За два года, которые его сын находится под следствием, Михаил Аброськин, отец экс-беркутовца Павла, изучил едва ли не все материалы дела. Его сына, наравне с четырьмя другими бойцами, обвиняют в расстреле 48 протестующих на Майдане, не обращая внимания на то, что там же полегли и 23 милиционера.
– Сейчас в суде слушают тех, кто получил ранения. В деле есть протоколы их первых допросов, где они рассказывают, что видели 6-7 позиций снайперов и людей в чёрной форме на гостинице "Украина". Но на суде они все говорят обратное, – разводит руками Михаил Аброськин. – Или, скажем, по убитым. Например, человек упал между пятой и шестой полосами "зебры" на пешеходном переходе. Он стоял лицом к барикадам. Слева от него был Октябрьский дворец. Пуля зашла в правое плечо. Значит, откуда стреляли? Или человек стоял лицом к Банковой, а был убит в затылок. И тоже его приписывают "Беркуту". Не говоря уже о том, что на видео четко видно, что в 9.30 утра "Беркут" зашел за бетонную баррикаду, и в 9.43 под прикрытием БТР ушел в сторону Липецкой. И больше их там не было. Кстати, на видео также видно, что между банком "Аркада" и гостиницей "Украина" внизу стоит здание, и его крыша находится на уровне, где были бетонная и снежная баррикады. На видео видно, что в этом здании открыты окна. Не исключено, что стрельба велась и оттуда. Или, скажем, один из пострадавших, передвигаясь, прикрывался стулом от стрельбы. На следственном эксперименте его попросили показать, как он это делал. И четко видно, что он прикрывается стулом от огня, который может идти только со стороны "Украины". Но, конечно, на заседаниях это все игнорируется, и все приписывают "Беркуту". А о том, что на Майдане погибло 23 милиционера, – никто не вспоминает.
Пуля отбила ребро от позвоночника
Больше двух лет дело о сотрудниках правохранительных органов, которые пострадали на Майдане, действительно, не расследовалось. Но в последние недели уходящего года лед, возможно, тронулся.
Генеральная прокуратура начала расследовать обстоятельства, при которых в ходе событий на Евромайдане 18 февраля 2014 года была обнаружена винтовка с оптическим прицелом или "винтовка Пашинского". Тогда, напомним, именно он помог людям с оружием уехать с места преступления.
Тот самый сюжет о винтовке Пашинского
Кроме того, ГПУ начала проверку активистов партии "Братство" и "Правого сектора" на причастность к убийствам правоохранителей во время событий Евромайдана зимы 2013-2014 годов. Хотя о том, что активисты ПС, а также их оружие, фигурировали в деле об убийствах силовиков на Майдане, "Страна" писала еще в феврале.
Правда, начала совсем недавно – 16 декабря. И, видимо, не слишком активно включилась в работу.
– Никого из наших ребят, которые получили там ранения, на допрос не вызывали. Это я знаю точно, – заверил "Страну" один из сотрудников МВД, в прошлом связанный с "Беркутом".
Напомним, как заявлял во время суда Станислав Шуляк, с ноября 2013 года по февраль 2014 года погибли 23 сотрудника милиции и 932 получили ранения. Причем расстреливали якобы из окон гостиниц "Украина" и "Днепр".
Как известно некоторые номера в "Украине" занимали свободовцы, которые теоретически могли пустить к себе стрелков. В "Днепре" весь 6 этаж долгое время был занят "Правым сектором".
Наши источники в прокуратуре говорят, что при генпрокурорах Игоре Махницком и Виталии Яреме вообще не уделяли внимания расследованию убийств правоохранителей.
Тогда нынешний губернатор Закарпатья Геннадий Москаль бил в набат и криком кричал, что вещественные доказательства убийств милиционеров находятся в госпитале МВД и никто их не изымает.
В частности пули, извлеченные из тел убитых милиционеров ржавели в медицинских посудинах госпиталя и в любой день могли попасть на свалку.
И вот, спустя три года, Генпрокуратура озаботилась проверкой активистов партии "Братство", организации "Правый сектор" и приснопамятного "снайпера Пашинского" Петра Барладина на причастность к убийствам правоохранителей во время Евромайдана.
В частности о "Братстве" и "ПС" идет речь в недавних определениях Печерского райсуда от 16 декабря, которые есть в открытом доступе в Едином реестре судебных решений.
Там сказано, что Генпрокуратура расследует убийство 13 сотрудников Внутренних войск Министерства внутренних дел и бойцов спецподразделения "Беркут" 18 - 20 февраля 2014 года.
"На предмет причастности к совершению указанных преступлений проверяются лица из числа членов организации "Правый сектор", которые в период акций протеста и после их окончания занимали 6-й этаж гостиницы "Днепр", откуда они были выселены в январе 2015 года", - сказано в решении суда.
В ходе осмотра гостиницы были изъяты документы ПС, в частности листы бумаги с фамилиями активистов, а также номера мобильных телефонов.
Суд предоставил Генпрокуратуре доступ к информации о звонках с указанных номеров телефонов.
Также решением суда предоставлен доступ к телефонам активистов партии "Братство", из которых сейчас сформировался добробат "Святая Мария", управляемый известным радикалом Дмитрием Корчинским.
Также Генпрокуратура проверяет причастность к этим преступлениям водителя автомобиля "Honda" Петра Барладина, в багажнике которой был обнаружен зачехленный карабин "NorincoCQ-A".
Напомним, что этот автомобиль был 18 февраля 2014 года заблокирован активистами на Институтской, но после вмешательства депутата Верховной Рады Сергея Пашинского был освобожден.
