"Сначала они называют блокадников рукой Кремля, потом принимают решение разогнать ее силой, бросают в политические жернова полицию и силовые структуры, а затем - когда ситуация приобретает очертания маразма - решают, что вообще-то блокада - это хорошо, но только если по решению СНБО... Скажите, мне одному кажется, что мы нашару наелись г..на?!".
Такими словами народный депутат Мустафа Найем отреагировал на решение СНБО о полном прекращении транспортного сообщения с неподконтрольными территориями Донбасса с 13-00 по киевскому времени. Напомним, что это означает перекрытие товаропотока по железным и автомобильным дорогам и не касается только пассажирского сообщения.
Решение действительно удивило многих. Ведь три месяца подряд власти неоднократно заявляли об огромном вреде, который наносит блокада экономике Украины, а в понедельник силой зачистили один из редутов ее участников, а колонну "активистов", во главе с Парасюком, которые ехали на подмогу "побратимам", остановила полиция выстрелами в воздух.
И тут вдруг такой поворот на 180 градусов. Возникают вопросы. На главные из них отвечает "Страна".
1. Почему власти вдруг решили поменять свою точку зрения на вопрос блокады?
Опрошенные "Страной" эксперты считают, что власть поступила чисто инстинктивно, реагируя на кампанию по дискредитации, которую развернули против нее конкуренты на "патриотическом" электоральном поле. "Страна" уже писала, что партия "Самопомощь", Саакашвили, "Укроп" и националисты атаковали президента, обвиняя его в предательстве национальных интересов и в "торговле на крови".
Видимо, на Банковой сочли это серьезной угрозой, поэтому и решили "возглавить процесс", перехватив тему у оппонентов.
"Это очередные игры патриотов. На этом решении игра не прекращается, а ставки, наоборот, растут. Власть принимает такое решение, чтобы выполнить свою основную цель - убрать блокадников с Донбасса и возглавить это движение и в экономическом, и в политическом смысле. Мало кто помнит, но в 2015 году уже была блокада, а потом тихонечко выдали 117 лицензий на торговлю углем. Теперь ситуация идентичная", - говорит "Стране" политический эксперт Руслан Бортник.
По его словам, главным стимулом для принятия решения стал страх власти получить третий майдан, поэтому было решено купировать процесс.
Правда, не станет ли это стимулом для участников блокады продолжит такую форму давления на президента и правительства (раз они уже пошли на попятную) - вопрос.
Еще одним фактором стало то, что сепаратисты ввели временную администрацию на крупнейших предприятиях и торговать официально там просто стало не с кем. Поэтому блокада, введенная СНБО, как бы просто констатировала факт прекращения хозяйственных связей с неподконтрольными территориями.
С другой стороны, этот мотив, скорее всего, был вторичным. Так как внешнее управление на предприятиях ввели еще с 1 марта, а решение СНБО появилось только сейчас - после начала акций протеста сторонников блокады. До этого момента, видимо, пытались еще договорится с Россией, чтобы отменить внешнее управление в обмен на снятие блокады.
2. Есть ли вероятность, что блокада будет снята в ближайшее время?
Это маловероятно.
Во-первых, в решении СНБО сказано, что запрет на торговые отношения с неподконтрольными территориями действует до выполнения пункта 1 и 2 Минских соглашений. Это прекращение огня и отвод тяжелого вооружения. Данные пункты так и не были выполнены за последние два года и ничто не указывает на то, что они будут выполнены в ближайшем будущем.
Во-вторых, в решении есть и еще одно условие - возврат контроля над предприятиями Донбасса прежним собственникам. Это позволило многим наблюдателям сделать предположение, что решение СНБО принято как элемент шантажа, чтобы сепаратисты вернули контроль над заводами тому же Ахметову. Однако, на самом деле, официально объявленная Киевом блокада загнала ситуацию в окончательный тупик. Так как "временную администрацию" сепаратисты в свое время вводили в ответ на блокаду Донбассу. То есть - замкнутый круг, из которого, без какой-то глобальной политической перезагрузки всего мирного процесса на востоке, уже не выбраться.
То есть, объявленная СНБО блокада окончательно консервирует нынешнее разделение, включая и перехват контроля сепаратистами над предприятиями Донбасса.
3. Какие будут экономические последствия?
