботу представители мятежников заявили, что продолжают сопротивление, но к настоящему времени все его очаги уже подавлены.
Кроме того, все ведущие страны мира заявили о поддержке легитимной власти Турции.
Однако, аппарат президента Эрдогана уже предупредил граждан, что повторение беспорядков не исключено.
И его прогноз оправдался. Ближе к обеду в субботу появились сообщения, что участники военного переворота удерживают в заложниках командующего ВМС Турции. Кроме того, по данным греческих военных, мятежники также захватили один из фрегатов ВМС Турции на базе в городе Гельджюк.
Также сообщается, что мятежники захватили главнокомандующего ВВС Турции Абидина Унала во время свадьбы дочери его подчиненного. Как пишут турецкие СМИ, прямо на свадьбе приземлились пять вертолетов со сторонниками переворота, которые забрали с собой Унала и других находившихся на празднике офицеров. В данный момент турецкие военные работают над освобождением Унала.
Впрочем, все это больше похоже уже на агонию восстания.
3. Каково число жертв переворота?
Сколько погибло людей - пока точных данных нет. По последним данным Генштаба - только военных и полицейских (с обоих сторон) было убито более 160 человек. Есть данные о жертвах и среди гражданского населения.
В больницах находятся сотни раненных.
4. Кто осуществлял попытку переворота и кто за ним стоит?
Пока это наиболее сложный вопрос.
Официально названы несколько малоизвестных фамилий. Прежде всего, это некто полковник Мухарем Косе, бывший юридический советник генерального штаба Турции, который считается вдохновителем мятежа. Соратниками Косе названы полковник Мехмет Огуз Аккус, майор Эркан Агин и подполковник Доган Уйсал.
~
Временно исполняющий обязанности главы турецкого генштаба Умит Дундар заявил, что они являются служащими военно-воздушных сил Турции. Что, собственно, и объясняет активное использование мятежниками турецких ВВС. Чуть позже, турецкие власти сообщили, что реальным руковолителем переворота является бывший главком ВВС Турции Акын Озтюрк.
Также, по официальной версии, за мятежом стоит известный проповедник (ныне проживающий в США) Фетуллах Гюлен — духовный лидер движения «Хизмет». Это умеренный проевропейский исламист, который поддерживал Эрдогана (который по своей идеологии также умеренный исламист) на первом этапе его политической карьеры. Однако в 2013 году отношения между ними резко ухудшились, так как в ходе массовых акций протеста в 2013 году против Эрдогана, Гюлен фактически поддержал протестующих и осудил Реджепа за их разгон. В 2013 году было арестовано по обвинении в коррупции несколько десятков чиновников, близких к Эрдогану. Последний назвал это провокацией, организованной Гюленом и начал репрессии против его сторонников. Несмотря на это, последних до сих пор много в стране. В том числе, и в силовых структурах. А самого Гюлена большое число турков воспринимают как альтернативу коррумпированному и склонному к авторитаризму режиму Эрдогана.
В ответ последний уже давно обвинял Гюлена в попытках дестабилизировать ситуацию в Турции. На что проповедник отвечал, что у него нет политических планов и он в турецкую политику не вмешивается. Отрицают соратники Гюлена и его причастность к нынешнему мятежу.
В принципе, к этой версии скептически относятся и многие эксперты, так как в устах турецкого президента Гюлен является виновным практически по всем плохом, что происходит в Турции.
~
Тем более, что и без Гюлена есть много сил, которые заинтересованы в смене власти.
В первую очередь, надо сказать, что традиционно у Эрдогана были крайне тяжелые отношения с турецкой армией. Эрдоган, как уже писалось выше, это исламист (пусть и умеренный). А армия турецкая со времен Кемаля Ататюрка считается хранителем светских традиций государства. И вообще представляет собой высшую элиту общества, которая в прошлом уже не раз осуществляла военные перевороты, свергая гражданских руководителей, которые, как казалось военным, вели страну не в правильном направлении. То есть, традиции переворотов у Турции богатые. Правда, за время своего правления, Эрдоган приложил немало усилий, чтобы побороть крамолу в армейской среде. Он осуществил несколько очень масштабных чисток военного командования, которые, судя по нынешнему перевороту, возымели эффект. Высшее командование армии осталось верным президенту. Но, естественно, нельзя исключать, что на уровне второго звена управления, среди генералов и офицеров, остались представители старой военной касты, которые хотели бы вернуть прежнее могущество армии. И именно они и могли стать вдохновителем переворота.
Что касается возможных внешних "возбудителей" мятежа, то они пока себя не проявили. Открытую радость перевороту выразили лишь в Сирии сторонники президента Башара Асада. Но это и понятно - Эрдоган для Асада личный враг.
Остальные страны, включая США, ЕС и Россию высказали в той или иной форме поддержку властям Турции. Хотя, прямо скажем, и не бурную. За время правления, пытаясь реализовать свои амбиции по восстановлению мощи Османской империи, Эрдоган сумел нажить себе врагов по всему периметру границ. Очень тяжелые у него отношения и с ЕС, и с США. С Россией, как мы помним, помирился он буквально пару недель назад. Но и то, непонятно на каких условиях.
