1. Отнять и поделить – хочется, но не можется
На заседании Кабинета министров премьер Арсений Яценюк вновь поднял вопрос о необходимости скорее вернуть в казну 1,5 миллиардов долларов, которые предположительно принадлежат бывшему президенту Виктору Януковичу и его семье. На самом деле речь идет о 40 миллиардах гривен, на которые наложен арест в "Ощадбанке". Яценюк хотел бы направить половину этих денег на финансирование армии, остальное направить на социальные нужды. Однако эти намерения никак не реализуются. У премьер-министра сложилось впечатление, что "идет умышленное затягивание процедуры конфискации этих денег". Он также заявил, что его фракция "Народный фронт" будет готова поддержать законодательные инициативы для облегчения процесса конфискации. Между тем, всего неделю назад Верховная Рада в очередной раз облегчила эту процедуру.
Однако не помогает. Просто дело это непосильное для нынешней правоохранительной системы. Ведь на банковских документах нет надписи "Коррупционные доходы Януковича" с подробным разъяснением их происхождения. Там и фамилии такой нет. Все надо скрупулезно расследовать, распутать и доказать в суде. Пару месяцев назад Печерский суд снял арест с имущества бывшего министра экологии Николая Злочевского, вернул ему несколько домов, земельный участок и даже Роллс-Ройс. А суд в Англии закрыл заведенное на чиновника уголовное дело и разблокировал счета на 23 млн долларов. Здесь проблема гораздо крупнее, чем конфискация активов беглых коррупционеров.
Украина входит в эпоху юридических войн – только взаимные претензии с Россией оцениваются в 100 миллиардов долларов. Чтобы успешно воевать на судебных фронтах, нужна армия юристов и бухгалтеров высочайшей международной квалификации. И стоить она будет гораздо больше, чем содержание настоящей армии.
2. Рейтинг Киева. На себя бы посмотрели
Столица Украины признана самым опасным городом Европы. Такой вывод сделало издание Business Insider на основании исследования международной компании Mercer. Итак, Киев – самый опасный, затем идут Белград, Афины, София, Будапешт, Мадрид. В вину нашей столице вменяются общественные беспорядки, конфликт с Россией и кражи имущества. Спору нет, дела с безопасностью и общественным порядком в Киеве складываются не блестяще. Особенно, стараниями различных маргинальных организаций, творящих беспредел под маской патриотов. Сыграли свою роль и европейские медиа, которые постоянно транслируют драматические картинки митингов и демонстраций с улиц Киева.
Между тем, в большинстве крупных городов Европы имеются районы, в которых случайно забредшего прохожего ограбят с вероятностью почти сто процентов. И не только на "цветных" окраинах, но и в самом центре. Самый яркий пример дает Брюссель – столица объединенной Европы НАТО. В районе офисных центров международных структур царит форменное двоевластие. По утрам сюда съезжаются многие тысячи представителей европейской гражданской и натовской военной бюрократии, а по вечерам эту местность оккупирует албанский, арабский и прочий криминалитет. И горе тому чиновнику, который задержится на работе и решит возвращаться домой затемно… Киеву до этих столиц еще далеко. И не каждому рейтингу стоит верить.
3. Рождение аграрной сверхдержавы
Украина и США подписали инвестиционное соглашение о строительстве зернового терминала в порту "Южный" Одесской области на 100 миллионов долларов. По окончании процедуры американский посол Джеффри Пайетт сказал, что Украина должна стать аграрной сверхдержавой, напомнив, что наша страна обладает четвертью мирового фонда черноземов. И действительно, экспорт сельскохозяйственной продукции в прошлом году составил 14,5 миллиарда долларов и впервые подвинул металлургию с первой строчки отраслей, дающих валютные поступления в бюджет. В нынешнем году повторить такой результат не удастся из-за неблагоприятных погодных условий и снижения цен. Но дело даже не в этом. Украина стремительно теряет промышленность, она уже перешла из разряда индустриально-аграрных в число аграрно-индустриальных с очень скорой перспективой стать чисто аграрной страной. Украину можно будет называть в этом смысле супердержавой, но это лишь подчеркнет ее статус аграрно-сырьевого придатка для промышленно развитого мира. Понятно, что один аграрный сектор 45 миллионную страну не вытянет. Для ведения сельского хозяйства по современным технологиям нужно от силы 10% от нынешнего населения страны.
