Данные электоральных настроений, обнародованные разными социологическими группами во вторник, 22 ноября, стали предметом оживленной дискуссии в социальных сетях. Внимание привлекли, прежде всего, расхождения в результатах ведущих политиков страны, а также рейтинги некоторых партий. Социологи называют причиной этому различие в методиках опросов, правда, признавая, что дают только ориентировочную оценку электоральных настроений на момент общения с респондентами, а не предсказывают результат будущих выборов. Для политиков это очень удобно.
Опять Порошенко vs Тимошенко
Больше всего копий было сломано из-за президента Петра Порошенко и лидера партии "Батькивщина" Юлии Тимошенко, которые, согласно всем опубликованным исследованиям, являются наиболее популярными политическими фигурами. Киевский международный институт социологии (КМИС) утверждает, что в случае проведения выборов президента в ближайшее воскресенье, 10,1% респондентов проголосовали бы за Тимошенко, а 8,7% респондентов - за Порошенко. Третьим в исследовании КМИС стал неожиданно для некоторых народный депутат Вадим Рабинович (фракция "Оппозиционный блок", ОБ), чей уровень популярности - 5,5%. Если отобрать голоса тех, кто определился со своим, результат указанных политиков станет еще выше.
При этом соцопрос КМИС предлагал его участникам также сделать выбор между Порошенко и Тимошенко, предположив, что те вышли во второй тур президентских выборов. В этом случае 23,8% респондентов поддержали бы лидера "Батькивщины", а 17% - действующего главу государства. Кстати, партия Рабиновича "За життя" в исследовании КМИС также получила довольно неожиданный уровень поддержки 3,5% (или 8% среди тех, кто определился со своим выбором). Еще один интересный факт: КМИС проверил популярность бывшей партии мэра Киева Виталия Кличко УДАР (официально объединилась с "Блоком Петра Порошенко", БПП) и партия премьер-министра Владимира Гройсмана без названия. Как оказалось, рейтинги УДАР и политсилы главы Кабмина достигают 1%.
Отметим: несмотря на заявления о слиянии УДАР, согласно Государственному реестру партий Министерства юстиции, продолжает существовать. Правда, ее руководителями являются малоизвестные люди. С Владимиром Гройсманом связывают партии "Совесть Украины" и "Винницкая европейская стратегия", которые в разное время добивались большинства мандатов в горсовете Винницы. В парламент нынешнего созыва он баллотировался от БПП, так и не став ее членом. На политическом рынке курсируют слухи, что в окружении Гройсмана раздумывают над созданием собственной политической силы.
Согласно опросу центра социальных исследований "София", 10,1% его участников отдали бы свой голос за Порошенко и столько же - за Тимошенко. 8,6% респондентов готовы проголосовать за сопредседателя фракции ОБ Юрия Бойко.
Исследование Центра Разумкова (ЦР), в свою очередь, говорит, что, если бы в ближайшее воскресенье состоялся первый тур выборов президента, то уровень поддержки Порошенко был 16,2% респондентов (из числа тех, кто пришел бы на избирательные участки), Тимошенко - 11,5%, Бойко - 9,4%.
В чем разница
Генеральный директор КМИС Владимир Паниотто в беседе со "Страной" говорил о том, что в соцопросах его службы и Центра Разумкова рейтинги ведущих партий не сильно разнятся. В отличие от результатов политических тяжеловесов. Разницу Паниотто объясняет отличающимися подходами в исследовании. Если КМИС определяет уровень поддержки по респондентам, определившимся со своим выбором, то ЦР принимает во внимание голоса тех, кто намерен принять участие в выборах (то есть включая тех, кто еще не знает, за кого они намерены проголосовать). Кроме того, в списках потенциальных кандидатов на президентский пост фамилии стоят в разном порядке.
"И при том что у нас отличающиеся списки, во второй тур условных президентских выборов выходят Порошенко и Тимошенко. Иначе говоря, наши данные качественно совпали. Дальше вопрос к Центру Разумкова, почему они не опубликовали итоги второго тура", - сказал Паниотто. Появление в исследовании КСМИ партий Кличко и Гройсмана он объясняет желанием неназываемого заказчика.
Казус Рабиновича
Говоря о личном результате депутата Вадима Рабиновича и рейтинге его партии "За життя", гендиректор КМИС видит поступательный рост этих показателей. Что, в свою очередь, не принимается во внимания нынешними критиками соцопросов. "Люди сопротивляются тому, что не соответствует их ожиданиям", - настаивает Паниотто.
