Процесс по запрету Меджлиса крымскотатарского народа выходит на финальную стадию. Уже неделю в Верховном суде Крыма находится дело о признании Меджлиса экстремистской организацией. Очередное заседание намечено на 17 марта. Какие перспективы и последствия у этой затеи, разбиралась "Страна".
В чем обвиняют Меджлис
Прокуратура Крыма обвиняет представительный орган крымских татар в нарушении статьи 9 Закона "О противодействии экстремистской деятельности". Заявление прокуратуры в суд о запрете Меджлиса уместилось на десяти страницах. Большинство претензий касаются слов и поступков главы Меджлиса Рефата Чубарова - заявления в СМИ о возврате Крыма в Украину и автопробеги с украинской символикой на 71-ю годовщину депортации крымских татар. По российским законам, если организация не опровергла слова руководителя в течение пяти дней, заявление считается таким, которое выражает мнение всей организации. А значит ответственность несет не только Чубаров, но и Меджлис.
3 мая 2014 года, пишет прокуратура, Чубаров организовал акцию при участии 1500 человек на пункте пропуска "Армянск".
"С применением физической силы митингующие вытеснили сотрудников пограничной службы РФ и полиции с пункта пропуска, захватили его и удерживали около пяти часов вплоть до прибытия дополнительных сил правоохранительных органов, - говорится в заявлении. - ... Таким образом от имени Меджлиса и в его интересах с применением насилия была заблокирована работа пограничного пункта пропуска, что является воспрепятствованием законной деятельности государственных органов и согласно ст.1 Федерального закона 114ФЗ признается экстремистской деятельностью".
Экстремизмом прокуратура посчитала продовольственную и энергетическую блокаду Крыма.
Параллельная власть
Впрочем, реальные претензии к Меджлису у России выходят далеко за статьи уголовного кодекса. Представительный орган крымскотатарского народа фактически дублирует административное деление полуострова, де факто представляя собой параллельную вертикаль власти.
"Мы выбираем 250 делегатов Курултая - национального съезда. На Курултае формируется Меджлис в составе 33 членов. 32 из них выбираются рейтинговым голосованием, один - председатель - выбирается тайно, - объясняет замглавы Меджлиса Ильми Умеров, который продолжает жить на полустрове. - По другой системе выборов повсеместно, где живут крымские татары, на территориях, которые повторяют административное деление Крыма, выбираются местные меджлисы. На конференции все члены местных меджлисов формируют региональные меджлисы - это города и районы Крыма. У нас 27 региональных меджлисов, это около 300 местных меджлисов", - добавил Умеров.
Умеров долгое время был связующим звеном между украинской властью и крымскотатарской вертикалью. С 2005 по 2014 год крымский татарин возглавлял Бахчисарайскую райадминистрацию, но после смены флагов на полуострове попрощался с карьерой чиновника.
"Теперь Поклонская хочет признать Меджлис экстремистской организацией, обвинить нас в каком-нибудь терроризме и вынести решение о запрете Меджлиса. Я в полушутливой форме отвечаю, что не она его создавала, не ей его закрывать. Запретить то, чего нет по закону - нельзя. Нет этой структуры де юре. Де факто есть. Мы шутим, что ничего не поменяется, мы как были представительным органом, так и останемся", - сказал Умеров.
По словам Умерова, в России уже есть опыт запрета организаций, не существующих де юре. Так поступили с религиозной общиной Хизб ут-Тахрир, которую Верховный суд РФ в 2003 году признал незаконной. С 2015 года восемь крымских мусульман содержатся под стражей из-за подозрений в связях с Хизб ут-Тахриром. Им инкриминируют ч. 2 ст. 250.5 УК РФ ("Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации"). В самой организации дело считают политически мотивированным.
"Когда к власти в Египте пришли "Братья-мусульмане", внесенные в список террористических организаций наряду с Хизб ут-Тахрир, на вопрос о том, как согласуется его визит в Египет с тем, что власти этой страны, по мнению РФ, являются террористами, министр иностранных дел Лавров заявил: "Мы готовы сотрудничать со всеми политическими силами современного Египта, выступающими за развитие страны". То есть внесение в список неугодных для России организаций основано на политической предвзятости и не более", - заявил "Стране" глава информационного офиса Хизб ут-Тахрир в Украине Фазыл Амзаев.
Запугать, но не закрыть
В свою очередь замглавы Меджлиса Эскандер Бариев считает целью прокуратуры вовсе не запрет представительного органа крымскотатарского народа.