С момента старта блокады (тогда еще неофициальной) в Кабмине говорили о возможном коллапсе в энергетической сфере и огромных проблемах для металлургов. О чем идет речь? Для металлургии и для энергетики используются разные виды угля. Энергетический уголь сжигается на ТЭС, а коксующийся уголь идет на кокс для сталеваров. Основные поставщики угля - это неподконтрольная часть Донбасса и Россия. Незначительные объемы Украина закупает в других странах.
"Теперь, когда уголь Донбасса будет контролироваться сепаратистами, Украина сможет покупать его же, но уже через американские и швейцарские офшоры, а это значит, что неизбежно последует повышение тарифов. Мы потеряем до 4 миллиардов долларов на экспорте, на снижении налогов после того, как предприятия на Донбассе перестанут платить в украинский бюджет, какую-то часть предприятий, которые работали в связке с Донбассом, придется вообще закрыть. Но я не исключаю, что Россия еще в ответ введет встречные санкции, сократятся доходы наших "заробитчан" в России", - поясняет "Стране" президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Пока официально экономика будет падать, теневые обороты, наоборот, возрастут. Речь идет о том, что значительная часть торговли через линию фронта перейдет в сферу контрабанды. По теневым каналам уже не первый год идут поставки фармпродукции, поддельного спиртного и сигарет. Теперь к этому перечню присоединятся и обычные товары.
4. Какие будут политические последствия?
Внутри Украины объективно усилится роль условной "партии войны". Но только возглавляемой представителями власти, а не фрондирующим Семенченко, Парасюком или Садовым.
Сбылась мечта секретаря СНБО Александра Турчинова, которые еще в декабре призывал ввести полную блокаду Донбасса.
"Это совместная игра Порошенко и Турчинова. Сам Турчинов видит себя премьером после окончания годового иммунитета у правительства Гройсмана", - заявил "Стране" политолог Константин Бондаренко.
Впрочем, как писалось выше, вдохновлены и радикальные сторонники блокады. Власть фактически пошла им навстречу и они могут придумать новые требования и новые объекты блокады. Например, потребуют разорвать дипломатические отношения с Россией. Или полностью прекратить с ней торговлю. А для этого заблокируют, например, газораспределительные станции на транзитных газопроводах. Или же магазины "Рошен", чтоб президенту показались ощутимее требования "патриотической общественности".
В целом, радикалы и сторонники "войны до победного конца" еще раз показали, что имеют возможность влиять на политику страны, даже если не пользуются поддержкой большинства населения. Просто, прибегнув к каким-то радикальным шагам, которые напугают власть. И это, пожалуй, главный итог блокадной эпопеи.
В тоже время, решение СНБО может консолидировать и условную "партию мира". Как раз сегодня появилось заявление Оппозиционного блока о подготовке к съезду партии с обвинениями в адрес власти в том, что она пошла на поводу у фашистских группировок.
По данным источников "Страны", заявление это означает примирение различных групп в партии. Как мы уже писали, еще в прошлом году прошел слух, что группа депутатов, близких к предпринимателю Ринату Ахметову, хочет якобы покинуть ОБ. И хотя в партии это опровергали, разговоры ходили упорные вплоть до последнего момента. "Но сегодня вопрос с расколом был закрыт окончательно", - сказал источник.
Отметим, что между моментом появления этих слухов и сегодняшним днем произошло множество событий. Началась блокада, которую, несмотря на все обещания, не спешила прекратить власть. А сегодня сама ее и ввела официально, похоронив последние надежды на возвращение донецких предприятий их собственникам. Возможно, именно это и помогло найти общий язык различным группам в ОБ.
Впрочем, источник в партии не связывает объединительные процессы в партии с блокадой. "Хаос в стране нарастает. Вероятность досрочных выборов увеличивается. Раскол единственной крупной оппозиционной партии, которая стоит на платформе мира, в таких условиях был бы безумием", - сказал источник.
5. Что будет с Минскими соглашениями?
Решение о блокаде окончательно завело в тупик минский переговорный процесс. В основе последнего, как известно, лежит реинтеграция Донбасса в Украину с особым статусом. Но сейчас, как мы видим, процесс стремительно идет в обратном направлении - к полному размежеванию сторон. Повернуть его вспять могут разве что принципиально новые договоренности с участием ведущих мировых держав. Но желания заниматься проблемами востока Украины с их стороны пока не видно.
В тоже время, запущенная ситуация может в любой момент взорваться новой войной.