Судьбу рынка земли отдали в руки Порошенко
Верховная Рада вчера, по сути, подставила правительство. Буквально на днях был опубликован меморандум, подписанный Кабмином и МВФ, на основании которого фонд дал Украине сентябрьский транш и в котором было записано обязательство ввести рынок земли сельхозназначения. Но вчера парламент дружно проголосовал за продление моратория на продажу сельхозземли на 2017 год, чем показал МВФ большой шиш. И, соответственно, дал понять правительству, что о последующих траншах можно забыть.
В этой истории самое интересное в том, что основным инициатором продления моратория стал спикер ВР Парубий. Еще во вторник он встретился с представителями протестовавших аграриев и на этой встрече неожиданно выступил за мораторий. Само по себе это, конечно, правильно, но только фракция "Народного фронта", которую представляет Парубий, – это последняя фракция, которую можно заподозрить в заботе о простом народе, так как именно при их премьере Яценюке было принято большинство антисоциальных законов.
А значит, дело в другом. "Народный фронт" продолжает тактику мелких уколов, наносимых Кабмину, рассчитывая таким образом окончательно обвалить рейтинг проправительственной БПП и, соответственно, попытаться восстановить свой за счет партнеров. Правда, в отношении рейтинга "НФ" тактика не очень работает, но зато эта подковерная борьба иногда все же идет на пользу людям.
К четвергу стало ясно, что Парубий и его "фронтовики" не намерены отказываться от своей идеи, а значит, у моратория есть все шансы быть принятым, и в этом случае БПП рисковал оказаться единственной фракцией, выступившей против него. Так что со вчерашнего утра начались другие игры. Пять фракций бывшей коалиции договорились о том, что мораторий не должен быть ни чьим индивидуальным пиаром, а потому все имевшиеся законопроекты на эту тему сняли с рассмотрения и проголосовали срочно написанный 5123-1, под которым подписались представители всех пяти фракций.
Интересен и еще один момент. После того, как стало ясно, что мораторий будет принят, часть депутатов расслабилась и разошлась. И в результате оказалось, что решающими при голосовании стали именно голоса проправительственной БПП: из 297 голосов 97 дала она, включая голос сына президента. Так что подстава получилась двойная – попробуй теперь объясни МВФ, что БПП просто вскакивала в подножку уходящего поезда, а не организовывала сознательный саботаж меморандума.
Впрочем, есть еще один рубеж – президентское вето. Однако Порошенко поставили перед крайне серьезным выбором. С одной стороны, можно показать себя в глазах МВФ единственным защитником реформ, который пошел даже против своего сына. С другой, вето на меморандум может оказаться той самой искрой, которая подожжет бикфордов шнур народного гнева, куда более серьезного, чем в 2013-м. А опыт того же 2013-го показывает, что в разожженный костер всегда найдутся желающие подбросить дровишек. И Порошенко это понимает как никто другой.
Реформы добрались до образования
Другие вчерашние глобальные решения парламента касались сферы образования. Во-первых, в первом чтении был принят закон об образовании, стержневая идея которого – введение 12-летнего обучения в средней школе. Если кто помнит, его уже один раз вводили – при Ющенко, но при Януковиче по инициативе Табачника отменили. Теперь новая попытка провести реформу.
Хотя сама реформа очень напоминает реформу полиции – много шума, а закончится все чисто формальными изменениями. Никто до сих пор толком не объяснил, зачем нужен лишний год в школе, – кроме того, что так в Европе. На самом же деле даже в нынешней 11-летке качество образования значительно упало по сравнению с советскими десятилетками. И поскольку прослеживается закономерность – чем больше учебы, тем хуже образование, – то от этой реформы вряд ли можно ждать положительных результатов.
Вчера депутаты занялись не только средним, но и высшим образованием. Точнее, его последствиями. Они отменили давно критикуемую норму об обязательной отработке выпускников определенных вузов по направлениям – как правило, в сельской местности.
Такое "крепостничество" действительно выглядело анахронизмом советских времен, однако последствия его отмены могут оказаться весьма плачевными, – ведь вряд ли найдутся способы загнать отучившихся в большом городе учителей или врачей в отдаленную деревню. Хотя, может, это и является целью властей, которые уже давно стараются закрыть маленькие сельские школы и амбулаторные пункты.