По его мнению, Рабинович со своей политсилой находит поддержку среди бывшего электората Партии регионов. "Определенная часть экс-избирателей Партии регионов испытывают сложные чувства в отношении преемников этой политсилы - "Оппозиционного блока". Переходить в лагерь сторонников, скажем так, оранжевых сил они не будут, поэтому идут к Рабиновичу и Мураеву", - утверждает социолог. На руку этим политикам играет и имеющийся у них довольно серьезный медиа-ресурс. Напомним, внефракционный депутат Евгений Мураев ранее также входил в состав фракции ОБ, однако покинул ее в июне, занявшись вместе с Рабиновичем раскруткой проекта "За життя", где он возглавляет политсовет.
Коллеги Паниотто по социологическому лагерю, в свою очередь, соглашаются, что политик Рабинович обладает определенной харизмой и может привлечь избирателя. "Он, несомненно, пламенный трибун и тем интересен гражданам. За ним следят, его узнают, ему симпатизируют. И он действительно может занимать место в десятке и даже пятерке ведущих политиков", - говорит президент Центра Социальных Исследований "София" Андрей Ермолаев. При этом он сомневается, что партия "За життя" могла добиться того уровня народной поддержки, который позволил бы ей, случись в скором времени, легко преодолеть 5%-й избирательный барьер. "Не нужно путать митинг с партией", - говорит Ермолаев, намекая на проводимые политсилой Рабиновича и Мураева акции перед Национальным банком в Киеве.
А вот народный депутат Александр Черненко (БПП), который ранее возглавлял Комитет избирателей Украины, уверен: соцопросы действительно могли показать довольно высокий рейтинг "За життя". Правда, не факт, что на выборах удастся результат воплотить в жизнь. Черненко напомнил о показателях, что дарили в свое время соцопросы политпроектам вроде Партии озимого поколения или "Украина - вперед!" нынешнего депутата от ОБ Натальи Королевской."На деле получилось, что их избиратель либо не доходил до участков для голосования, или уже в кабинке более ответственно относился к своему выбору. Тоже самое и с Рабиновичем. Фамилия характерная, название партии звучит как тост", - сказал "Стране" Черненко, который также считает, что разность цифр в исследованиях может быть следствием отличающихся анкет.
Статистическая погрешность
Конечно, социологи признают, что реальное голосование может не подтвердить проводимые ими исследования. Во-первых, сохраняющаяся уже давно тенденция в плане высокого количества неопределившихся избирателей. Так, КМИС говорит о 27,7% респондентов (плюс 22,4% тех, кто пока не хочет участвовать в голосовании). ЦР говорит о 17% (18,6%).
Ермолаев говорит, что без известия о предстоящих выборах люди не мотивированы принимать решение "здесь и сейчас". "Многие привыкли ориентироваться на позицию своих партий, которые, в свою очередь, также не ведут сегодня мобилизационную работу", - говорит он. Еще один фактор, что влияет на настроения электората - нежелание избирателей заявлять о своей поддержке политической силы, находящейся в оппозиции или непопулярной в регионе. "Заполнение анкет многими рассматривается как публичная поддержка, даже если это целиком анонимно. Человек думает, что он выразит свое мнение для всех. И предпочитает промолчать, если он - сторонник оппонентов власти или радикальных сил, пополняя так называемый скрытый электорат", - объясняет Ермолаев.
Все это означает, что на выборах возможны сюрпризы, приятные для одних партий и не очень - для других.
Отличия социсследований позволяет политикам крутить ими как вздумается. Как говорит политолог Руслан Бортник, чаще всего к результатам апеллируют в агитационной работе (вот, глядите, как растет наш рейтинг!), при переговорах со спонсорами. Или же когда сводятся политические счеты. "Заметно, что окружение Порошенко враз стало говорить, ссылаясь на данные соцоопросов, что президент идет ноздря в ноздрю с Тимошенко, хотя еще недавно последняя опережала его", - подчеркивает Бортник. Украинская социология же стала заложницей публичных и подковерных политических игр. "Я знаю, что на социологические службы оказывается давление с целью корректировки результатов в ту или иную пользу. А проблема подкупа ушла на второй план. Как итог нашу социологию, к сожалению, нельзя назвать точным инструментом измерения настроений в обществе", - полагает Бортник, не уточняя названий.
Сами же социологи говорят, что общество и политики в частности должны научиться правильно интерпретировать социсследования, а не вешать всех собак за то, что они показали порой нелицеприятную картину мира.