Участники блокады, выступающие против торговли с Россией и неподконтрольными территориями, расширила свою географию. За выходные новый редут, названный в честь первого федерального канцлера ФРГ Конрада Аденауэра, обосновался в Конотопе Сумской области, где днем в воскресенье протестующие вышли на рельсы и остановили первый поезд.
Правда, потом договорились с железнодорожниками, что блокировать поезда не будут, а только установят контроль за грузовыми поездами. Но от контроля до блокады - один шаг. Тем более, что Семен Семенченко уже анонсирует поход и на другие железнодорожные станции на границе с Россией.
К чему приведут все эти действия и для чего они совершаются, разбиралась "Страна".
Два месяца блокады
Еще в конце декабря люди, назвавшиеся ветеранами военных действий на Донбассе, во главе с депутатами Владимиром Парасюком и Семеном Семенченко, начали перекрывать железную дорогу в направлении неподконтрольной территории Донбасса.
Долгое время на блокаду не было никакой реакции со стороны официального Киева. И лишь после того как она распространилась почти на все железнодорожные переходы в зоне АТО, президент и правительство сделали жесткое заявление о недопустимости этих действий, что они угрожают энергетической безопасности государства, а чуть позже СНБО приняло решение навести порядок на транспортных магистралях. Но порядок так и не навели. Глава МВД Арсен Аваков заявил, что у него нет достаточных полномочий, чтобы начать разблокирование путей.
Параллельно развивался другой сюжет. После того, как из-за отсутствия поставок сырья и проблем со сбытом остановились шахты и металлургические заводы на неподконтрольной территории, руководители "ДНР/ЛНР" объявили ультиматум о введении внешнего управления на предприятиях украинской юрисдикции, которые работают в непризнанных республиках, в случае если блокаду не снимут. После того как ультиматум не был выполнен, с 1 марта началось введение внешнего управления. В Донецке говорят, что пока это не национализация, а просто контроль над управлением, но лиха беда начало. Мало кто сомневается, что, если в ближайшее время не будет достигнуто договоренностей, то нынешние собственники полностью лишаться контроля над своими заводами.
Конотопские приключения
Тем временем, участники блокады пригрозили расширять ее географию на все железнодорожные переезды между Украиной и Россией. На выходных они начали претворять эту угрозу в жизнь, заблокировав главную железную дорогу, соединяющую российскую и украинскую столицу, что проходит через Конотоп.
Из-за этого грузовой поезд с углем простоял почти полтора часа на двухколейном перегоне "Вировка - Конотоп", реагировать на ситуацию стали местные власти Сумщины. Спустя несколько часов после появления нового редута на месте событий оказался первый зампредседателя Сумского областного совета Анатолий Ричкаль, заявивший активистам, что в этой географической точке их "акции, мягко говоря, неуместны".
"Мы хорошо понимаем, что подобные акции работают не в интересах Украины, а против нее, - заявил Ричкаль. - Подобные акции - это уже не пиар, не рейтинг, это создание реальной угрозы для города. Сегодняшние события, эти попытки заблокировать железную дорогу и создать реальное напряжение в Конотопе - не имеют ничего общего с ответственной, проукраинской политикой. Поэтому, я думаю, что сейчас не только правоохранители, но и общество Конотопа ясно дали понять этим активистам, что их акции здесь, мягко говоря, неуместны".
Местные правоохранительные органы мигом открыли уголовное дело против блокадников по ч.1 ст 279 УК Украины "Блокирование транспортных коммуникаций". Санкция этой статьи предусматривает штраф от 50 до 150 необлагаемых налогом минимумов, или исправительные работы на срок до 2 лет, или лишение свободы до 3 лет. Спикер областной прокуратуры Наталья Науменко на своей странице Facebook даже сообщила, что на ж/д вокзал начали массово сходиться местные граждане, выступающие против блокады. Да так, что вскоре количество противников блокады в три раза превысило количество блокадников.
Фото: Наталья Науменко/Facebook.com
Спустя 6 часов блокады в Конотопе у "редута им. Конрада Аденауэра" оставалось уже 8 человек, а позднее и "Укрзализниця" отрапортовала, что ситуация с блокированием железной дороги в городе Конотоп урегулирована - с депутатами и участниками блокировки железной дороги достигнуты договоренности. В частности, железнодорожники договорились предоставлять раз в месяц народному депутату - участнику блокировки железной дороги информацию о перевозимых грузах между Украиной и РФ.
Что же касается того, что участники блокады подняли на щит имя Конрада Аденауэра называют, то их противники уже высмеяли этот факт. "Название редута противоречит содержанию. Аденауэр в рекордные сроки восстановил экономику ФРГ. А они экономику Украины в рекордные сроки уничтожат", - пишет блогер Иван Иваненко под сообщениями Сумской прокуратуры в Facebook.
Ситуация с блокадой железнодорожных путей между Россией и Украиной, если она возобновится, может иметь еще более серьезные последствия, чем блокада железных дорог на Донбассе.
Например, основным поставщиком ядерного топлива на украинские атомные электростанции, по-прежнему, остается Россия. И топливо это на наш АЭС поставляется железнодорожным путем. В соответствии с Конвенцией МАГАТЭ о физической защите ядерного материала, время нахождения груза в пути должно быть минимальным, а круг лиц, осведомленных о маршруте и сроках перевозки- максимально ограниченным. Но если у блокадников уже есть практика на полтора часа задерживать грузовые поезда из России, то где гарантия, что завтра не будет остановлен поезд с ядерным топливом?
