Турция снова будоражит Старый свет. Анкара серьезно поссорилась с рядом европейских стран, но более всего - с Нидерландами. По всеобщему мнению, происходящее - самый серьезный дипломатический кризис за последние годы в отношениях турков и европейцев.
Как он может отразиться на геополитических раскладах - разбиралась "Страна".
От слов к флагам
В лентах новостей сейчас много Турции. И вряд ли будет меньше в ближайшее время. Даже сегодня, в воскресенье, 12 марта, Анкара продолжала грозить голландцам. "Если вы пожертвуете своими отношениями с Турцией ради выборов в среду, вы заплатите, - обратился к Амстердаму турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган, которого цитирует издание "Хюрриет". - Мы еще не сделали того, что требуется". Эрдоган имел в виду инцидент в субботу, 11 марта, когда турецкому министру по делам семьи и социальной политики Фатме Бетюль Саям Каю не позволили войти в консульство Анкары в Роттердаме, а потом и вовсе выдворили из страны.
Ранее Амстердам запретил посадку самолета главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу. Турецкая община в Роттердаме отреагировала уличными протестами, разогнанными голландской полицией.
Еще в своем комментарии турецкий лидер заявил, что "нацизм все еще жив на Западе" и называл власти Нидерландов "наследниками нацистов".
В свою очередь МИД Турции дал понять, что возвращение голландского посла в Анкару из отпуска будет нежелательным.
Одними заявлениями турки не ограничились. Например, своеобразной кульминацией протестов перед консульством Нидерландов в Стамбуле стала замена голландского триколора над диппредставительством на турецкий флаг, который, правда, провисел всего около получаса.
А незадолго до того, Эрдоган приравнял к нацизму политику властей Германии, которые запретили выступление главы турецкого Минюста Бекира Боздага перед представителями диаспоры в ФРГ.
Чем вызван турок гнев
Причина разногласий - намерение Анкары провести в Нидерландах акции в поддержку референдума о расширении полномочий президента Турции, который запланирован на 16 апреля. Подобные мероприятия должны были состояться и в других европейских странах, где живет много граждан Турции. Власти Германии, Австрии и Швейцарии выступили против, сославшись на сложность обеспечения безопасности и правопорядка на таких мероприятиях.
По сути на референдуме будет решаться, останется ли Турция парламентской республикой или станет президентской, более похожей на США.
Если больше голосов соберет второй вариант, президент Эрдоган серьезно расширит свои полномочия. Например, он получит право назначать министров, готовить проект государственного бюджета, отбирать большинство старших судей и вводить некоторые законы своим декретом.
Более того, президент сможет самостоятельно вводить чрезвычайное положение и распускать парламент.
Эрдогану для необходимого результата требуются, в том числе, и голоса граждан, которые живут за пределами Турции, прежде всего - в странах ЕС. Собственно, сама кампания, развернутая Анкарой в Европе, направлена на то, чтобы мобилизовать выехавшую часть электората в поддержку президента, при том, что однозначной уверенности в успехе референдума пока нет.
Палки в колеса
Хотя многие страны, где планировались связанные с турецким референдумом акции, официально отменяли их по соображениям безопасности, сразу же возникли подозрения, что дело не только в этом.
Например, в самих Нидерландах предвыборная гонка характеризуется серьезным противостоянием правящей "Народной партии за свободу и демократию" премьер-министра Марка Рютте и антисламской "Партии свободы" Герта Вилдерса. На это намекнул Эрдоган в своем комментарии.
Но вполне возможно дело в потенциальном усилении нынешнего турецкого президента, которого опасаются в ЕС. Многие европейские страны выражают глубокую озабоченность по поводу реакции Анкары на попытку военного переворота в июле и, как они считают, сползания Турции к авторитаризму. Например, Германия критически высказывалась насчет массовых арестов в Турции по горячим следам неудачного путча и еще более многочисленным увольнением тех, кого турецкие власти посчитали пособниками горе-путчистов.
На таком фоне отношения Анкары с Москвой выглядят гораздо лучше. Былые разногласия, из-за которых страны чуть ли не докатились до холодной войны, постепенно сглаживаются, хотя и не так быстро, как хотелось бы турецкой стороне. "Мы завершили процесс нормализации, больше не хотим произносить такое слово, как "нормализация". Хотим установить взаимное доверие", — заявил Эрдоган по итогам переговоров с президентом России Владимиром Путиным 10 марта. Проходила встреча, кстати, в Москве. На ней Путин заявил о готовности российском компании "Газпром" приступить к прокладке газопровода в обход Украины "Турецкий поток" (Эрдоган подтвердил, что проект разморожен), а другой компании - "Росатома" возводить АЭС в городе Аккую.
Судя по всему, Эрдоган снова хочет заручиться поддержкой Кремля в непростой для него ситуации в Европе. Не стоит забывать продолжающийся диалог двух стран и углубляющееся военное взаимодействие в Сирии. Хотя там идет не все просто из-за несогласия Анкары с российским планом федерализации Сирии, и, особенно, в плане наделением курдов автономией. Впрочем, до референдума Эрдоган вряд ли станет протестовать против такой программы. Да и в целом политика Анкары все больше склоняется к опоре на собственные силы в решении сирийской проблемы, при которой турки наладили контакт с Москвой и дают понять Западу, что его участие в процессе не требуется.
Это также, возможно, добавляет негатива в отношения турецкой власти и европейских лидеров.
Эрдоган извлекает из этого свою пользу - демонстрируя характер в атаках на европейские позиции, он укрепляет свой образ сильного, независимого лидера, который может показать европейцам "кузькину мать". Так что, судя по всему, продолжение антиевропейской темы следует...