"Азов" промарширует в ряды новой партии
Следующая пятница обещает быть знаменательной для националистов. "Азов" вместе с рядом крайне правых организаций проанонсировал на 14 октября – день основания УПА – проведение "марша нации". Причем в анонсе заранее обозначено, что пройдет этот марш под откровенно антивластными лозунгами – против "заворовавшейся власти", "профанации реформ" и "пораженчества" (читай – Минских соглашений).
Помимо марша, в следующую пятницу должно состояться еще одно знаковое событие: вождь "Азова" Билецкий объявил об учредительном съезде партии, которую, понятно, он же и возглавит. Базой для новой партии будет гражданский корпус "Азов", но при этом Билецкий уже сообщил, что название "Азова" в названии партии использоваться не будет.
Момент для создания еще одной крайне правой партии выбран, в общем-то, правильно. "Правый сектор" и "УКРОП" находятся в разобранном состоянии, а "Свобода" для многих крайних националистов является рудиментом отжившей эпохи. Так что шанс у партии Билецкого есть, тем более что ГК "Азов" имеет неплохие финансовые ресурсы.
Однако нельзя исключать, что на этот шаг Билецкий идет вынуждено. Поговаривают, что Аваков в "Азове" сделал ставку на прагматиков (проще говоря, тех, кто пришел за деньгами), постепенно оттесняя на второй план националистов, которых он вполне справедливо считает ненадежной частью личной гвардии. Трения между МВД и идеологической частью "Азова" привели к тому, что в сентябре, по неофициальной информации, полиция устроила облаву на базах ГК "Азов", и последнему даже пришлось снять свою вывеску на здании возле Майдана. Так что создание новой партии может стать официальным "разводом" между Аваковым и Билецким, который вновь вернется к роли самостоятельного вождя, но уже не на харьковском, а на общенациональном уровне.
Радикалы снова взялись за "Интер"
Тем временем еще одни радикалы вчера возобновили атаку на телеканал "Интер". Небольшая их группа явилась вчера вечером к офису телеканала, чтобы потребовать сноса забора, который поставили вокруг здания как раз для защиты от радикалов. Для убедительности они принесли с собой топоры и ножовки, которыми собирались тут же ликвидировать непонравившуюся им "стену", но полиция этого сделать не дала. Правда, для успокоения радикальной группы ей еще и объяснили, что скоро забор снесут на законных основаниях. И они через три дня они пообещали вернуться, чтобы проверить наличие или отсутствие забора.
Понятно, что курьезная история с забором – лишь повод для того, чтобы провести "разведку боем". В последнее время ситуация вокруг "Интера" успокоилась – больше того, телеканал перешел в наступление. Так, вчера суд обязал СБУ расследовать поджог "Интера" как теракт, а руководство ЕС потребовало тщательного расследования.
Понятно, что определенные силы во власти это не устраивает. Но начать новую атаку в лобовую они не могут, рискуя оказаться в одном списке с террористами, поджигавшими здание. Поэтому вчера был заброшен пробный шар, чтобы выяснить, какой будет общественная реакция. А вслед за этим уже стоит ждать большого наступления всеми наличными силами – от парламента до радикалов.
Что увезла Нуланд из Москвы
Из международных событий последних дней самым главным для Украины был визит в Москву помощницы госсекретаря США Нуланд. Проходил он на фоне появившейся в последние дни неофициальной информации о том, что Запад вот-вот усилит давление на украинскую власть, чтобы добиться выполнения Минских соглашений. И действительно, по итогам встречи Нуланд с Сурковым обе стороны опубликовали пресс-релизы с одинаковой сутью – что стороны обговаривали пути выполнения Минских договоренностей. Только пресс-релиз Госдепа был обезличенным, в то время как российский вариант прямо указывал на сторону, которая не выполняет политическую часть "Минска-2" и которую надо заставить это сделать. То есть украинскую власть.
На украинском политикуме пока все эти внешнеполитические маневры никак не отразились – он находится в ожидании того, что может состояться в ближайшие недели. Нуланд по дороге из Москвы в Киев не заскочила, а значит – выдвигать требования будут на более высоком уровне. Возможно, на той самой встрече "нормандской четверки", которую в последние недели анонсирует Олланд.