Вчера, 9 февраля, в Старобельском суде начали слушать дело экс-главы фракции Партии регионов Александра Ефремова, которого обвиняют в ряде тяжких преступлений (в том числе и призывам к свержению конституционного строя). Обвинения по таким статьям предполагают только одну меру пресечения - содержание под стражей.
Сам Ефремов называет это политическими преследованиями.
Но вчерашний суд, помимо старта процесса по резонансному делу интересен еще и важным прецедентом - содержащего под стражей человека, выпустили из клетки в зал суда.
Как адвокаты нашли возможность открыть клетку Ефремова
По решению судьи Печерского суда Владимира Карабаня, Ефремов взят под стражу, однако его адвокаты нашли способ добиться освобождения своего клиента из стеклянной клетки хотя бы в зале суда на время судебных слушаний.
До этого Печерский суд лишь однажды в деле экс-премьера Юлии Тимошенко разрешил подсудимой, взятой под стражу, сидеть вне зарешетченного пространства. Но тогда был особый случай и решение было обусловлено политическими мотивами.
Адвокатам Ефремова помогло решение Европейского суда по правам человека в деле "Свинаренко и Сляднев против России", в котором высшая европейская судебная инстанция констатировала, что помещение подсудимых в металлическую клетку во время суда противоречит ст.3 Европейской конвенции, так как у российского суда заранее формировалось убеждение, что они опасны для окружающих.
Жители Магаданской области Свинаренко и Сляднев обвинялись в целом букете общекриминальных преступлений. Свинаренко - в грабеже с применением насилия и незаконном хранении оружия. Сляднев, на момент судебного разбирательства, уже отбывал срок за убийство, совершенное по неосторожности и был обвинен в групповых грабежах в составе банды, вымогательстве, незаконном хранении оружия. Их дела слушались в Магадане с сентября 2003 года по 2009 год и за этот период Свинаренко был оправдан, а Сляднев осужден.
Основной претензией, на которую указывали заявители в объединенном ЕСПЧ деле - была та, что во время судов их содержали в клетке, закрытой с четырех сторон металлической решеткой. Клетка была 255 см в длину, 150 см в ширину и 225 см в высоту с дверным проемом.
Евросуд по правам человека создал прецедент
В постановлении Большой Палаты по делу "Свинаренко и Сляднев против России" от 17 июля 2014 года, Европейский Суд по правам человека установил нарушение п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в связи с чрезмерно длительным рассмотрением уголовного дела в отношении Свинаренко и Сляднева; ст. 3 Конвенции – в связи с содержанием заявителей в зале суда в ходе названного судебного разбирательства в месте, огороженном металлическими прутьями, с перекрытием из проволоки.
ЕСПЧ отклонил доводы российских властей о том, что "содержание заявителей в металлической клетке было направлено на предотвращение возможного побега, пресечение неправомерного поведения подсудимых и защиту от них потерпевших. В ответ на эти утверждения Европейский судо обратил внимание на то, что "не было представлено доказательств наличия угрозы безопасности в судебном заседании, которая оправдывала бы содержание заявителей в металлической клетке, а также того, что суд вообще рассматривал вопрос о наличии такой угрозы и необходимости применения к заявителям соответствующей меры".
В итоге ЕСПЧ признал, что содержание Свинаренко и Сляднева, на обозрении присяжных заседателей и общественности в металлической клетке, на протяжении всего судебного разбирательства (более 2 лет) явилось средством унижения заявителей, что оно подрывало их репутацию и вызывало у них чувство униженности, беспомощности, страха и собственной неполноценности.
Европейский Суд подчеркнул, что "в Российской Федерации применение металлической клетки носит повсеместный характер в отношении всех подсудимых, содержащихся под стражей, без учета их конкретной ситуации, на основании приказов МВД России, которые имеют гриф "для служебного пользования" и не опубликованы".
Свинаренко требовал от правительства РФ 80 тысяч евро в связи с потерей пособия по безработице из-за помещения под стражу. Сляднев требовал 15 тысяч евро и 2 миллиона рублей в связи с потерей дохода из-за длительного тюремного заключения. ЕСПЧ эти требования удовлетворил частично и постановил выплатить обоим по 7,5 тысяч евро.
По пути Ефремова
И хотя Ефремова в Старобельском суде содержали в прозрачной клетке, а не в металлической, как в деле "Свинаренко и Сляднев против России" - все равно суд решил что это нарушение его прав и выпустил на время слушаний, сославшись на практику ЕСПЧ.
Таким образом, Ефремов создал своеобразный прецедент тем, что добился свободы хоть на время нахождения в зале суда. Естественно, он не рядовой узник, что, конечно же учитывалось судом в его родной Луганской области.
Однако теперь у адвокатов появился успешный пример того, что при помощи отсылов к ЕСПЧ можно вызволить своих подзащитных из клетки. И, наверняка, многие этим правом воспользуются.
Ранее "Страна" сообщала, что Александр Ефремов устроил "видеоэкскурсию" по своей камере в СИЗО.
Также мы рассказывали, что Генпрокуратура просит суд продлить содержание Ефремова под стражей.