В распоряжении “Страны” оказалась презентация, подготовленная службой внутреннего аудита НСТУ (Національної суспільної телерадіокомпанії України, в которую входит UA:Перший - Ред.) по поручению Наблюдательного совета НСТУ. В ходе аудита проверялись грантовые проекты НСТУ.
В отчете перечислены нарушения, выявленные аудитором, которые допустила телерадиокомпания в части грантовых проектов.
"Страна" разбиралась, какие претензии предъявляет аудитор НСТУ.
Нет учета
Часть претензий касается политического ток-шоу “Зворотній відлік”.
Согласно отчету, доля которого в период аудита была больше средней доли информационно-развлекательного вещания канала “UA:Перший”. А в данный момент доля шоу ниже средней доли канала.
При этом также отмечается, что по результату анализа расходов, по сравнению с первым сезоном стоимость одного часа уменьшена на 65,5 тысяч гривен, или на 29% от стоимости часа первого сезона шоу. Это результат оптимизации расходов, отмечается в отчете.
Среди недостатков в работе НСТУ указано также отсутствие документов, которые свидетельствуют о результатах выполнения грантового проекта и подтверждают потраченный донором бюджет.
Организационный и финансовый аудит НСТУ показал, что по ряду грантовых проектов телерадиокомпания не выполнила свои обязательства.
“Аудитом установлено невыполнение индикаторов (в грантовом проекте “Медийная программа в Украине”, целевой показатель - 35%) - рекомендованных мероприятий, которые определены дорожной картой в части внедрения функции управления рисками, методологии и внутреннего контроля, систематизации процессов управления процессами, процессов планирования и управленческого учета, внедрение финансовой IT-системы”, - говорится в отчете аудитора.
В ходе аудита, кроме того, было установлено, что филиал UA:Донбас не использовал студию, созданную на грантовые средства, что является нарушением условий грантового договора. Теперь есть риск, что грантодателю придется вернуть часть средств, которые ушли на создание студии.
В другом грантовом проекте, реализованном НСТУ, - “Децентралізація розповідається місцево/Спільно”, - установлены ограничения в доступе исполнителей к расходам на создание телепередачи “Спільно”.
“Трансляция контента в эфире с отображением в отчете объемов собственного производства телепрограмм НСТУ без документов, которые подтверждают передачу контента исполнителем DW”, - сказано в отчете.
Также в отчете отмечено, что Благотворительный фонд, который был создан для поддержки развития общественного вещания, с 10 марта 2020 года находится в состоянии прекращения.
Кроме того, аудитор обращает внимание на пробелы в системе учета и внутреннего контроля НСТУ:
1. Не ведется расчет себестоимости собственного производства НСТУ в разрезе творческих проектов - “Пізно Ввечері шоу”, “Шахтарська зміна”, “Своя земля”, “Обличчя війни”. В результате создается риск искривления справедливой стоимости контента, учитывая, что часть расходов на их создание понесли третьи лица в рамках реализации грантового проекта.
2. Получение от Благотворительного фонда аудиовизуальных произведений с одновременным отображением этого контента в сводном отчете объемов собственного производства телепрограмм НСТУ. Иными словами, контент, полученный от Благотворительного фонда, внесли в собственное прозводство НСТУ.
3. Получение оборудования без своевременного составления ответственными лицами первичных документов и ненадлежащего контроля за приемом товарно-материальных ценностей (несоответствие серийных номеров, отсутствие инвентарных номеров и т.д.).
4. Формирование во время реализации грантового проекта “Агенти громад” первичных документов, содержание которых не соответствует проведенным хозяйственным операциям по передаче имущества (передача и возврат имущества).
5. Получение НСТУ одной универсальной декорации от двух поставщиков - Благотворительного фонда и ТОВ “Театрон”, что указывает на привлечение финансовых ресурсов НСТУ и Благотворительного фонда в проект/программу “Вечірнє шоу з Юрієм Марченком”/“Пізно ввечері шоу”.
В целом за период с 2017 по 2019 год НСТУ реализовывает 39 грантовых проектов на общий бюджет 486 млн 850 тыс. грн (эквивалент на 13.02.2020 г.).