Кроме того, долговая воронка, в которую Украина стремительно вовлекается, и низкая конкурентоспособность национального украинского бизнеса, очень скоро приведут к тому, что получать доход с украинских черноземов станут транснациональные корпорации. Впрочем, это уже происходит – в том числе, в присутствии посла Пайетта и под чутким надзором МВФ. Реформа системы налогообложения в аграрной сфере, начатая с этого года по заветам Фонда как раз и создает благоприятные условия транснационалам, а отечественных аграриев ущемляет. Последним по большей части отменили специальный режим уплаты НДС, изъяв тем самым из оборотных средств миллиарды гривен. Одновременно, дают возмещение по экспорту зерновых, который, в значительной степени, контролируют транснациональные корпорации. При этом, все компании поделены на две группы. Первой группе (где собрали «крупняк») НДС возмещается очень быстро. Второй(где все остальные) – как обычно. Если добавить к этой картине также чрезвычайно дорогие кредиты, получается, что мелкий и средний отечественный аграрный бизнес оказался в жестких тисках. И дальнейшая политика властей не сулит ему ничего хорошего.
4. Одинаково неуместные слова
Уволить спичрайтеров – такие предложения стал получать из медиа и социальных сетей президент Петр Порошенко сразу после вчерашней речи перед выпускниками Национального университета обороны. Он, во-первых, сказал, что высока вероятность возобновления полномасштабной войны на Донбассе. А во-вторых, заявил, что даже при самом оптимистичном сценарии, политическом урегулировании и установлении прочного мира угроза с востока всегда будет актуальной. Комментаторы отмечают, что ровно год назад на таком же мероприятии президент говорил ровно то же самое и такими же словами. Те, кто готовил ему речь, явно схалтурили, не потрудившись даже слова поменять местами.
Впрочем, что же еще главнокомандующий может говорить своим молодым офицерам? Все то же: чтоб держали порох сухим и готовились к отражению супостата. Проблема только в том, что президента слышат не только курсанты, но и вся страна, и даже заграница. В прошлом году его слова прозвучали крайне неуместно, поскольку были произнесены сразу после заключения Минских соглашений. Они были поняты так, что президент Украины в мирный процесс не верит, и он только усиливает воинственную риторику. А нынче эти слова сказаны накануне важной встречи в формате "Нормандской четверки", на которой будет сделана попытка вывести мирный процесс из тупика. Еще один весьма странный сигнал для партнеров. А виноваты во всем спичрайтеры.
5. Пилотный проект для войн XXI века
Эту дату нельзя не отметить: ровно четверть века назад, 24 февраля 1991 года началась наземная операция многонациональных сил во главе с Америкой против Ирака. Поводом послужил захват Ираком Кувейта. Операция длилась четыре дня и привела к разгрому армии Саддама Хусейна и освобождению Кувейта. Эта скоротечная война создала пилотным проектом для многих последующих кампаний, в том числе и той, что происходит сейчас в Сирии. Применение современной авиации и высокоточного оружия привело к тому, что в ходе наступления на поле боя на одного убитого солдата коалиции приходилась одна же уничтоженная дивизия Хусейна. Это была также первая военная кампания на глазах у мировой прессы, ее так и назвали – "телевизионная война".
Натовские пресс-секретари каждый день давали брифинги для сотен журналистов, подробно рассказывая от ходе боевых действий. Они также снабжали медийщиков сделанными с помощью специальных средств телевизионными картинками. Таким образом американцам удалось создать крайне благоприятный для себя и своих союзников информационный фон. Иракский режим предстал как абсолютное зло, а захват Кувейта сравнивался с преступлениями фашизма. Между тем, Ирак и Кувейт были разделены западными державами в процессе деколонизации, и в Багдаде считали такой раздел несправедливым. Такие же проблемы затем стали прорываться наружу по всему Ближнему Востоку, и сегодня это вылилось в войну всех против всех в Сирии. И в угрозу войны мировой.