Фонд госимущества объявил новую цену для Одесского припортового завода - флагмана химической промышленности Украины. Стартовая стоимость снижена даже не в два раза, как планировалось ранее, а в более чем в три - с 527 до 150 миллионов долларов. При этом, глава ФГИ Игорь Билоус надеется выручить за завод побольше и считает, что снижение стартовой цены позволит увеличить конкуренцию на приватизационном конкурсе.
Уйдет ли ОПЗ с молотка даже за такую цену, разбиралась "Страна".
Завод, который не продается
"Я верю, что завод может быть продан больше, чем за 300-400 миллионов долларов", – отметил глава ФГИ Игорь Билоус, сообщая о снижении стартовой цены. Впрочем, окончательное решение еще будет принимать Кабинет министров. По прогнозам Билоуса, цена будет определена в диапазоне до 260 миллионов долларов. Эта цифра - это максимальная оценка акционерной стоимости ОПЗ без текущих долгов.
Один из крупнейших производителей аммиака, карбамида и азотных удобрений в мире стоит на "сейле" не первый год. Первый конкурс по приватизации предприятия провели еще в 2009 году. Тогда победила компания "Нортима", подконтрольная группе олигарха Игоря Коломойского "Приват", которая предложила за объект 5 миллиардов гривен. На то время это был эквивалент более чем 600 миллионов долларов. Но результаты конкурса признали недействительными и продажу завода отложили. "Нортима" решила судиться. На сегодня она проиграла суды первой инстанции, то есть велика вероятность, что спор разрешится до очередной попытки приватизации.
Тогда эксперты заявляли: реальная оценочная стоимость ОПЗ не менее миллиарда долларов. Однако в июле нынешнего года Фонд госимущества не нашел покупателя для завода, предложив стартовую цену 527 миллионов долларов.
Раздор в верхах
Летнюю распродажу сопровождал серьезный скандал - НАБУ арестовало двух топ-менеджеров завода Сергея Перелому и Николая Щурикова (губернатор Одесской области Михаил Саакашвили, обвиняет обоих в том, что они перекачивали деньги с ОПЗ в компании близкие к лидерам Народного фронта) по подозрению в растрате 205 миллионов "заводских" гривен.
В НФ тут же обвинили НАБУ и Саакашвили в срыве конкурса из-за этих арестов. Правда в ФГИ сказали, что они не сказались на итогах приватизации.
Впрочем, предприятие все равно лихорадит. Щуриков, например, регулярно сообщает общественности, что завод то частично, то полностью останавливается, а Саакашвили в ответ заявляет, что это саботаж со стороны нынешнего менеджмента, связанного с Народным фронтом.
На днях противостояние достигло точки кипения.
Депутаты от фракции Народный фронт Николай Княжицкий, Павел Пинзеник, Александр Дроздик и народный депутат от Блока Петра Порошенко Дмитрий Голубов совместно подали в Генеральную прокуратуру Украины заявление "о совершении уголовного правонарушения" председателем Одесской обладминистрации Михаилом Саакашвили.
Политики обвиняют губернатора в том, что именно он сорвал первую попытку приватизации Одесского припортового завода, чем нанес убытки Украине. Сам Саакашвили отреагировал такими словами: "клинические идиоты украинской политики держат народ за идиотов".
Более того, он заявил о том, что помимо НФ, коррупционные интересы на Одесском припортовом заводе имеют и влиятельные депутаты от БПП.
"БПП превратилась в такую же организованную криминальную группировку как и "Народный фронт". Я не про всех членов там говорю, но однозначно. На входе при ОПЗ сидит "Народный фронт", на выходе сидит БПП. То есть продукцию продает БПП, это их касса", - сообщил губернатор Саакшвили.
Он не назвал имена, но за него это сделал экс-заместитель генерального прокурора Давид Сакварелидзе. Он сказал, что в обращении нардепов не хватает "подписи двух главных организаторов этой истерической агонии - любимчиков президента: Грановского, гражданская жена которого входит в правление ОПЗ и Кононенко, которые изначально поделились темами с командой Мартыненко и Иванчука на ОПЗ".
Речь идет об Александре Грановском, народном депутате, который, по данным СМИ, неформально курирует судебную систему от имени президента, и народном депутате Игоре Кононенко, которому также приписывают очень тесные связи с Порошенко.
След жены Грановского
О гражданской жене Грановского Сакварелидзе упомянул не случайно. Как стало известно "Стране" из решения Соломенского райсуда Киева, в рамках расследуемого дела по ОПЗ, НАБУ обратилось в суд с ходатайством о разрешении использовать как доказательство в уголовном производстве Viber-переписку из телефона члена правления ОПЗ Ольги Ткаченко, которая ранее была помощницей нардепа Александра Грановского.
По данным детективов НАБУ, Ткаченко якобы лоббировала интересы британской компании Newscope Estates Limited, которая приобрела у ОПЗ карбамид по заниженной цене.
"Эта переписка в Viber может свидетельствовать о причастности должностного лица ОАО "Одесский припортовый завод" к переводу данных денежных средств и их дальнейшую конвертацию в наличные средства", - говорится в обращении НАБУ.
Однако, суд в удовлетворении этого ходатайства отказал.