"Эта политика направлена на выдавливание активистов за пределы Крыма и получение определенных рычагов. Это удавка, которую будут постоянно затягивать и держать в напряжении национальные структуры. Они не примут такое решение", - сказал Бариев и добавляет интересный юридический казус. "20 марта 2014 года Верховной Радой Курултай и Меджлис признаны официальными органами. Это тоже самое, если РФ будет запрещать, например, Одесскую обладминистрацию", - сказал Бариев.
Крымский политолог Дмитрий Омельчук считает, что с точки зрения российского законодательства попытка запрета Меджлиса вполне закономерна.
"Организация находится вне правового поля России. С чисто юридической точки зрения запрет понять можно. Но в политическом плане этого не надо делать - это лишнее накаливание страстей. Власти идут на это, чтобы всегда держать членов Меджлиса на крючке. Любое действие может быть истолковано как антигосударственная деятельность со всеми вытекающими последствиями", - уверен Омельчук.
Имущество под арестом
Прототипом Меджлиса в юридической плоскости был фонд "Крым", рассказывает Ильми Умеров. Фактически на него было записано все имущество Меджлиса. После аннексии полуострова в отношении общественной организации возбудили уголовное дело - среди учредителей значился народный депутат Украины Мустафа Джемилев, который в России объявлен персоной нон грата. Все офисы и автомобили, записанные на фонд "Крым", находятся под арестом.
С тех пор заседания Меджлиса проводятся где придется. Сложностей добавляет то, что восемь членов органа находятся на территории материковой Украины без возможности приехать на полуостров.
"Чтобы провести совещание, они собираются где-то в Киеве, мы собираемся в Симферополе, включаем скайп, считаем количество людей. Если набирается кворум - 20 человек - начинаем заседание", - рассказал Умеров.
Фото - "Апостроф"
Попытка договориться
Проблемы у Меджлиса возникли не сразу. Вскоре после аннексии лидеры крымскотатарского движения и российские власти попытались найти общий друг с другом. Именно поэтому в правительстве Аксенова появился Ленур Ислямов, который позже стал известен как куратор продовольственной блокады Крыма.
"Был период, когда аннексия только произошла, когда у нас наивность какая-то была. Мы решили попробовать сотрудничать с новой властью. Мы дали две кандидатуры в правительство: министр по делам национальностей (Заур Смирнов - Ред.) и вице-премьер (Ленур Ислямов), который будет курировать в том числе дела национальностей. Но он проработал всего 28 дней. С этой властью сосуществовать, сотрудничать даже попытаться оказалось очень трудно. Как он сам рассказывает, я не был в команде Аксенова, я там существовал параллельно. А второй, которого мы рекомендовали, сейчас полный ватник, коллаборационист. В народе его считают предателем. Он продолжает работать до сих пор", - рассказал Умеров.
Поводом для увольнения Ислямова с должности вице-премьера послужил отказ ехать на встречу с Владимиром Путиным.
"Путин согласился встретиться с представителями Меджлиса в Сочи. Договорились, что наши приедут. Мы определили две кандидатуры - Рефат Чубаров и муфтий Крыма Эмирали Аблаев. ... Кроме всех накопившихся вопросов должны были поговорить и о запрете на въезд для Мустафы Джемилева. Но кто-то решил, не знаю, сам Путин или в Крыму придумали, состав делегации поменяли: отправили 15 человек вместо двоих, не взяли ни муфтия, ни Чубарова, а взяли людей, которые известны своими предательскими наклонностями. Удобных, угодных, которые раньше уже этим отличались во времена Януковича. Ленур, будучи вице-премьером, не поехал на встречу с президентом (Владимиром Путиным - Ред.). Заявил, мол, если председатель Меджлиса не едет, то и я не поеду. Это послужило непосредственным поводом для его увольнения", - пояснил Умеров.
Что дальше?
Если суд станет на сторону прокуратуры, деятельность Меджлиса в России будет автоматически запрещена, а все имущество передано государству.
Лидеры Меджлиса прогнозируют после этого эмиграции татар на материковую Украину.
"Десятки тысяч крымских татар объявят экстремистами. Крымскотатарский народ начнет выезжать с полуострова, потому что это будет признание того, что любого крымского татарина завтра задержат", - заявил "Стране" заместитель президента Всемирного конгресса крымских татар Ленур Ислямов.
Крымский политолог Дмитрий Омельчук считает, что Россия будет создавать для крымских татар организации-заменители, чтобы контролировать общественную активность. "Уже сейчас часть известных крымских татар сотрудничают с российской властью, тот же Ремзи Ильясов. Из их среды и будут создаваться новые лояльные России движения", - прогнозирует политолог.
В Международной федерации по правам человека и Украинском Хельсинском союзе уже осудили возможный запрет Меджлиса. Но повлияет ли это на позицию России, сказать трудно. Пока можно говорить о затягивании судебной тяжбы.