Как вспоминал в своем интервью "Левому берегу" сам Барладин, "Пашинский вмешался в ситуацию на Кловском спуске, когда мою машину заблокировали. Я его знал разве что по телеэфирам. И на Майдане в толпе пересекались. В лицо - может быть он меня узнал, но лично мы знакомы не были и имя-фамилию мою он точно не знал. Подходит Пашинский, посмотрел на оружие, документы мои... Документы пошли по рукам. Пашинский попросил документы, ему дали, он их посмотрел, потом приоткрыл чехол - посмотрел на оружие. Сказал: "Закрывайте багажник, все нормально". Мне велел садиться на заднее сиденье. За руль сел какой-то его человек, сам он - на переднее сидение. И отъехали. Буквально через метров двести остановились, был короткий разговор. Я переволновался, фамилию его перепутал, назвал его Парубием. Для меня это была такая шоковая ситуация. Я попытался объяснить ситуацию, он сказал что-то вроде: "Успокойся, все нормально. Езжай домой". Я спросил про документы. Его помощник сказал, что мои документы в багажнике. Я остановился возле магазина "Поляна" на Кловской, открыл багажник, хотел проверить документы. Увидел, что среди всех моих документов нет разрешения на оружие. Тогда я оставил машину и пошел обратно - попытался его найти. Вдруг валяется где-то или может, кто видел. Но не нашел, вернулся в машину и поехал домой. Чтобы успокоиться, прийти в себя, разобраться с ранениями. Ну, конечно, и завезти оружие. Вечером на Майдан не поехал. Больше активных действий на Майдане я уже не предпринимал. Потому что у меня были серьезные опасения, что кто-то попытается на этом сыграть, и я могу стать просто разменной монетой", - рассказывал два года назад Барладин.
Этот человек, который с его же слов до Майдана занимался полиграфией, а оружием якобы владел на любительском уровне, в 2015 году утверждал, что по его карабину проводилась экспертиза и он давал показания следователям. Мол, ранее претензий не было. Не исключено что тогда проверяли чисто формально,а сейчас более пристально.
НАТОвские пули
Владимир, в прошлом майор "Беркута", недавно уволившийся со службы, обеспечивал лечение многим из ребят.
– В моем полку только пулевых было 30, это не считая ожогов и всего остального. Особенно запомнился один парень, которому пуля попала под бронежилет (а бронежилет был невысокого класса – от колотых и резаных ран), и отбила ребро от позвоночника. Его еле спасли! Очень сложная была операция. Так вот в его случае пуля была очень нестандартная, НАТОвская. Маленькая такая, тонкая, удлиненная, калибром 5,6. Свинцовая в стальной оболочке. Но где теперь эти пули? Может, у самих ребят. Знаю случай, когда врач отдал нашему бойцу пулю: "на, говорит, из тебя достал". То есть, их никто не изымал, экспертиз не проводил. И до сих пор никого из ребят никуда не вызывают, и не опрашивают.
– Все это не более, чем декларации, – характеризует инициативу ГПУ и адвокат экс-беркутовцев Александр Горошинский. – Горбатюк ведь уже заявлял, что "винтовку Пашинского" отрабатывали давно, и из нее никто не убит. А то, что было много сквозных ранений, – ну это уж такое дело... Винтовка, по мнению следствия, ни к чему не причастна. Не говоря уже о том, что так называемый закон об амнистии от 21 февраля 2014 года вообще запрещает вести какое-либо расследование в отношении участников Майдана. В рамках этого закона декриминализировали и диверсию, и захват заложников, и совершение террористического акта, и попытку свержения государственного строя. Поэтому, хотя в открытом доступе есть масса фотографий стрелков с открытыми лицами, – никому подозрение не предъявлено, и ничего не расследуется. Это все сотрясение воздуха.
Винтовка Пашинского могла всплыть из-за торговли оружием
Тем не менее, перефразируя классика, если воздух сотрясают, – значит это кому-нибудь нужно.
Почему после более, чем двух лет бездействия, прокуратура вдруг взялась расследовать убийства милиционеров на Майдане, и к чему это может привести?
– Я думаю, это просто очередная информационная волна в рамках войны всех против всех, – говорит политолог Кость Бондаренко. – В данном случае, не исключено, что это проявление противостояния между группой, связанной с Олегом Гладковским (близкий к президенту человек, заместитель секретаря СНБО - Прим.Ред.), и группой Пашинского, которые не могут поделить торговлю оружием. То есть, идет попытка перераспределить сферы влияния и ослабить позиции Пашинского руками Генпрокуратуры.
Политолог Андрей Золотарев полагает, что планы могут быть и более масштабными, чем просто передел сфер влияния.
– Не исключено, что в основе лежат политические причины. Ни "Правому сектору", ни "Братству" Порошенко ничем не обязан. Наоборот, он прекрасно помнит, кто кричал "а ну-ка, давай-ка, проваливай отсюда", когда он лез на бульдозер на Банковой 1 декабря. И он очень боится услышать эту кричалку вновь под стенами Банковой. Неудивительно, что он время от времени устраивает профилактическую вырубку в среде добробатов. Не говоря уже о том, что все они так или иначе примыкают к "Народному фронту". Послушайте последнее заявление Турчинова: блокада Донбасса, ставка на силовое решение – это заявка на новый политический проект. И как эти планы коррелируются с позицией самого Порошенко? Более того, критиковать президента становится общим трендом, а выступать в его защиту – моветоном. Порошенко не глупый человек, он спинным мозгом чует этот тренд. Поэтому и проводит "профилактику", подвешивая на крючок "радикалов".