Несмотря на обещания президента и заверения премьер-министра, что парламент примет обновленный законопроект о спецконфискации, поскольку в бюджет на следующий год уже заложены доходы в размере 10,5 миллиардов гривен от возвращения активов, рассмотрение документа откладывается.
В четверг Верховная Рада с трех попыток не смогла внести этот законопроект в повестку дня на рассмотрение депутатов. И это породило очередную волну слухов о том, что в коалиции наметился раскол.
Что происходит со скандальным законопроектом, разбиралась "Страна".
Под закон попадает каждый
В среду, после презентации в парламенте проекта бюджета на 2017 год министр финансов Александр Данилюк по дороге из Рады не смог отвертеться от расспросов журналистов по ряду статей бюджета. Одним из главнейших вопросов был закон о спецконфискации - сколько заложено в бюджет от него средств, куда пойдут эти деньги.
Данилюк впервые признал, что на некие 1,5 миллиарда долларов, принадлежащие Януковичу (это свыше 40 миллиардов гривен) Минфин даже не надеется. Поэтому в бюджет была заложена цифра в 10,5 миллиардов гривен.
"Будем возвращать по чуть-чуть", - сообщил Данилюк, отвечая на вопрос "Страны".
За счет средств спецконфискации, по словам чиновника, планировалось профинансировать несколько направлений: в частности, потребности армии и сельского хозяйства. В принципе, аналогично звучат и аргументы сторонников принятия документа.
Однако, несмотря на полную уверенность министра, что парламент поддержит правительство в этом вопросе, Верховная Рада сперва дала за включение в повестку дня этого законопроекта 196 голосов, а потом 206, при необходимых 226. Причем не голосовали более 90 депутатов от БПП, хотя накануне в Народном фронте заявляли, что президент дал отмашку на принятие закона.
"Нынешняя редакция закона о спецконфискации нарушает ряд статей Уголовно-процессуального и Гражданского кодексов, а также нормы Конституции", пояснил "Стране" мотивы своего отказа голосовать за рассмотрение этого проекта народный депутат от БПП Сергей Березенко. - Чтобы этот законопроект прошел в зал, он должен быть направлен исключительно против преступлений бывшего президента Виктора Януковича и команды, и на очень конкретную сумму денег".
В нынешнем виде, считает парламентарий, по решению следователей может быть применена процедура спецконфискации до вынесения приговора к кому угодно. А если спустя время будет доказана невиновность человека, но деньги уже изъяты, то никто ничего никому не возвращает.
"Попасть под действия закона в таком виде может каждый", - заявил депутат.
Депутаты боятся, что спецконфискацию используют против них
Однако, вот в чем парадокс. После очередного невключения законопроекта в повестку дня, добивавшаяся этого фракция "Народный фронт" никак не прокомментировала фиаско.
Это выглядело весьма удивительно, особенно на фоне того, что ранее по кулуарам парламента ходили слухи, что "Народный фронт" угрожает выходом из коалиции, если не будет принят этот законопроект.
"Народный фронт по-прежнему на этом настаивает, но уже не может громко шантажировать, потому что даже внутри самой фракции есть адекватные люди, которые не хотят обогащать Пашинского", - сообщил "Стране" депутат от БПП Сергей Каплин, комментируя провал и описывая потенциальную выгоду депутата от "Народного фронта" Сергея Пашинского от принятия этого законопроекта.
Услышав вопрос "Страны", действительно ли "Народный фронт" шантажирует партнеров по коалиции, сам Пашинский заявил, что не станет это комментировать. При этом, он выразил однозначную уверенность, что закон о спецконфискации будет принят на следующей пленарной неделе.
По его мнению, ситуация с идеей спецконфискации радикально поменялась, так как свою поддержку ей высказали президент и премьер-министр. Однако фракция БПП имеет "внутреннюю проблему" депутатской дисциплины, которую она "в состоянии решить".
"Это очень простая ситуация: когда создавался Блок Петра Порошенко, в него влились, в том числе, бывшие депутаты партии УДАР. И вчера эти депутаты не проголосовали. Но я не думаю, что тут есть какая-то большая интрига. Все связано с слабой координацией управления (внутри фракции БПП - Прим.Ред.). Уверяю вас: это не является стратегической проблемой," - сказал "Стране" Пашинский.
Он спрогнозировал, что в первый же пленарный день на следующей парламентской неделе правительственный законопроект будет включен в повестку дня и принят.
Однако, депутат от НФ, близкий к одному из лидеров партии Александру Турчинову не разделяет оптимизма коллеги по фракции. Он считает шансы принятия законопроекта плохими. "Несмотря на все заверения лоббистов, опасения депутатов, что закон применят против них, остаются серьезными. И, думаю, проект так и не будет принят", - сказал нардеп.
Еще один депутат Юрий Береза ("Народный фронт") обращает внимание на то, что в момент голосования не было необходимого количества депутатов коалиции в зале. При чем, по его версии, это не случайность, а следствие скрытой работы противников спецконфискации из числа тех, против кого она направлена.
"На кону - все-таки большие деньги. И юристы Януковича работают, в том числе, в сессионном зале, причем с частью коалиции", - сказал Береза "Стране" и отметил, что пока преждевременно что-то прогнозировать.
Что будет дальше
По словам источника "Страны" в БПП, в нынешнем виде закон о спецконфискации все равно принят не будет. Однако, наш собеседник рассказал о возможных договоренностях, которые объясняют поведение фракции "Народный фронт - им все же дали гарантии, что документ будет принят, хоть и с изменениями, говорит наш собеседник.
По его словам, обсуждается вероятность провести пакетное голосование, в котором одним предметом "пакета" станет законопроект о спецконфискации, который поддадут жесткой редакции, чтобы его нельзя было применять против кого угодно, а только в отношении чиновников предыдущей власти, чья вина в финансовых преступлениях неоспорима. Второй договоренностью из "пакета" станет утверждение во втором чтении еще одного скандального законопроекта - по госслужбе.
Речь идет о законопроекте №4370-1 народного депутата от БПП Артура Герасимова.
По сути этот документ возвращает все полномочия президенту по назначению председателей госадминистраций (губернаторов и глав райадминистраций). Сейчас, согласно ст. 118 Конституции, главы местных госадминистраций назначаются президентом по представлению Кабмина, который подбирает кандидатов на эти должности. Принятый еще в июле в первом чтении законопроект вводит некий конкурс на должности глав госадминистраций, который должна будет осуществлять специально созданная комиссия при Администрации Президента. Противники этого документа отмечают, что таким образом президент узурпирует власть (то есть, он, по сути, и выдвигает кандидатуры, и назначает их).
"Я вполне допускаю, что может быть такой пакет. Так как средства от спецконфискации уже прописали в бюджете, то его принимать придется. Если законопроект о спецконфискации не изменить, то это будет не прыжок через овраг, а прыжок в бездну. Поэтому пойдут по пути меньшего сопротивления, приняв такой пакет, в котором будет то, что устроит и БПП и Народный фронт", - объясняет "Стране" политолог Вадим Карасев.