Народный депутат Надежда Савченко оказалась в эпицентре очередного скандала после того, как опубликовала на своей странице в Facebook список украинцев, которые находятся в плену за линией разграничения, а также пропавших без вести. После критики со стороны СБУ Савченко отредактировала списки, но не изменила свою позицию.
Помогут ли действия Савченко обмену пленными, разбиралась "Страна".
"Всех на половину"
Имена на обмен растянулись на 30 страницах. 41 человек в плену у самопровозглашенных "республик" (именно это число признают в "ЛДНР"). 121 человек, которых запрашивает украинская сторона.
На другой чаше весов - 524 человека, которых хотя вытребовать "ДНР" и 377 - т.н. "ЛНР". Украина подтверждает 256.
Надежда Савченко говорит, что составляла списки 9 месяцев. Фото: Facebook.com
Не смотря на то, что в этих уравнениях цифры никогда не сойдутся, сама Савченко считает, что при таких раскладах возможен обмен подтвержденных лиц с обеих сторон - 42 на 256 человек.
Мотивами своей публикации депутат называет попытку ускорить и завершить до конца зимы процесс обмена и освобождения украинских заложников, поскольку после этого ни Москва, ни Киев не смогут спекулировать обменом.
Но не только фамилии обнародовала Савченко. Она еще и озвучила порядок этапов обмена.
"Этап первый: осуществляется обмен по спискам, которые подтверждает каждая сторона. Этап второй: из тех, кто остался в списках, разыскиваются по скрытым тюрьмам и подвалам, одной и другой стороной. Этап третий: все, кого найти не удалось, признаются мертвыми или без вести пропавшими", - сообщила она.
В ответ на публикацию нардепа, Служба безопасности Украины раскритиковала Савченко.
Представитель специального центра СБУ по освобождению заложников Юрий Тандит отреагировал на заявление Надежды словами "Я просил Надежду не делать этого".
По его словам, опубликованный Надеждой Савченко список украинцев, которые находятся в плену на Донбассе, является "некорректным" и может повредить родственникам пленников.
"Когда мы с ней говорили, она услышала меня. В списках есть данные наших ребят. Но предварительный анализ указывает, что перечень некорректен", - заявил Юрий Тандит и посетовал, что публикация списков не поможет ускорить освобождение заложников.
"Обычно переговоры проходили эффективно, когда мы не пиарились на этом и не поднимали шума. Решение по обмену принимаются конкретными людьми в России, это не вопрос списков", - отметил Юрий Тандит.
Также он высказал опасение, что после этой публикации мошенники получили персональные данные многих украинских заложников и смогут шантажировать родственников, например, требуя выкупа.
Впрочем, источник близкий к переговорной группе называет другую причину недовольства СБУ. "Савченко впервые опубликовала полные "хотелки" сепаратистов. Там почти 1000 фамилий. Теперь к ним будет приковано всеобщее внимание, вступят в дело правозащитники, международные организации, начнут выяснять кто за что сидит. А многие еще ждут вердикта суда. И такое внимание может сильно ослабить позицию обвинения", - говорит источник.
Кроме того, как уже писала "Страна", люди, арестованные по статьям о терроризме и сепаратизме говорят, что уже существуют конкретные расценки, которые предлагают представители украинских правоохранительных органов, чтобы попасть в списке на обмен. Речь идет о 10 000 долларов. С учетом того, что таких людей сотни, это рынок емкостью в несколько миллионов долларов. И делиться контролем над ним, естественно, никто желанием не горит.
Кстати, на сей раз не нашла понимание Савченко и по ту сторону линии разграничения. Представители сепаратистов заявили, что предложенные Надеждой Савченко пропорции обмена является неприемлемыми. "Интерфакс-Украина" обнародовал позицию одной из донецких чиновниц, которая заявила, что ДНР добивается возврата 527 лиц, удерживаемых Киевом, в обмен на 42 граждан Украины, а не "всех на половину".
