Дмитрий Мицкевич
Скандал вокруг провалившегося парада секс-меньшинств во Львове взбудоражил местную общественность. Обещанной правыми радикалами драки не случилось, но и без инцидента не обошлось.
Фестиваль не задался
Активисты нетрадиционной ориентации, напомним, покинули Львов на автобусах под прикрытием полицейских нарядов и градом камней, которыми их забросала группа из сотни ультранационалистов. Досталось и копам.
Ранее суд по запросу мэрии и полиции запретил марш ЛГБТ (лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры) из соображений безопасности. Ультраправые, которые тоже подали заявку на свою акцию в центре города, угрожали физической расправой участникам парада.
Мэр города Андрей Садовой воздержался от комментариев по поводу гей-парада (хотя комментарии представителей мэрии были негативными по отношению к мероприятию) а губернатор Львовщины Олег Синютка заявил, что маршем хотели "дискредитировать" Львов. Против фестиваля ЛГБТ выступила греко-католическая церковь, попросившая мэрия не допустить проведения во Львове скандального мероприятия, мол, это обидит львовян, исповедующих традиционные семейные ценности. Также запретить марш требовали националисты из "Свободы".
Накануне участников фестиваля отказались селить в забронированных номерах отеля: администратор назвали их "извращенцами, которые портят имидж Львова". Активисты поселились в другой гостинице, в которой их позже заблокировали радикалы и откуда людей эвакуировали после сообщения о заминировании и угроз "ультрасов".
Львовяне разделились по гомо-признаку
Первое в истории столицы Галичины шествие представителей гей-сообщества разделило львовян. Причем перевес, судя по комментариям в соцсетях, - на стороне противников парада. Среди многих жителей набожного Львова такое мероприятие вызывает протест.
"Не хочу, чтобы мой сын увидел это позорище. Как я ему объясню, почему дядя одет как тетя?", - говорит львовская домохозяйка Елена Марушкевич. Особенно возмущались, что ЛГБТ-марш собирались провести в первую неделю Великого поста.
"Их в нашей стране никто не преследует, зачем они провоцируют христианский Львов?", - негодует львовянин Виталий Кулиш.
"Истинно христианский Львов, говорите? Со взятками за любой пук? С коррупцией, начиная с роддома и заканчивая кладбищем?", - парирует львовянка Наталя Лапикова.
Часть львовян считает, что марш нельзя было запрещать, а нападение радикалов на участников фестиваля Львов может испортить репутацию всей страны накануне референдума в Нидерландах по поводу Соглашения об Ассоциации с ЕС, который пройдет 6 апреля.
"Тут нестыковка: мы называем Львов европейским «мистом», а ведем себя, как "ватники". Получается, у львовян тоже "духовные скрепы"? Значит, нам ближе ментальность северного соседа, чем европейская? Тут, как в анекдоте, или крестик надо снять, или трусы надеть. Запрет марша, а тем более атака на него, - это не по-львовски, не толерантно", - размышляет львовский программист Иван Соколовский.
Акция против мэра?
В экспертной среде ходят свои версии возможной подоплеки скандала вокруг гей-марша. "За фестивалем может стоять политтехнология – как для очернения Украины перед голландским референдумом, так и для дискредитации мэра Львова Садового, позиционирующего себя как европейского лидера. Это может быть на руку как оппонентам внутри страны, которым не нравятся общенациональные амбиции львовского головы, так и внешним силам", - сказал "Стране" политолог Юрий Черныш.
Действительно, у мэра Львова, к которому до сих пор весьма благоволили и в ЕС, и в США (что вызывало определенную ревность со стороны киевских властей), теперь могут на Западе начаться определенные проблемы. По итогам субботы жесткое заявления сделали правозащитники. Причем обвинили они конкретно львовские городские власти.
"Нападения неизвестных на участников Фестиваля равенства во Львове 19 марта были частично вызваны заявлениями городских властей, - заявила руководитель представительства международной правозащитной организации Amnesty International в Украине Татьяна Мазур. - Со стороны администрации города говорили о нецелесообразности проведения фестиваля, были также очень негативные комментарии от представителей церкви. И как следствие таких заявлений мы увидели проявление насилия со стороны определенных праворадикальных групп. Важно проанализировать заявления городских властей, которые раздавались перед фестивалем, и установить, не поощряли ли они насилие".
Резко негативно о ситуации во Львове отозвался и американский посол Джеффри Пайетт
"Плохая новость, что Фестиваль равенства во Львове не смог состояться из-за насильственных протестов, - написал Пайетт у себя в Twitter. - Проявления нетерпимости во Львове противоречат европейскому будущему, ради которого украинцы так много пожертвовали".
Рука Москвы или попустительство радикалам?
В соцсетях, тем временем, спорят что послужило главной причиной событий во Львове. Часть традиционно видит "руку Москвы".
"Сейчас во Львове мы можем наблюдать, как украинские правые, действующие против ЛГБТ сообщества, пытаются похоронить европейскую перспективу для Украины накануне голландского референдума 6 апреля, - пишет политолог Тарас Березовец. - Своевременные события, как по заказу Кремля. Впрочем, слово "как" здесь лишнее".
Другие же говорят об ответственности власти за попустительство национал-радикалам. "По версии придворных политологов, провокации во Львове организовала Москва с помощью ультраправых, чтобы повлиять на результаты референдума в Нидерландах, - отмечает журналист и путешественник Евгений Ихельзон. - Не стыдно же писать эту чушь. Надо взглянуть правде в глаза: благодаря поддержке нынешних властей, в Украине окрепли нацистские группировки. Они стали силой и угрозой гражданским свободам. Они разгоняют акции коммунистов, акции ЛГБТ, протесты против определённых законопроектов. Их члены инкорпорированы в нацполицию. Это наша собственная зараза".
Также Ихельзон добавляет: "по итогам можно сказать, что дорога в Европу для украинцев лежит через либеральный Киев, а не через консервативный Львов".