"Аудит "мочит" нас изо всех сил"
Обвинения со стороны аудитора прокомментировал "Стране" глава правления НСТУ Зураб Аласания. В комментарии “Стране” он объяснил, о чем идет речь в отчете.
“Это внутренний аудит, он работает в составе НСТУ. И это, наверное, единственный аудит, который не подсказывает, как нам улучшить работу, а наоборот “мочит” изо всех сил. Я даже удивлен, что аудитор вписал себе это в план, потому что проверять гранты - не наша парафия. Каждый донор сам проводит свой аудит и проверяет, на что уходят средства”, - отметил он.
Что касается проекта “Медийная программа в Украине”, по словам Зураба Аласании, его внедрение затягивается уже шестой год. Но не по вине НСТУ.
“Это проект Евросоюза и еще ряда доноров. Я не жалуюсь на Евросоюз, они молодцы, но процесс затянут. Из 6 млн 250 тысяч евро НСТУ получили только 900 тысяч евро на строительство News House в Киеве. Евросоюз сам распоряжался средствами. И 35% индикаторов, которые мы якобы не выполнили, мы не могли выполнить, так как финансирование не поступало - мы не могли на это влиять. Проект многолетний, и Евросоюз сам распоряжается, когда и что делать. Мы даже структуру расходов ни разу не видели”, - уверяет Аласания.
Он также утверждает, что студия UA:Донбас, о которой идет речь в отчете, не использовалась по вине уже бывшего менеджера этого филиала. “Вот тут я стесняться в выражениях не буду. Гениальный менеджер филиала провернул операцию - вернул арендованные помещения, чем нарушил условия грантового договора. Он уже не руководит этим филиалом. Мы в судебном процессе. Студия есть, и мы возвращаем себе право ею пользоваться”, - сообщил “Стране” Зураб Аласания.
Благотворительный фонд - это общественная организация, которая была создана еще до “Суспильного” - когда НСТУ еще был НТКУ (УТ1), то есть не общественной, а государственной компанией.
“Доноры стояли в очереди, предлагали помочь, но не могли с нами работать, потому что мы были государственной компанией. Им запрещено было помогать государству Украина, а вот фонду - разрешено. На самом деле в фонде работали три человека - директор, бухгалтер и юрист. Зарплатный фонд был 38 тысяч грн на троих. Они помогли нам сделать много проектов. Меня за этот фонд прессуют до сих пор. Говорили, что мы там много денег украли. Были обыски, они тоже касались фонда. И полгода спустя - ничего. Наблюдательный совет нас во всем подозревает. И на этом и было построено мое увольнение, которое было политическим. И мы приняли решение фонд закрыть. Мы теперь уже Общественный вещатель, и грантодатели работают с нами напрямую. Большинство проектов проходит через НСТУ. Фонд уже не работает из-за травли”, - рассказал Аласания.
Дальнейшие претензии Аласания прокомментировал по пунктам.
1. “Себестоимость собственного производства мы пока не имеем возможности просчитать. Отдельные подразделения кое как могут просчитать стоимость проекта, и все. Сейчас создаем систему учета и расчета себестоимости проектов, с января запускаем. Мы еще даже электронный документооборот не ввели”, - сказал Аласания.
2. “Как только мы получаем конечный продукт, я обязан каждую копейку записать как собственное производство. А Благотворительный фонд у себя пишет в отчете, что это их. Мы могли бы записать это совместным производством, но нам это прямо запрещает закон”, - отметил глава правления НСТУ.
3. “В Житомирском филиале получили металлические конструкции для программы, поставили их на учет, но перепутали инвентарные номера. Общая стоимость - 17 тысяч гривен. Мы уже сказали ребятам, что нужно работать внимательнее”, - прокомментировал Зураб Аласания.
4. “Таковы условия договора: по окончанию грантового проекта все закупленное - права, оборудование, - переходит в пользование компании”, - отметил Аласания.
5. “У нас есть цех, который производит декорации, и, возможно, часть декорации мы еще заказали у сторонней компании. Когда это соединили, получилась одна декорация. А в аудите раздули из этого непонятно что”, - сказал Зураб Аласания “Стране”.
Он отметил, что глава службы аудита подчиняется Наблюдательному совету НСТУ, с которым у главы правления конфликт.
