"Похищение" Гончаренко
Хитом вчерашнего дня оказалась история с похищением нардепа от БПП Гончаренко. Похищением, оказавшимся псевдопохищением, точнее – спецоперацией, разработанной спецслужбами. Правда, до сих пор не ясно, была ли спецоперация действительно разработана с целью обезвредить заказчиков похищения Гончаренко или провокацией, во время которой одесскому депутату и отцу убитого 2 мая 2014 года парня (на фоне трупа которого фотографировался Гончаренко) предложили это похищение сами сотрудники спецслужб. Но, так или иначе, симпатий к народному депутату вся эта история не вызвала.
История с похищением (а первоначально именно о нем сообщили СМИ) с самого начала выглядела сомнительно сразу по нескольким причинам. Во-первых, первым о нем сообщило СМИ, находящееся под контролем Гончаренко. Во-вторых, нелепо прозвучал комментарий генпрокурора, когда похищение только состоялось, а он уже знал, что это сделали сепаратисты с целью пыток. И, наконец, все это выглядело как пиар Гончаренко после его необдуманной акции возле немецкого посольства.
Позже, когда спецслужбы изложили полную версию событий, все более менее встало на свои места. Однако первое впечатление самое сильное, и потому в сознании большинства людей, интересовавшихся этой историей, она останется чем-то наподобие "похищения Булатова". Разве что уши у Гончаренко остались на месте.
Полуратификация ассоциации
Не менее громкой новостью стали вчерашние вечерние сообщения СМИ о том, что парламент Нидерландов ратифицировал соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом. Если бы это оказалось правдой, то речь в таком случае шла о начале полноценного действия ассоциации. Однако громкие заголовки оказались несколько преувеличенными. Поскольку за ассоциацию проголосовала только нижняя палата парламента, а голосование верхней палаты еще впереди.
Впрочем, если говорить о практической стороне вопроса, голландские голосования не меняют ничего. Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС уже действует вполне полноценно – пусть и во временном режиме, но это временный режим, у которого не установлены рамки во времени. Во-вторых, споры о перспективах Украины в Евросоюзе имеют чисто теоретическое значение, потому что нам никто не собирается даже предоставлять статус кандидата (не говоря уже о членстве). Да и сам Евросоюз не настолько крепок, чтобы говорить о его длительных перспективах.
С 1 апреля – новые цены на газ
Кабмин вчера фактически проанонсировал повышение тарифов на газ и отопление в новом отопительном сезоне. В обнародованном вчера постановлении Кабмина об этом прямо не сказано, но ясно читается, как говорится, между строк.
Собственно, постановлением №90 за 21 февраля правительство утвердило то, что пообещало МВФ еще в сентябре, а именно – корректировку цены на газ в случае отклонения рыночных цен от установленных больше, чем на 10%. Уточнено только, что делаться будет это каждые полгода – 1 апреля и 1 октября. То есть, по сути, до нового отопительного сезона нас ждет два повышения цены. И в обоих случаях речь пойдет о повышении.
Когда в мае прошлого года устанавливалась нынешняя цена газа (а следом за ней – цены отопления и горячей воды), контрактная стоимость для Украины находилась едва ли не на нижней отметке после того, как зимой 2016 года мировые цены на нефть достигли дна в 27 долларов за баррель. Кроме того, курс доллара к гривне тогда находился между отметками 24 и 25 гривен.
Сейчас нефть по 57 (рост составил даже не 10%, а более, чем в два раза), а курс доллара вырос почти на 10%. Все это в сумме означает повышение цены газа для Украины не меньше, чем на треть, а цены отопления – не меньше, чем на 20%. Правда, это будут показатели для повышения, которое состоится 1 апреля, но нет оснований надеяться, что к осени цена нефти или курс доллара будут ниже, чем сейчас.
По кому бьет закон против Януковича
Тем временем парламент оперативно отреагировал на призыв Луценко изменить законодательство о заочном осуждении, чтобы покарать Януковича. Вчера депутаты в первом чтении приняли изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, о которых просил генпрокурор.
Самое существенное изменение касается процедуры сообщения о подозрении подозреваемому. Все мы помним прошлогоднюю историю, когда Луценко пытался сообщить о подозрении Януковичу по скайпу в то время, когда скайп в ростовском суде был выключен. Это подпорченное шоу, видимо, и заставило генпрокурора просить о коррективах закона.
Согласно новой версии, для сообщения о подозрении достаточно будет опубликовать его в официальных печатных органах власти. Так что для тех, кто не читает регулярно "Урядовый курьер", могут быть сюрпризы.
При этом сюрпризы усиливаются тем, что сроки досудебного расследования (а значит – возможности содержать подозреваемого в СИЗО без суда) увеличены до полутора лет, а благодаря всевозможным проволочкам могут быть растянуты и еще больше.
А самое главное – все это может коснуться кого угодно, поскольку перечень обвинений, по которым может проводиться заочное расследование и обсуждение, включает весьма размытые статьи Уголовного кодекса.
Во всем этом есть только один положительный момент: закон пока принят только в первом чтении. И есть надежды на то, что депутаты ко второму чтению все-таки исправят закон так, чтобы свести в нем к минимуму нормы, позволяющие заочно осудить любого.
Конец еврокубкового сезона
Вчера футбол вернулся в Украину. Несмотря на исчезновение "Металлиста", украинский сезон начался в Харькове – благодаря "Шахтеру", который выбрал Первую столицу своим базовым городом на весь 2017 год. Поддержка со стороны харьковчан в первом матче не разочаровала – трибуны были заполнены не менее, чем на три четверти, при этом многие болельщики поддерживали "Шахтер" как своих. Тем более что, как и у "Металлиста" трехлетней давности, у сегодняшнего донецкого клуба тон в атаке задавали два хорошо известных Харькове бразильца – Марлос и Тайсон.
Но вот сам харьковский дебют радостным для "Шахтера" не стал. 90 минут горняки сдерживали "Сельту", но получили пенальти в свои ворота уже в добавленные минуты, а в дополнительное время – и второй гол. Так что старт футбольного сезона в Украине одновременно стал и финишем еврокубкового сезона, который уже давно для Украины не заканчивался так рано.