Верховная Рада отказывается принимать поправки, которые на законодательном уровне запрещают трудовую дискриминацию по полу и сексуальной ориентации. А президент, в свою очередь, отказывается без этих поправок, которые были одним из требований для безвизового режима с Евросоюзом, подписывать новый Трудовой кодекс.
Голосование по безвизу ждет Украину уже через неделю. "Страна" выясняла, почему антидискриминационные поправки стали камнем преткновения между ЕС и Украиной, и как это отразится на перспективах получения безвизового режима.
Что это за поправки, из-за которых весь сыр-бор?
Вопрос трудовой дискриминации по различным признакам, основные из которых – пол сотрудника и его сексуальная ориентация, народные депутаты не могут решить уже почти полтора года.
Еще 15 ноября 2015 года нардеп Ирина Геращенко на пленарном заседании Верховной Рады зачитала проект своей поправки в Трудовой кодекс, который запрещает "любую дискриминацию в сфере труда, в частности, нарушение принципа равных прав и возможностей, прямое или непрямое ограничение прав в зависимости от расы, политических, религиозных или иных убеждений, гендерной идентичности и сексуальной ориентации".
Проще говоря, поправка ратует за равные права на работу для всех граждан, несмотря на их пол и сексуальные предпочтения (будь он гей или лесбиянка). Но депутаты к таким переменам оказались не готовы.
Для принятия поправки тогда в Раде не хватило голосов.
Две недели назад, наконец, в деле наметился прогресс: комитет по социальной политике, занятости и пенсионному обеспечению рекомендовал Верховной Раде принять новый Кодекс. Только вот упоминание о гендерной идентичности и сексуальной ориентации из проекта исчезло.
Пресс-служба Петра Порошенко вскоре заявила: "Президент не подпишет новый Трудовой кодекс без антидискриминационных поправок, которые были одним из требований для безвизового режима с Евросоюзом. Решение парламентского комитета изъять из проекта нового Трудового кодекса так называемые антидискриминационные нормы глава государства считает ошибочным и даже провокационным".
А автор отмененной поправки, первый вице-спикер Ирина Геращенко написала по этому поводу гневный пост в Фейсбуке, в котором назвала противников поправки кучкой мракобесов. "Парламентский талибан, который имеет дипломатические паспорта и давно путешествует по миру без виз, пытается на последнем этапе перечеркнуть весь тяжелый путь, который прошла Украина. Как же надоело это напускное фарисейство, когда парламентский талибан запрещает в законодательство вносить слово "гендер", которое, кстати, преспокойно существует в школьных и университетских учебниках", — пишет Ирина Геращенко.
Глава комитета, который изъял поправку Ирины Геращенко, Людмила Денисова (фракция "Народного фронта") заявила, что с 1971 года Трудовой кодекс, конечно, нужно менять – но не полностью следуя требованиям ЕС.
ЕС хочет, чтобы в Трудовом кодексе отдельно отметили дискриминацию по половому признаку и сексуальной ориентации. В комитете же заявляют, что поправку не изъяли, а просто проголосовали за "более узкий" ее вариант – в ней прописан запрет на вообще любую дискриминацию, без уточнений.
Изначально на рассмотрении комитета было около 30 вариантов тех антидискриминационных поправок, которые предлагалось внести в Трудовой кодекс, заявила секретарь Комитета по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения Наталья Веселова. Комитет проголосовал за одну из них. Теперь, в том варианте, который принял комитет, Трудовой кодекс попадет в зал ВР.
"Но сама Рада и депутаты будут определяться со всеми поправками, когда Трудовой кодекс будет внесен на рассмотрение в зал. И любой депутат, который подавал поправки, может поставить свою правку на подтверждение. И все эти 30 поправок, которые подавались, могут быть поставлены на подтверждение. Вот какая поправка наберет 226 голосов и больше, да и будет утверждена в Трудовом кодексе", – объяснила Веселова.
Рейтинги под угрозой
Эксперты объясняют нежелание ВР голосовать за антидискриминационные поправки тем, что они потенциально несут для народных депутатов большие рейтинговые потери. В Украине все-таки в большинстве своем до сих пор патриархальное общество, которое придерживается традиционных взглядов на семью, и которому чужд западный ультра-либерализм в плане сексуальной ориентации и гендера.