Кстати говоря, неожиданное улучшение отношений с Россией сразу же стало одной из первых версий подоплеки переворота. Так как турецкие военные традиционно связаны с НАТО и с США, то звучали предположения, что переворот - это ответный ход американцев в ответ на сближение Эрдогана с Россией. К тому же, первые, хотя и очень осторожные, слова о поддержке легитимной власти, из Вашингтона прозвучали лишь через несколько часов после начала переворота, когда уже стало понятно, что мятеж будет подавлен. Зато, например, явный информационый вброс против Эрдогана о том, что он якобы просит политическое убежище в Германии, осуществила американская частная разведка Stratfor.
~
Кроме того, если развивать эту версию, то есть еще одна сила, которая категорически не заинтересована в примирении Турции и России - это Саудовская Аравия, которая вместе с турками финансирует и вооружает сирийскую оппозицию Башару Асаду. Теоретически ее также можно заподозрить в организации и поддержке переворота.
Но пока никаких четких свидетельств в пользу версии о "возмездии за мир с Путиным" нет.
В конце концов, внутри турецкого общества и без поддержки извне есть много сил недовольных президентом. И это не только военные. Это и часть среднего класса, которым не нравится исламист Эрдоган. Это и бизнес, который из-за конфронтационной внешней политики несет огромные убытки. Это и часть элиты, связанной с военными кругами, которую президент методично оттесняет от финансовых потоков. Это, в конце концов, и радикальные исламисты, для которых Эрдоган такой же враг, как и Запад.
5. Почему переворот не удался?
Главную роль сыграло два фактора. Первый, это то, что, как писалось выше, высшее командование армии мятеж не поддержало (сказались постоянные чистки) и, в итоге, он выродился в некое подобие восстания декабристов в России в 1825 году - отдельные части перешли на сторону мятежа, но их сумели локализовать и разгромить силы госбезопасности и полиции, которые были верны Эрдогану.
Второй фактор - при всех своих недостатках, Эрдоган - харизматичный лидер, у которого много решительных сторонников среди населения. Они и вышли на площади сразу после призыва президента. Столкнувшись с массовым народным движением, армейские части спасовали. Интересно, что, по свидетельству очевидцев, одну из ключевых ролей в мобилизации людей на противостоянию переворота стали исламские муллы, которые призывали народ к сопротивлению в мечетях. То есть, вышедшие на улицы люди не были, как сейчас это пишут некоторые аналитики, абстрактными сторонниками демократии. Это были люди вполне понятных и конкретных убеждений.
Возможно, кстати, часть военного командования и было бы готово поддержать переворот, но увидев, что дело приобретает неудачный для мятежников ход, решило встать под знамена действующей власти.
6. Как дальше будут развиваться события?
Несмотря на отдельные очаги сопротивления, захват заложников и военных кораблей, пока все идет к тому, что Эрдогану удастся очень быстро восстановить полный контроль над страной. СМИ пишут, что участники переворота уже попросили убежище в Греции. Если это правда, то это является концом для них как политиков в Турции, учитывая крайне напряженные отношения между двумя странами.
Во внутренней политике этот будет означать укрепление позиций Эрдогана. Последний теперь наверняка осуществит свое намерения внести изменения в Конституцию для укрепление власти президента. Кроме того, неудавшийся мятеж развяжет ему руки для окончательной зачистки еще сохранившихся военных и околовоенных кланов как в самой армии, так и в бизнесе. Кроме того, сторонники Эрдогана уже предлагают вернуть смертную казнь.
~
Впрочем, это вряд ли приведет к быстрому успокоению ситуации в Турции, которую терзает экономический кризис, внутренний политический раскол по отношению к президенту, у которой на границах уже пять лет идет война, и города которой наводнили сотни тысяч беженцев.
Что будут означать последние события для внешней политики Турции, пока неясно. Однозначно, она станет еще более зависимой от мнения самого Эрдогана о том, что для его страны хорошо, а что плохо, а потому будет еще менее предсказуемой. Впрочем, как минимум, можно прогнозировать продолжение линии на примирение с Москвой. Любопытно, кстати, что мэр Анкары Мелих Гекче заявил: сбивший российский Су-24 пилот принимал участие в мятеже. Это можно расценивать как сигнал России, что она может быть спокойна за сохранение прежнего курса.
А вот с Западом отношения будут переживать непростой период. Уже первые заявления турецких руководителей после путча о том, что страна, приютившая Гюлена (то есть США) не может считаться другом Турции, говорят о многом. А с ЕС вполне могут начаться проблемы на почве расправ с "участниками переворота", под которых подпадает, с точки зрения властей, весьма широкий круг лиц и к которым сейчас применяется жесткое насилие.
7. Как это скажется на отношении с Украиной?
Первым из лиц, которых можно назвать официальными, на события в Турции отреагировал Антон Геращенко, нардеп от "Народного фронта" и советник главы МВД Арсена Авакова. Он дал понять, что ему военный переворот нравится, предположив, что турецким военным не понравилось примирение Эрдогана и Путина. Украинской дипломатии в такой ситуации остается лишь надеяться на то, что в момент публикации данного сообщения в социальной сети, турецкое руководство было слишком занято подавлением мятежа и не заметило пост Геращенко.
Официально же Украина турецкие власти поддержала.
Впрочем, с учетом продолжения курса Анкары на замирение с Россией, вряд ли в турецко-украинских отношениях в ближайшее время ожидаются какие-то прорывы.