Волынский выстрел и европейское эхо
Украина привыкла (как это ни печально звучит) к убийствам на улицах и выстрелам из гранатометов по офисам и частным зданиям. Однако вчерашний гранатометный выстрел по зданию польского консульства в Луцке еще долго будет звучать эхом во всей Европе.
Евросоюз долго старался не замечать то, что происходит в Украине. Однако вседозволенность радикальных группировок, которым сходят с рук и блокада транспортных путей, и погромы отделений "Сбербанка", и другие акции, однажды должна была дать себя знать и в отношении европейцев. Особенно с учетом постепенно накаляющихся отношений между Украиной и Польшей.
Украинские правоохранители прямо с утра, по заведенной традиции, попытались все списать на происки Кремля, и в дальнейшем эту версию всеми усилиями власти стали продавливать как основную. Однако, похоже, такая спешка вызвала в Варшаве только раздражение как очевидная попытка найти крайних, а не виновных. Поэтому там потребовали тщательного расследования, которое не назначит виновных, а действительно найдет их. А вот с этим, судя по результатам всех политических дел последних трех лет, у украинских правоохранителей большие проблемы.
В целом, официальная Варшава старается не накалять обстановку заявлениями, но действия вроде прекращения работы всех консульств намного красноречивее слов. Что касается слов, то за ними дело не станет – когда соберется Сейм, в котором слово "Волынь" и без гранатометов вызывало взрывную реакцию.
Так что скандал только начинается. И чем он закончится, вряд ли кто-то предскажет. Но удара можно ждать по чему-угодно, в том числе – по безвизовому режиму. Потому что принимать гостей с гранатометами в Европе вряд ли готовы.
НАПК против всех, но не сдается
Скандал "внутреннего потребления", но также с зарубежной "перспективой" разгорелся вокруг Национального агентства по борьбе с коррупцией. Впрочем, начался он как раз с зарубежной новости о том, что американское правительственное агентство USAID (то есть, по сути, Госдепартамент) перестает финансировать НАПК. Но продолжился уже внутри страны из-за того, что, как оказалось, и финансировать их не за что. Причем не только из штатовского бюджета, но и из украинского.
На носу 1 апреля – традиционный день окончания подачи деклараций госслужащими, но вдруг выяснилось, что сайт, где эти декларации выкладываются, уже несколько дней не работает. Подобный нонсенс вызвал понятное возмущение у целого ряда общественных организаций, которые потребовали от Кабмина увольнения руководства НАПК. Но вот тут-то и выяснилось, что уволить их нельзя.
Закон, который был призван защитить борцов с коррупцией от произвола чиновников, теперь оказался защитой для тех, кто, по мнению активистов, сами являются коррупционерами. Поэтому максимум, что смог сделать Гройсман, – призвать руководство НАПК уйти в отставку. Понятно, что призыв добровольно покинуть должность со стотысячной зарплатой и 80-тысячной премией понимания у Корчак не нашел. Так что правительству придется терпеть ее до конца срока. Если, конечно, отдельные министры, высказавшие претензии в ее адрес, не подключат радикалов.
Лондонский суд наносит двойной удар
Неприятные новости вчера пришли из Высокого суда Лондона, которым, по ускоренной процедуре, было вынесено решение о необходимости выплатить 3 миллиарда долларов долга перед Россией (так называемый "кредит Януковича").
Решение вызвало шок сразу по двум причинам. Первая причина: все прекрасно понимают, что рано или поздно этот долг отдавать придется, – но нынешняя власть делает все, чтобы это случилось позже, а не раньше. То есть не при ней. Поскольку, во-первых, найти 81 миллиард в бюджете просто нереально, во-вторых, сам факт выплаты такой суммы России будет "зрадой" в кубе. И в этом контексте ускорение решения официальному Киеву, понятно, как нож по горлу.
Вторая причина в том, какие аргументы использовал лондонский суд, чтобы принять решение. Он принял все аргументы России как чисто юридические, основанные на подписанном в 2013 году соглашении, и отверг все аргументы Украины – аннексия Крыма, война на Донбассе и т. д. – как чисто политические, не являющиеся предметом рассмотрения в суде.
Уже после заседания министр финансов Данилюк объявил, что Лондонский суд пошел на уступки и не будет требовать исполнения своего решения немедленно, дав украинской стороне время на апелляцию. Но проблема в том, что других аргументов, кроме тех, которые уже отвергнуты, у представителей Киева нет.
Соответственно, следом возникают две других проблемы. Одна из них связана с МВФ, который пока продолжает сотрудничество с Украиной, но неизвестно, как отреагирует на решение лондонского суда. Вторая – со стокгольмским судом, где лежат два встречных иска "Газпрома" и "Нафтогаза". Там ведь проблема та же – на стороне России контракт 2009 года, а на стороне Украины – только политические аргументы…
Можно ли забрать у Киева Евровидение?
Еще одним шоком вчерашнего дня, но более локальным, стала публикация швейцарской газеты Blick о том, что Украину могут временно отстранить от Евровидения из-за запрета на въезд российской певицы Самойловой. Газета привела цитату гендиректора Европейского вещательного союза Дельтенре, которая считает, что песенный конкурс используют для "политических игр власти". Она заявила, что ведутся переговоры с руководством Украины, но если они не дадут результата, то страну ждут санкции и исключение из Евровидения.
Правда, сами слова о санкциях и исключении оказались не очень понятными. Если речь идет об исключении участника от Украины, то будет просто нелепо, когда украинцы не принимают участие, но конкурс все равно проводится в Киеве. Если же речь идет о переносе конкурса в другое место, то почему об этом не сказано прямо. И вообще, реально ли перенести конкурс, до которого осталось полтора месяца? Это, конечно, не чемпионат мира или Европы по футболу, но подготовка все-таки нужна.
Да и, в конце концов, как можно отобрать конкурс, к которому сняли и знаменитый видеоролик с участием Кличко, и даже пародию на него?!