После Брюсселя: зачем Штайнмайер и Керри прилетели в Москву
Совпадение сроков визитов – ситуация крайне редкая, и обусловлена она, как правило, чрезвычайными ситуациями. Вчера в Москве, не согласовывая свои планы, одновременно оказались и министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер и госсекретарь США (по сути, коллега Штайнмайера) Джон Керри. С обоими, согласно штатному расписанию, встречался глава российского МИД Сергей Лавров. После чего они таки решили встретиться друг с другом.
Чрезвычайная ситуация для Штайнмайера и Керри на сегодняшний день одна и та же – теракты в Брюсселе. Но показательно то, что сразу после терактов оба устремились в Москву.
Повестка дня у немца и американца отличается. Но суть визитов одна и та же. Керри заинтересован в том, чтобы побыстрее покончить с конфликтом в Сирии и включить Россию в антитеррористическую коалицию. Штайнмайер заинтересован в том, чтобы побыстрее покончить с конфликтом на Донбассе и включить Россию в антитеррористическую коалицию.
Нас, естественно, больше интересует повестка дня Штайнмайера. «Требуем срочного прогресса для политического процесса (на Донбассе. – Авт.)», – заявил он в Москве.
Раздражение руководства Германии по поводу невыполнения Минских соглашений как сепаратистами, так и украинской стороной, уже не скрывается. Вчера же прошел слух, что вся история со сменой правительства преподносится президентом на Западе как возможность сдвинуть с мертвой точки реализацию политической части Минских соглашений через принятие необходимых законов (о выборах, об амнистии, об особом статусе). Мол, с Яценюком эти законы принять невозможно. Но насколько этот слух соответствует действительности - пока непонятно.
Порошенко: внутренние маневры на внешнем фоне
Президент вчера озвучил две важных новости. Во-первых, он призвал «старую коалицию» договориться и назначить премьера до 29 марта. Во-вторых, он сообщил, что 30 марта летит в Штаты.
Обе новости знаменательны. Президент впервые назвал коалицию «старой», подразумевая, что она уже не существует. Петр Порошенко впервые назвал срок, к которому необходимо договориться. Правда, он сделал вид, что договариваться должна коалиция, хотя ясно, что договоренность о премьерстве Владимира Гройсмана (другие варианты уже не рассматриваются) может состояться только между ним Арсением Яценюком. И последнему делается предупреждение: если мы не договоримся, я полечу в Штаты, где буду договариваться о новом правительстве без тебя.
Порошенко формально летит в США на саммит по безопасности, но главными, естественно, будут встречи с представителями Госдепа, курирующими Украину. Это знает Яценюк, и это, по мысли президента, должно заставить премьера нервничать. Но, по крайней мере, вчера публично эти нервы заметны не были: Яценюк еще раз повторил свои слова о двух вариантах, которые означают либо сохранение его премьерства, либо коалицию без «Народного фронта» (которая в нынешнем парламенте невозможна).
Однако тема премьера, возможно, не единственная причина, по которой президент летит в США. Не исключено, что он попытается выяснить для себя один вопрос: можно рассчитывать на помощь Вашингтона при сопротивлении давлению со стороны все более настойчивого Берлина относительно выполнения политической части Минских соглашений. Судя по тому, что Керри в последнее время повадился летать в Москву, не заглядывая по дороге в Киев, шансы на положительный ответ не равны, мягко говоря, 100%.
Внешний долг бьет рекорд
Вчера премьер отрапортовал об 1%-м росте ВВП в феврале. И вчера же ему подложило свинью агентство Dragon Capital, которое сообщило, что внешний долг Украины достиг рекордной отметки в $43 млрд. Рапортуя о том, что общий госдолг в расчете на доллары снизился (благодаря росту курса доллара, который уменьшил гривневые долги) и что с частными кредиторами удалось успешно договориться, власть старалась не упоминать неприятные для нее цифры. Но они никуда не делись.
$43 млрд – это, по сегодняшнему курсу, 1,12 триллиона гривен. Или два годовых бюджета страны. Однако печально не только само наращивание долгов, но и то, что они проедаются. В бюджетах 2014-16 годов практически отсутствуют средства на поддержку и стимулирование экономики, и это значит, что рассчитывать на реальный экономический рост не приходится. А значит, свободных средств для погашения долгов не найдется, и гасить их будут за счет нового затягивания поясов украинцам.
Хотел ли Краснов взорвать власть?
Самое громкое публичное заявление вчера сделал глава Службы безопасности Украины Василий Грицак, который сообщил, что задержанный со врывчаткой командир гражданского корпуса «Азов-Крым» Станислав Краснов уже не просто был российским шпионом, но и намеревался взорвать центральный офис СБУ, здания Администрации президента, Кабмина и Верховной Рады.
Все это напоминает 37-й год прошлого века в СССР, когда НКВД раз за разом отчитывалась о разоблачении очередной группы немецких или японских шпионов, готовящих диверсионные акты и убийства вождей. И в данном случае подобными заявлениями могут преследоваться сразу несколько целей.
Во-первых, представив Краснова российским террористом, власть получает возможность его осудить – потому что Краснов как "патриот" из «Азова» сегодня осуждению не подлежит, даже если он задержан с взрывчаткой. Точнее по закону его осудить можно, но общественность не поймет.
Во-вторых, власть получает аргументы для того, чтобы попытаться взять под свой контроль «Азов» – ведь если там среди ответственных руководителей российские шпионы, то что вообще творится внутри?!
И в-третьих, в обществе постепенно пытаются насадить шпиономанию в стиле все тех же 30-х типа «Полон враг коварства и злобы – смотри в оба!».
Правда, если первые две задачи могут быть выполнены, то третья вряд ли будет достигнута. В Украине уже столько раз арестанты превращались в героев, а герои – в арестантов, что никто не верит ни заявлениям правоохранительных органов, ни приговорам судов.
Что касается конкретно Краснова, то, по данным из разных источников, он является типичным представителем породы разочарованных революционеров типа Сашка Билого. Таких много в среде бывших и нынешних добровольцев. Например, таковым был разведчик Правого сектора Лесник, которого спецназ СБУ убил в ноябре прошлого года, тоже, кстати, обвинив (правда, посмертно) в работе на российские спецслужбы.
Такие люди действительно могли замышлять диверсионные акции против нынешней украинской власти (которую они называют "режимом внутренней оккупации"). Правда, вряд ли по заказу иностранных спецслужб. Скорее из ощущения, что революция прошла, война закончилась, а они остались один на один с суровой гражданской действительностью времен экономического кризиса, всеобщей нищеты и коррупции. Естественно, возникает желание ее изменить, которое в зародыше и пресекают власти и спецслужбы, задача которых эту действительность законсервировать.