В среде антикоррупционных органов назревает очередной раздрай. Речь идет о резко накалившихся в последнее время отношениях между Национальным антикоррупционным бюро (НАБУ) и Специализированной антикоррупционной прокуратурой (САП), которая, по идее, должна осуществлять надзор за деятельностью НАБУ.
Дело Магуты
По данным наших источников в САП, конфликт зрел давно. Но до последнего момента старались не выносить сор из избы. Впервые не стал молчать главный антикоррупционный прокурор Назар Холодницкий, высказав критику в адрес НАБУ после того как пиарщики Бюро организовали публикации в СМИ с целью "мокнуть" Холодницкого после избрания меры пресечения главе Счетной палаты Роману Магуте.
Напомним для непосвященных - речь идет об обвинениях в незаконном выделении ведомством Магуты служебной двухкомнатной квартиры за более чем 1 млн.грн на некую Марию Шулежко, которая, по данным НАБУ, в улучшении жилищных условий не нуждалась. Это дело с самого начала получило мощный пиар-толчок от генпрокурора Юрия Луценко, который пригласил телевизионщиков на постановочное подписание подозрения Магуте.
Затем так же помпезно с широким освещением в СМИ это подозрение было оглашено и вручено Магуте. Однако, как говорят наши источники в САП, сразу же разошлись мнения процессуального руководителя от прокуратуры и детектива НАБУ по поводу меры пресечения. НАБУ настаивало на аресте, а прокуратура Холодницкого ратовала за домашний арест.
Когда же суд поддержал домашний арест, НАБУ принялось публично поливать прокурорских - дескать, те выбирают слишком мягкую меру пресечения, а потом подозреваемые бегут.
В ответ Холодницкий в одном из интервью заявил что НАБУ хочет всех закрывать как в 37 году потому что так удобно для личного пиара и постоянно "передает какие-то приветы".
Вмешался генеральный прокурор
О новых противоречиях НАБУ и САП стало известно в пятницу, 2 декабря, из уст генпрокурора Юрия Луценко, который заявил прессе, что Бюро просит привлечь к ответственности антикоррупционного прокурора Холодницкого.
НАБУ тут же попыталось парировать удар.
"Национальное антикоррупционное бюро Украины не направляло Генеральному прокурору Украины письмо с просьбой привлечь к ответственности руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры, о чем Юрий Луценко заявил во время прямого эфира на одном из телеканалов", - заявили в пресс-службе НАБУ.
И тут же сами себе возразили, обнародовав жалобу на Холодницкого с, мягко говоря, спорными формулировками - "обязать Холодницкого согласовать подозрения сотрудникам МАУ".
Так, в НАБУ официально сообщили, что в интервью Луценко "вероятно имелась в виду жалоба, подготовленная детективами Бюро в ответ на бездействие прокурора при расследовании так называемого дела МАУ".
Бюро указывает, что "10 ноября этого года детективами НАБУ в порядке, предусмотренном ст. 277 УПК Украины, подготовлено и направлено на утверждение заместителю Генерального прокурора Украины - Руководителю САП сообщение о подозрении руководителю и главному бухгалтеру ЗАО «Авиакомпания« Международные авиалинии Украины", а также экс-главе Государственной авиационной службы Украины в совершении уголовного преступления по завладению средствами Государственного специализированного фонда финансирования общегосударственных расходов на авиационную деятельность в особо крупных размерах, по признакам преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 191 УК Украины.
24 ноября в НАБУ за подписью Холодницкого поступило письмо с отказом в согласовании указанных сообщений о подозрении. Проанализировав письма, детективы Бюро пришли к выводу о несоответствии сделанных суждений и выводов фактическим данным, подтвержденным материалами уголовного производства.
Именно поэтому, в соответствии с требованиями законодательства (ст.ст. 311-312 УПК Украины), в адрес Генпрокурора 25 ноября направлена жалоба о бездеятельности его заместителя - руководителя САП.
В Бюро утверждают "что порядок направления жалобы на бездействие прокурора четко определен положениями действующего УПК Украины, согласно которому жалоба подается прокурору высшего уровня на прокурора, решение, действия или бездействие которого обжалуются.
Так как решение о несогласии сообщений о подозрении принято заместителем генпрокурора - руководителем САП, его бездействие обжаловано в установленном порядке генпрокурору Украины.
В НАБУ убеждены,что генпрокурор должен был разобраться по существу жалобы и принять меры, как того требует закон. А не делать публичное заявление, которое может повредить взаимодействию между НАБУ и САП.
Разошлись пути
По данным наших источников в прокуратуре, конфликт зародился уже давно так как Холодницкий дрейфует к Администрации президента и больше прислушивается к мнению генпрокурора Луценко, которое отражает мнение главы державы.
Сытник же наоборот пытается зарекомендовать себя независимым хотя бы номинально и создать ореол борца за справедливость. Причем, уже не в первый раз.
Стоит вспомнить конфликт с сотрудниками ГПУ на улице Петлюры в Киеве, когда прокуроров спецназ НАБУ уложил лицом в асфальт. Дескать, НАБУ ловит бандитов, а прокуратура отпускает. Это избитый имиджевый прием, который часто применял в бытность главой МВД Юрий Луценко, критикуя тогдашнего генпрокурора Александра Медведько.
Понимая быстротечность процессов в государстве, Сытник все же старается заработать как можно больше имиджевых баллов, чтобы после должности директора НАБУ не остаться без дела и заработав репутацию непримиримого борца с коррупцией, пойти в политику или, если позволит конъюнктура, продвинуться дальше по карьерной лестнице - на должность главы ГПУ или иного силового органа.
Наши источники, близкие к АП, считают что пути руководителей двух антикоррупционных ведомств будут расходиться и дальше.
При этом, конфликт со своими процессуальными руководителями из САП может окончательно свести к нулю эффективность деятельности НАБУ. И без того, отметим, невысокую, в том числе, и из-за постоянных разборок с другими правоохранительными органами и судами. Если же к ним добавится еще и противостояние с САП, то работа детективов Бюро может быть вообще парализована.
Что, кстати, совершенно устраивает Банковую, для которой спайка НАБУ-САП, на которую имели сильное влияние западные структуры, представляет угрозу.
И видимо совсем не случайно Луценко оперативно придал огласке жалобу НАБУ, что еще больше вобьет клин в отношения между двумя антикоррупционными ведомствами. Да и, к тому же, претензии САП к НАБУ добавляют аргументов противникам расширения прав последнего. В частности - права на автономную прослушку.