"Всех депутатов, которые проголосуют за эти поправки, во время избирательной кампании будут всячески демонизировать и дискредитировать их конкуренты, которые будут на выборах использовать гомофобную риторику, обязательно припомнят и осветят этот случай - мол, ты что, за геев? Каждый же думает о своем политическом будущем. Они уже видят, как их после этого будут называть на округе. А с учетом консервативности украинского общества, это будет стоить каждому депутату рейтинга. Поэтому они всячески саботируют и пытаются избежать голосования", – считает директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
"Депутаты не принимают поправки, потому что подыгрывают своему электорату, – также считает руководитель общественной инициативы "Европа без границ" Ирина Сушко. – Они боятся идти на непопулярные шаги и потерять свой электорат, если проголосуют за защиту трудовых прав секс-меньшинств. Это свидетельствует о нетолерантности, нигилизме, необразованности власти. И о том, что большая часть парламента крайне далека от европейских и вообще человеческих ценностей".
"Президент как бы говорит: срочно принимайте поправку по геям, потому что иначе нам ни денег не дадут, ни безвиз"
Может ли провал секс-поправок в трудовое законодательство повлиять на процесс предоставления Украине безвизового режима? Ведь голосование за безвиз Европарламенте пройдет уже на следующей неделе, 5 апреля.
Как уже писала "Страна", эти поправки необходимы европейцам не только с целью защитить права украинских секс-меньшинств, но и с целью минимизировать перечень поводов, по которым украинцы, после принятия безвизого режима, смогут просить в ЕС защиты от дискриминации. Если этих поправок не будет, то украинец, представившийся геем или лесбинякой, может может попросить убежища в Евросоюзе, сославшись на ущемление своих прав на родине. Если же эти поправки примут, то тогда евробюрократы смогут легко отказывать украинцем в статусе беженца, ведь формально права меньшинств будут защищены законом.
Ирина Сушко надеется, что провал поправок по сексуальным меньшинствам вряд ли остановит безвиз, но определенный риск есть.
"Этим шагом Украина нарушает длительный и последовательный диалог с ЕС, причем на самом высоком, официальном уровне. Я очень надеюсь, что ЕС не станет пересматривать решение по безвизу из-за непринятых поправок в Трудовой кодекс. Все-таки уже мы прошли определенные этапы, когда европейские институции зафиксировал наш прогресс в реформах, и приняли судьбоносные решения по процедуре получения безвиза (в том числе, установили механизм его приостановки). Но на отношениях с Западом и на имидже украинской власти это однозначно негативно скажется", – считает Ирина Сушко.
Руслан Бортник полагает, что, скорее всего, решение по безвизу для Украины в ЕС все-таки уже принято, так как основная загвоздка в его получении – механизм приостановки – уже был согласован. Но зато затягивание принятия трудового законодательства может сказаться на перспективах получения Украиной финансовой помощи от ЕС.
По его словам, под угрозой из-за непринятия поправок оказывается финансирование от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и других европейских институций. "Если президент требует внести поправки в Трудовой кодекс, это стоит перевести таким образом: срочно принимайте поправку по геям, потому что иначе нам ни денег не дадут, ни безвиз", – шутит Бортник.
А вот политолог Вадим Карасев не исключает даже, что власть специально срывает получение безвиза – слишком уж много он несет неприятных для украинского истеблишмента условий и обязательств.
"Эти нормы о приостановке безвиза в случае, если реформы и борьба с коррупцией будут происходить недостаточно быстро – зачем властям это надо? Они понимают, что если и получат безвиз, то это будет праздник со слезами на глазах. Он ничего не дает ни правящему классу (у них и так шенгенская мульти-виза), ни обычному народу (у них на поездки в Европу денег нет), – отмечает Карасев и добавляет: – Поэтому и президент, и парламент вступили в сговор и ведут показательную игру в строптивость перед Западом. А президент при этом еще и самопиарится, публично заявляя, что требует от парламента принять поправки в Трудовой кодекс – мол, вот, смотрите, я хороший, а депутаты – плохие, это они все тормозят"
К тому же, если раньше за выполнение условий Украина получала финансирование, то теперь, при новой администрации Дональда Трампа в США, все неопределенно. Да и перспектива нового транша от МВФ на фоне блокады Донбасса выглядит туманно.
"Медовый месяц Запада и украинских элит закончился. Власти увидели, что западные партнеры на них давят, а взамен ничего не дают, и у них включился инстинкт самосохранения, – объясняет Карасев. – Поэтому вот все это – электронное декларирование антикоррупционеров, возвращение Шокина, поправки в Трудовой кодекс – я связываю с тем, что правящий класс переходит в контратаку и берет курс на дистанцирование от Запада, от которого помощи мало, а требований – много", – говорит эксперт.
Эксперты пока не готовы прогнозировать, будут ли в конечном итоге приняты антидискриминационные поправки в Трудовой кодекс. Все будет зависеть от того, какой торг теперь поведет с украинскими властями Запад. Если на более выгодных для Украины условиях – можно ожидать новый кодекс уже до 14 апреля, до конца парламентской сессии. Если нет – вопрос опять повиснет в воздухе на неопределенное время.