В решение суда сказано, что в прилагаемых к ходатайству материалах не содержится каких-либо надлежащих доказательств.
Вот прямая цитата решения суда. "Страна" умышленно не стала ее переводить: "у доданих до клопотання матеріалах не міститься будь-яких належних доказів на підтвердження того, що відомості, які свідчать про необхідність запитуваних відомостей для потреб досудового розслідування, та які б доводили суттєве значення цих документів в сукупності з іншими речами і документами кримінального провадження, у зв'язку з яким подається клопотання, для встановлення важливих обставин у кримінальному провадженні та можливість використання як доказів відомостей, що містяться в цих документах (відомостях)".
Дешево и не сердито
Такой расклад вокруг ОПЗ, за контроль над которым вовсю идет межклановая борьба, не оставляет большое выбора для предположений, кто может выступить покупателем предприятия по сниженной более чем в три раза цене. Это кто-либо из близких к нынешней власти предпринимателей, который и сейчас контролируют завод через свой менеджмент (от БПП, от НФ или вскладчину). В принципе, они могли бы и дальше могли его таким же образом контролировать. Но огромная дыра в бюджета, которая образуется в результате провала приватизации ОПЗ, заставляет завод все-таки продать. Пусть и дешево, зато своим людям. Да и собственность - это как-то надежнее, чем управление государственным предприятием.
Саакашвили уже написал на своей странице в Facebook, что цену ОПЗ снизили до минимума, чтобы потом отдать бесплатно какому-нибудь местному олигарху.
"Для этих же целей под надуманным предлогом остановили завод. В такой ситуации приватизировать уже нельзя. Сначала премьеру нужно взять завод под свой контроль, обеспечить возобновление его работы, отогнать от кормушки теперешнее руководство, вывести завод на прибыль и уже тогда вернуться к теме приватизации", - считает губернатор.
Член специальной контрольной комиссии ВР по вопросам приватизации Александр Нечаев в комментарии "Стране" признает: сейчас Одесский припортовый завод продавать нельзя.
"Это будет очень убыточно для государства и не принесет ожидаемых вливаний в госбюджет. Нужно отложить продажу этого великолепного предприятия, а я хорошо знаю менеджмент этого предприятия. Пока Украина не вылезет из той ситуации, в которой она находится, пока мы не пойдем на подъем, продавать ничего нельзя. Потом это предприятие будет стоить минимум в пять раз дороже. А сейчас нынешняя власть банкротит ОПЗ, чтобы они сами себе продали его за бесценок. Этот завод – единственное, наверное, в Украине из стоящих предприятий", - говорит депутат.
ОПЗ перепродадут русским
Кто же те потенциальные инвесторы, которые могут принять участие в торгах? Директор специальных проектов НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев полагает, что иностранные инвесторы не станут сражаться за покупку завода, а потому его за бесценок купят местные олигархи.
"150 миллионов - это стартовая сумма, с которой должны начаться торги. Сомнительно, что найдется какой-то инвестор, который вложится в страну, раздираемую военным конфликтом. Кроме того, зная, как делается бизнес в Украине, сомнительно, что сюда придет надежный инвестор. Деньги любят тишину, а здесь тишину никто не гарантирует. Кому выгодна эту покупка? Выгодна любому потенциальному покупателю - одно дело найти миллиард долларов и другое - найти на порядок меньше. Наверное, речь будет идти о каких-то оффшорных компаниях, которые представляют интересы олигархических лиц в Украине", - считает он.
В свою очередь, президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко пояснил "Стране" свою версию того, что происходит с продажей ОПЗ. По его мнению, из-за специфики продукции завода есть только один вариант, кому нужен и выгоден Одесский припортовый - это российским инвесторам. В силу того, что прямо принять участия в торгах они не могут (это запрещено законом), они могут перекупить завод после приватизации.
"По данным моих источников в ФГИ, завод после приватизации перепродадут русским. Это планировалось сделать еще летом. То есть, близкие к нынешней власти компании купят, а затем перепродадут и на разнице заработают. Но в июле русские сказали, что 527 миллионов долларов - это много. Их потолок - 500. Поэтому конкурс не состоялся. Но сегодня россияне говорят - в мире идет масштабный спад цен на аммиак и карбамид, поэтому мы даем максимум 400 миллионов долларов. Поэтому решили опустить цену на завод ниже 200 миллионов. Это такой национальный бизнес - купить за 200 миллионов и перепродать за 400, а разницей поделиться со всеми. Поэтому сегодня цена продажи завода зависит от цены перепродажи русским. Да, это будет сделка непростая, она состоится не за два дня. Но в итоге через офшоры завод получат русские", - уверен Александо Охрименко.
"Я не верю, что в ближайшее время последуют предложения от российского капитала - все условия будут таковы, чтобы не допустить российские компании, исходя из вопроса политической целесообразности. Но, конечно, это не исключает дальнейшую перепродажу через какое-то время через офшоры", - добавляет Геннадий Рябцев.
Также стоит отметить, что завод серьезно зависит от стабильности функционирования аммиакопровода из Тольятти в Одессу. Россияне уже пригрозила, что будет строить другой аммикапровод - к своим портам на Черном море. Это также может быть одним из аргументов, чтобы потом предприятие скрытно ушло в руки российских компаний.