Или что после блокады ж/д путей, активисты не придут на газораспределительные станции, чтобы заблокировать транзит российского газа в Европу через украинскую ГТС? В "Штабе блокады" по состоянию на вечер воскресенья не смогли ответить на эти вопросы.
"Обустройство редута в Конотопе - это пока что только усиление информационного давления, - говорит "Стране" политический эксперт Руслан Бортник. - Активисты показывают, что в любой момент они могут перекрыть железную дорогу, в это время идут подковерные торги. Вряд ли их попытка заблокировать именно эту точку была бы удачной, потому что там идет слишком много поездов международного сообщения. Но их целью была демонстрация того, на что они способны".
"Украине не видать экономического роста"
Впрочем, влияние участников блокады на ситуацию в Украине уже давно заметили и далеко за пределами нашего государства. В статье издания Bloomberg отмечается, что главным негативным результатом торговой блокады стало введение внешнего управления на украинских предприятиях на неподконтрольной Украине территории.
"Киевский инвестиционный банк Dragon Capital подсчитал, что блокада может стоить ВВП Украины в этом году 0,6 процентных пункта. Это не включает в себя ущерб от захвата предприятий. Если блокада и более или менее полная "национализация" сохранятся до конца 2017 года, Украина получит рост ВВП намного меньше 2,5%, предсказанных Bloomberg", - отмечается в публикации.
Интересно и то, что автор публикации делает вывод, что мало кто за пределами Украины знает, что за все время конфликта на Донбассе эти предприятия платили налоги и учитывались при расчете роста ВВП.
Сами участники блокады категорически отвергают обвинения в том, что это их действия станут причиной для обострения экономической ситуации. А по итогам дня блокады в Конотопе "Штаб блокады торговли с оккупантами" сделал заявление, в котором основные требования активистов - это освобождение военнопленных украинцев и принятие закона о запрете торговли "на крови". Но являются ли эти требования исчерпывающим перечнем?
Блокада как срыв Минска
Опрошенные "Страной" эксперты считают, что перечисленные выше - это задачи "минимум" инициаторов блокады. Также как и создание проблем бизнесу предпринимателя Рината Ахметова, по которому более всего ударила и блокада и "внешнее управление" в "ДНР/ЛНР". Также как и, в целом, расшатывание политической ситуации в стране.
Задача "максимум", которая просматривается все более отчетливо - окончательный срыв минских соглашений.
"У одних идеологов блокады очень простые и прозаичные цели - решить мусорную проблему во Львове, или расширить свое присутствие в правительстве и на прочих высоких должностях. Или спровоцировать досрочные выборы. Но эта блокада является творением не только украинских рук. В ней есть интересы Садового, есть участие Коломойского, но складывается впечатление, что главные заказчики находятся за границей и эти силы в Украине очень влиятельны, - считает Руслан Бортник. - Главный вопрос в связи с этой блокадой - почему не разгоняют. Ведь можно это сделать разными способами - например, если придут другие добровольцы, участники АТО, или люди, работающие на предприятиях, которые могут из-за блокады остановить свою работу. То есть, возможностей масса, но раз не разгоняют, то вероятно, что крыша у этой акции гораздо сильнее, чем Коломойский или Садовой. Ведь какие последствия блокады мы видим? Путин признал паспорта, в "ДНР/ЛНР" вводится внешнее управление, а в России заговорили о возможном признании этих "республик" или даже их присоединение к РФ. Если это случится, то Минск, естественно, умрет и Украине не нужно будет выполнять свои обязательства по особому статусу Донбасса, а Западу - думать над снятием санкций с России".
Политический аналитик Дмитрий Корнейчук в эфире одного из каналов также заявил, что именно желание желание сорвать Минский процесс и стало причиной для бездействия власти в вопросе блокады. "Киев два года не выполнял соглашения, претензии Запада стали уже критичными для Порошенко. Поэтому необходимо было продемонстрировать почему именно Киев не выполняет Минск-2. Блокада продолжалась месяц, в итоге РФ сделала первый шаг к легализации ЛНР-ДНР, признав документы непризнанных республик. С другой стороны, сами республики сделали конкретные шаги по национализации украинских предприятий. Теперь Киев может кивать в сторону Кремля и Донбасса, дескать, "посмотрите, они вышли из Минских договоренностей. Все технологии направлены на то, чтобы Донбасс по собственной инициативе отошел от Украины и Киев мог отказаться от выполнения Минских соглашений", - заявил эксперт.
"Действительно, возможно, цель участников блокады и тех, кто за ними стоит, сделать так, чтобы Путин в конце концов психанул, рубанул шашкой и признал "ДНР/ЛНР", чем похоронил бы столь нелюбимый в Киеве Минский процесс, - говорит Кость Бондаренко. - Но тут есть два момента. Первый - пока от блокады страдает не Путин, а Украина. Именно наша экономика терпит убытки, а Россия наоборот прибирает к рукам предприятия в "ДНР/ЛНР", перекладывая на них часть расходов по содержанию непризнанных республик. При таких вводных, ждать момента пока Путин "психанет" можно еще долго. Во-вторых, если все-таки участники блокады сделают что-то такое, что выведет из себя хозяина Кремля, то где гарантии, что он "психанет" в пределах нынешней линии разграничения, а не захочет ее передвинуть чуть дальше на Запад. Короче говоря, игра эта с блокадой опасная. В первую очередь, опасная для Украины".