Зачем Савченко это сделала?
Само же обнародование списка Савченко вызвало немало вопросов. Прежде всего, где взяла эти фамилии Надежда? Во-вторых, как в списках Савченко оказались "беркутовцы", которые проходят по делу о разгоне Майдана, или бывший мэр Славянска Нелли Штепа. И тех и других трудно назвать сторонниками "ДНР".
Впрочем, главный вопрос - зачем Савченко вообще это сделала - ради освобождения заключенных, выполняя предписания кого-то извне, или, может быть, ради собственного пиара или раскрутки своей общественной платформы РУНА?
"Учитывая склонность СБУ выдавать обмен пленными за персональное достижение, то сейчас весь шум и гам поднялся только из-за того, что Савченко нарушила эту монополию", - говорит в комментарии "Стране" политолог Андрей Золотарев.
По его словам, несмотря на масштабную кампанию по травле Савченко, опубликовав эти списки, она получила поддержку родственников тех, кто долгие месяцы рассчитывает на возвращение своих родных. Теперь они усилят давление на власть, начнут искать поддержки СМИ.
"Есть у политиков такое понятие как медовый месяц - вот ее медовый месяц закончился. Власть валит ее рейтинг, и делает это весьма системно и очень заметно. Еще летом доверие к ней ощущали 35% украинцев, а президентский рейтинг был 10%. Сейчас ее президентский рейтинг - 2%, но поддерживают ее действия 20-25%. Технологическая кампания минусовки рейтинга Савченко базируется на том, что она - агент Кремля. И она действительно вбрасывает в информационное пространство очень противоречивые тезисы, которые на первый взгляд легко объяснить тем, что они диктовались в Кремле. Но если бы у Надежды был ресурс, информационный, то она могла бы донести, что вот она сама по себе такая, это ее позиция, она действительно хочет помочь. Я не представляю, как Надеждой Савченко можно управлять", - считает Андрей Золотарев.
О самодеятельности Савченко с публикацией списков "Стране" также говорят источники, близкие к переговорному процессу.
"Иногда создается ощущение, что Савченко ударилась головой об фюзеляж самолета. Обмену мешает только отсутствие политической воли. Нет жесткого решения "меняем всех на всех". И действия Савченко никак с этим не соотносятся", - говорит "Стране" источник.
"Я отношусь к ее активности, как к проявлению ее личности, - парирует на это политолог Михаил Погребинский. - Книжка Савченко очень помогает понять, что она за человек. Эта ее активность полностью соответствует ее внутренним потребностям. Она была в плену. И избавить других ребят от плена - ее идея-фикс. А фюзеляж самолета, об который ударилась Савченко - это наша Банковая (на улице Банковой расположена Администрация президента, - Прим.Ред.) и Владимирская (на этой улице находится Служба Безопасности Украины, - Прим. Ред.). Савченко видит, что кто-то пристроил своего сына в парламент, а другие дети в Англии учатся, а "там" сидят десятки и сотни хлопцев. И вполне вероятно, что если бы не было Савченко, то на Банковой вообще забыли бы про всех этих ребят".
В свою очередь политолог Вадим Карасев говорит, что на обмен есть все шансы.
"Савченко действует по принципу - все возможно, если есть смелость. Она делает процесс обмена публичным. И если получится обмен, то она покажет еще большую эффективность. А он может получиться, потому что это гуманитарная составляющая минских соглашений, которая подталкивает всю реализацию минского процесса. России накануне президентских выборов 2018 года нужна победа не только в Сирии, но и на Донбассе. Для Украины при любом шаге - ситуация патовая. Поэтому нужно с чего-то начинать, почему бы и не с обмена пленными", - говорит "Стране" Вадим Карасев.
К слову, 11 января Юрий Тандит заявил о том, что украинская сторона готова обменять пленных по формуле 228 на 48. Это уже близко к той формуле, которая предлагала Савченко.