"В службе внутреннего аудита ничего не раздули"
Впрочем, Евгений Каленский, вице-президент НТКУ с 2002 по 2017 год, утверждает, что в реализации грантовых проектов НСТУ не все так чисто, как утверждает Аласания.
"За все годы, что Аласания руководит НСТУ, он получал гранты на огромную сумму – от 2,5 до 3 млн евро в год. Это к вопросу о недофинансировании. Дальше. Одно из условий грантодателей – в изготовлении ТВ-продукта должны быть задействованы сотрудники "Суспильного". Так вот за все эти годы практически ни единого сотрудника не было привлечено – всем занимались сторонние компании, "левые" продакшены, которые давали откат Аласании. Я это застал, когда еще работал в НСТУ. И именно из-за этих вещей мы с ним схлестнулись. Сейчас действующие сотрудники НСТУ мне рассказывают, что все это продолжается. Это же и стало одним из пунктов в нарушениях, которые проверяла СБУ в прошлом году, когда были обыски и изъятие документов. В том числе вызывала вопросы деятельность Благотворительного фонда, через который проходили гранты, и который квартировался на одном из этажей НСТУ", - утверждает Каленский.
Бывший сотрудник НСТУ в анонимном комментарии “Стране” тоже говорит, что нарушения в грантовых проектах все-таки были, и связаны они в первую очередь с Благотворительным фондом.
“Не зря же они все-таки закрыли Благотворительный фонд. И вопрос совсем не в статусе НСТУ или НТКУ, государственная это или общественная организация. И тогда, и сейчас финансируется эта институция за счет средств налогоплательщиков через государственный бюджет", – рассказывает источник.
Кроме того, НТКУ имела специальный фонд и отдельный счет в банке. А сейчас НСТУ имеет просто отдельный расчетный счет в банке, через который Аласания и собирается напрямую работать с грантодателями.
"Нельзя утверждать, что в Благотворительном фонде нарушения на нарушениях, но то, что они не работали как положено - понятно. НСТУ - отдельное юридическое лицо, НСТУ у Благотворительного фонда просто учредитель, что и подтверждает Служба внутреннего аудита. Гранты получал Благотворительный фонд, а не НСТУ. Подрядчикам платил именно фонд, а не НСТУ. А на практике грантовыми средствами распоряжалось все же НСТУ без должного учета средств и самого продукта, так было кому-то выгодно и удобно", - добавляет наш собеседник.
"Сам Аласания подтвердил, что за три с лишним года работы, утвердив структуру с множеством департаментов и их руководителями с огромными зарплатами в сравнении с доходами украинцев на данное время, они даже не научились считать себестоимость продукта, даже электронный документооборот не ввели", - акцентирует источник.
По его мнению, в службе внутреннего аудита ничего "не раздули". И грантовые проекты там проверяли и раньше.
"Служба аудита работает на основании положения, которое сам Аласания и утвердил, и однозначно опираясь на документированные факты. Начиная аудит, руководитель службы подает главе НСТУ служебную записку, где четко указывает, какие вопросы будут в программе аудита и какие документы ответственные подразделения НСТУ должны будут подать во внутреннюю службу аудита. После получения документов, изучения определенной ситуации, проведения аудита, выводы предоставляются главе НСТУ и Наблюдательному совету НСТУ. Вопросы использования грантовых и донорских средств выносились на не одно заседание Наблюдательного совета, что зафиксировано в соответствующих протоколах. В выводах как раз выписываются и рекомендации НСТУ, что и в какой последовательности нужно делать, придерживаясь действующего законодательства, что видно из графики", - прокомментировал наш источник.
Другой наш собеседник из числа сотрудников НСТУ обращает внимание на два момента.
1. Второе место по затратам занимают консультанты от грантодателей. По его словам, за этот фронт работ отвечает Евгений Глибовицкий, член набсовета НСТУ.
2. Опять-таки есть вопросы к Благотворительному фонду при НСТУ.
"Фонд - это ландромат (компания по отмыванию денег - Ред.). Правление 3 года ни за что получали з/п 42 тысячи. Это признал Аласания на собрании. В общем, НСТУ - это ландромат грантодателей и грантополучателей", - считает наш источник.